формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ
методическая разработка по теме
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в воспитании и образовании своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_in._d-ti_s_rodit..doc | 126 КБ |
formy_vzaimodeystviya_s_semyoy.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Направления инновационных и традиционных форм деятельности педагогов
в условиях взаимодействия с семьями воспитанников
1. | Информирование родителей о ходе образовательной деятельности |
1.1 | Дни открытых дверей |
1.2 | Индивидуальные консультации |
1.3 | Групповые консультации |
1.4 | Родительские собрания |
1.5 | Информационные стенды |
1.6 | Выставки детского творчества |
1.7 | Приглашение родителей на итоговые мероприятия |
1.8 | Создание памяток, буклетов |
2. | Образование родителей |
2.1 | Клубы для родителей |
2.2. | Семинары, мастер-классы, тренинги и др. |
2.3 | Библиотека |
2.4 | Банк консультаций |
2.5 | Домашняя игротека |
2.6 | Пропаганда семейного опыта |
3. | Совместная деятельность |
3.1 | Совместные развлечения, досуги |
3.2 | Тематические гостиные, вечера |
3.3 | Маршруты выходного дня |
3.4 | Экскурсии |
3.5 | Конкурсы детского и детско-взрослого творчества |
3.6 | Привлечение к участию в детской исследовательской и проектной деятельности |
3.7 | Уголок практической деятельности в приёмной |
4. | Обратная связь |
4.1 | Анкетирование, исследования |
4.2 | Информационные корзины |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
- Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
- Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
- Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:
- Зоны физической активности,
- Закаливающие процедуры,
- Оздоровительные мероприятия и т.п.
- Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
- Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
- Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
- Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
- Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
- Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
- Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
- Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.
- Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
- Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д.с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.
- Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия с СОШ № 16 и участием медицинских работников.
- Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
- Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
- Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
- Взаимодействие с СОШ № 16 по вопросам физического развития детей.
- Определение и использование здоровьесберегающих технологий.
- Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:
- Чему мы научимся (Чему научились),
- Наши достижения,
- Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- «Академия для родителей». Цели:
- Выявление психолого-педагогических затруднений в семье,
- Преодоление сложившихся стереотипов,
- Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников,
- Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком.
- Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат.
- Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Ознакомление родителей с деятельностью детей (видиозапись). Использование видиоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
- Открытые мероприятия с детьми для родителей.
- Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
- Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения.
- Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
- Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).
- Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.целью расширения кругозора дошкольников.
- Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Братске», «Как мы отдыхаем» и др.
- Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год» и т.п.
- Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.
- Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
- Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы.
- Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
- Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
- Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём.
- Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
- Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
- Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей.
- Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.
- Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
- Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
- Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
- Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
- Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
- Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
- Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
- Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье.
- Повышение правовой культуры родителей.
- Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
- Аудио- и видиозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
- Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
- Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
- Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей.
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности6 совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.
- Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
- Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.
- Семинары-практикумы для родителей художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
- Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.
- Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
- Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
- Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
- Создание семейных клубов по интересам.
- Организация совместных посиделок.
- Совместное издание литературно-художественного журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).
- «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....
"Практические формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников"
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности:семья или общественн...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...
Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство, установить партнерс...
Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников как условие реализации АОП
Сводная таблица взаимодействия специалистов ДОУ и родителей воспитанников...
Консультация для педагогов ДОО Наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников.
Консультация для педагогов ДОО Наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников....