«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».
методическая разработка
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуальной социально-адаптированной, творческой личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanova_g.a._iz_opyta_raboty_semya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РАВНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».
Жданова Г.А.
МАДОУ д/с №2 г.Белгород
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения №2 города Белгорода является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие интеллектуальной социально-адаптированной, творческой личности ребенка.
Отбирая средства для реализации данной задачи, а также содержательную наполняемость тех мероприятий, которые направлены на ее достижение, коллектив нашей организации понимает, что родители воспитанников должны быть включены в данную деятельность, а значит стать равноправным участникам образовательных отношений. А для этого организации необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, формы, методы для установления доверительных отношений с родителями воспитанников, налаживания сотрудничества с ними и включения в образовательную деятельность по воспитанию и развитию их детей. Это необходимо прежде всего для установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду единомышленников, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и уметь совместно их решать. А чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений, необходимо вовлечь их в жизнь нашей организации.
Взаимодействие с семьей в нашем дошкольной организации начинается в группе кратковременного пребывания «Улыбка», которую посещают «неорганизованные» дети микрорайона и их родители в течение учебного года. Возможность общения с родителями позволяет решать проблемы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями. Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.
Для изучения запросов и потребности семьи, педагоги организации проводят информационно-аналитическую деятельность: психолого-педагогический мониторинг, мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг, мониторинг создания эффективных условий здоровьесбережения в ДОУ и др. Результаты мониторинга позволяют педагогам определить семейный статус, уровень их педагогической компетентности, учесть запросы семьи по вопросам воспитания и развития детей, предусмотреть формы работы с разными типами семей, разработать планы взаимодействия, подготовить вопросы для консультирования, запланировать совместные виды деятельности.
Далее, в своем большинстве, дети, посещающие кратковременную группу, продолжают посещать группы полного дня именно нашей организации.
Наши родители – молоды, энергичны и инициативны. Им нравятся наши идеи и интересные предложения, исходящие от педагогов, и, зачастую, инициаторами идей многие родители становятся сами. Поэтому наши родители очень активно включены в проектную деятельность как эффективного и наиболее результативного метода взаимодействия организации с родителями.
Так, поддержав идею благоустройства детских площадок, инициированы в 2016 году такие краткосрочные проекты социальной направленности, как «Безопасная площадка», «Цветущий сад», в реализацию которого были включены более 50 родителей. По результатам проекта наши площадки стали более благоустроенными, безопасными и интересными для самих детей. Данная деятельность позволила сплотить родителей. А также в проекте родители ближе познакомились с требованиями ФГОС ДО и СанПиН, тем самым повысив уровень своей компетентности в части создания безопасных и комфортных условий на территории организации.
А поддержав идею оснащения развивающей предметно-пространственной среды групп, в 2017 году инициирован проект «Группа на колесах», в которую с радостью включились более 64 родителей воспитанников групп среднего и старшего дошкольного возраста. Родители более тщательно познакомились с шестью принципами ФГОС ДО, возрастными и индивидуальным особенностями дошкольников. По-другому стали относится к выбору игр и игрушек для своих детей. Можно с уверенностью сказать, что совместная проектная деятельность помогает установить тесный контакт между педагогами, детьми и родителями.
Но современные родители – родители интернета. Поэтому мы приняли решение участвовать в реализации муниципального проекта «Внедрение дистанционных форм методического сопровождения родителей обучающихся по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим вопросам воспитания дошкольников в режиме on-line». Реализация проекта очень актуальна, так как в наше современное время Интернет вошел в повседневную жизнь каждого человека. Мы понимаем, что родителей необходимо просвещать по вопросам, описанным выше, но в удобной для них форме и формате. В рамках реализации плана проекта мы запланировали, разработали и провели для родителей информационные вебинары в режиме онлайн и офлайн: «Обеспечение эмоционального благополучия и укрепление здоровья детей дошкольного возраста», «Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми», проведены онлайн – консультации педагогами-специалистами по наиболее интересующим родителей темам. Выбор тем не случаен и исходит, прежде всего, из запросов родителей. Данные вебинары проведены как в прямой трансляции, так и размещены в записи на нашем официальном сайте. По итогам проделанной работы нам удалось привлечь к данной форме опосредованного общения более 150 родителей.
