«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
статья
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи»
Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной .
Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства.
В связи с этим на базе нашего ДОУ создан консультационный центр для семей, воспитывающих детей в возрасте от 0 года до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут и другие специалисты дошкольного учреждения: психолог, зам. зав. по ВМР, специалисты дополнительного образования.
Педагоги могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.
Целью создания Консультационного центра является:
Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Задачи:
- Оказание всесторонней помощи родителям ( законным представителям) и детям – 3 лет, не посещающим ДОУ;
- Оказание помощи родителям ( законным представителям) по различным вопросам, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
- Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
Работа консультационного центра поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.
Ожидаемый результат:
Благодаря работе консультационного центра произойдет:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.
Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.
На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).
II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).
IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь
воспитанникам и их родителям, психолога, врача и других специалистов по запросам).
V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).
Совместное обсуждение планов на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.
Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.
Формы и методы работы консультационного центра:
Педагоги нашего ДОУ используют различные формы взаимодействия с родителями, чьи дети не посещают ОУ. Их основной задачей является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для родителей важна максимально полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду. Они с большим желанием готовы посещать открытые занятия, совместные праздники и мероприятия.
Родители желают приобрести определенные навыки в педагогической практике: чем заниматься с ребенком дома, какую литературу о воспитании детей читать, совместные праздники и досуги родителей и детей и с удовольствием сотрудничают с нами.
Успех совместного сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
С целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводим:
- консультации для родителей;
- открытые занятия;
- оформляем специальные стенды содержащих сведения о возрастных особенностях детей, методах и приемах эффективного взаимодействия с ребенком;
- приглашаем на утренники и развлечения;
- посещаем их на дому.
Весь вышеперечисленный комплекс мероприятий направлен на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к ребенку.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации .Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребенка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
На встречах со специалистами можно получит квалифицированную консультацию по следующим вопросам:
Заведующий:
- Информирование граждан об их правах на получение образования, об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования
Медицинская сестра:
- проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания и организации сбалансированного питания детей
- даст рекомендации по профилактике различных заболеваний
- окажут помощь в составлении режима дня и организации правильного питания ребенка;
- научат проводить закаливающие процедуры с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка;
- дадут советы по вопросам профилактики различных заболеваний
Инструктор по физическому развитию:
- проконсультирует по организации двигательной активности ребенка в
домашних условиях
обучит родителей основным приемам профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Воспитатели:
- проконсультирует по организации условий для творческого развития дошкольников
- обучит детей приемам, способствующим творческому развитию детей и организации досуга дома
- покажут Вам различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития Вашего ребенка;
- проконсультируют Вас по вопросам воспитания, обучения и развития Ваших детей.
Музыкальный руководитель:
- проконсультирует по вопросам музыкального воспитания детей
- окажет практическую помощь в проведении досуговой деятельности с детьми в домашних условиях
Педагог – психолог:
- выявить эмоционально-личностные проблемы;
- определить уровень развития познавательных процессов
(внимания, память, мышление, воображение…);
- проанализировать детско-родительские отношения;
- проведет диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Из проведённой работы можно сделать следующие выводы о том ,что
работа педагогов с родителями и детьми, не посещающими детский сад рассматривается как целенаправленный процесс формирования личности.
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:
- повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
- повышение уровня педагогической грамотности;
- расширение педагогического кругозора;
- решение проблем воспитания и обучения детей.
- активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Заключение:
Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» оказываются наиболее полезными для родителей. Родители, которые неоднократно обращаются в КП, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.
Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.
Мы слышим слова благодарности от родителей и видим в их глазах интерес к своему ребёнку, к общению с педагогами, к детскому саду. Родители нуждаются и ждут нашей помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьями "группы риска" в дошкольном учреждении.
Основы работы с семьями группы-риска....
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...
"СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Содержание форм и методов взаимодействия Доу и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребенка дошкольного возраста.Байденко Инна Валентиновнаинструктор по физической культуре высшей квал...
План взаимодействия с Органами Опеки и Попечительства по работе с семьями группы риска 2017-2020
Дети, состоящие на учете в ООиП, нуждаются в дополнительной сопроводительной работе в детском саду....
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".
Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...
Методическая разработка по развитию речи «Особенности современных форм и методов работы в дошкольных группах по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным язык...
Статья "Современные формы и методы работы с семьей"
Статья "Современные формы и методы работы с семьей"...