А индивидуальное консультирование по скайпу в течение года выросло в два раза. Родители понимают, что им больше не нужно приходить с работы и ждать приема к педагогу-психологу или заведующему организацией. Они это могут сделать, придя домой, или не выходя из дома. Тем самым такая удобная форма позволила найти тех, кто начал больше нам доверять и оценил такую форму сотрудничества как дистанционное общение.
В свете последних тенденций все большую популярность набирают квест-игры, которые замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становятся отличной возможностью для педагогов увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду, а также создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности. Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому в нашей дошкольной организации игровые квесты проводим по разным направлениям: безопасности дорожного движения, физкультурно-оздоровительной направленности, интеллектуальной, пожарной безопасности. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации мероприятия ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов всех участников. Кроме того, задания соревновательного характера формируют навыки взаимодействия в коллективе сверстников и взрослых, что повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Так при подготовке и проведении квест -игры «Путешествие в поисках кристалла здоровья» с воспитанниками старшей группы в эту деятельность включилась большая часть родителей группы, которые не только активно участвовали в выполнении заданий, но и повысили свою компетентность в вопросах здорового образа жизни, правильного питания детей дошкольного возраста, видах спорта. А во время проведения квест - игры «Безопасный маршрут» семьи воспитанников получили индивидуальные схемы пешего перемещения ребенка с родителями по территории детского сада, где были расставлены знаки дорожного движения, сделана разметка дороги. Содержание этого мероприятия направлено на повышение компетентности и личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, находясь в статусе «участника дорожного движения».
Вот уже несколько лет в нашей дошкольной организации используется такая форма сотрудничества с родителями, как «Гость группы». Родителям предоставляется возможность - стать участниками образовательной деятельности. Многие с большой заинтересованностью откликаются на такие предложения и активно готовятся к предстоящей встрече. Воспитатель оказывает тьюторскую помощь родителям - будущим гостям группы, помогает систематизировать материал, запланировать виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Родители рассказывают детям интересные сведения о своих увлечениях, профессии, семейных традициях, проводят мастер-классы, игры, виртуальные экскурсии.
Папа - пожарный с гордостью рассказывал о своей опасной, но очень важной профессии, папа - тренер спортивной школы провел мастер-класс по обучению игре в футбол, мама-парикмахер не только рассказала о своей творческой профессии, но и наглядно продемонстрировала ее особенности: девочки представили новые прически на конкурсе красоты, а членами жюри стали мальчики группы. Такая форма взаимодействия помогает укрепить внутрисемейные связи, вызывает гордость у ребенка за своих родителей, способствует творческому раскрытию семьи, педагогическому просвещению родителей.
Также важное место в работе с родителями занимают родительские собрания, которые проходят с использованием интерактивных форм взаимодействия: в форме круглого стола, деловой игры, вечера вопросов и ответов, работа в мини-группах. Общение происходит в непринуждённой обстановке, с обсуждением актуальных проблем развития детей, трансляцией опыта семейного воспитания. Прежде всего, интерактивные методы способствуют готовности родителей к взаимодействию, повышают их уровень компетентности в образовательной деятельности, позволяют сделать родителей активными участниками, а в целом, укрепляют сотрудничество детского сада и семьи.
Использование разнообразных форм работы с семьей дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательных отношений. Они проявляют интерес к жизни детского сада, выражают восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка.
Список литературы:
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Пособие для руководителей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 114 с.
- Микляева Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. // Библиотека журнала «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
- Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
- Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. // Библиотека журнала «Управление ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...
Родители и педагоги-равноправные участники образовательного процесса.
В статье представлен опыт работы накопленный педагогами нашего ДОУ и лично мной, в области сотрудничества с родителями воспитанников....
Современные формы и методы работы педагогов с родителями воспитанников, как фактор позитивного развития ребенка.
Из-за отсутствия тесного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приво...
Современные формы и методы работы педагогов с родителями воспитанников, как фактор позитивного развития ребенка.
Из-за отсутствия тесного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приво...
Формы и принципы взаимодействия логопеда с родителями воспитанников.
Осуществление логопедических образовательных задач не возможно полноценно без поддержки и занятий со стороны родителей. В родительской семье ребенок проводит врменени в десятки часов больше, чем в лог...
Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей.
Одним из самых важных «элементов» образовательной среды дошкольной образовательной организации является взаимодействие взрослых....
Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять ...