Мастер-класс «Путешествие по «реке времени», как один из видов организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
методическая разработка
Научить участников мастер-класса проектировать занятие со старшими дошкольниками с использованием путешествия «по реке времени» (автор Короткова Н.И.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnyy_master-klass.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер-класса
1. Приветствие участников мастер-класса.
2. Проверка связи (слышно? видно?)
3. Правила участия и временной регламент: познакомить участников с работой камеры и микрофона; использование чата; возможность задавать вопрос и время для этого
Тема нашего мастер-класса «Путешествие по «реке времени», как один из видов организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» (слайд 1)
1. Презентация педагогического опыта
1. Обоснование актуальности темы мастер-класса
Уважаемые коллеги, на ваш взгляд, какие умения и навыки исследовательского поиска формируются у ребенка (использование чата или включение микрофона)
Схема модели опытно-экспериментальной деятельности дошкольника (слайд 2)
Да, ребенок рождается исследователем всего того, что находится с ним рядом, что окружает его. Он проявляет свою любознательность во всем и везде: дома, во время прогулки, на природе и задает вопросы: «Почему? Как?»
И к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность оформляется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем больше ему хочется узнать о вещах, предметах, явлениях, которые не входят в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед нами, педагогами, встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены, где ребенок имеет возможность наблюдать, экспериментировать, проводить опыты, рассуждать, искать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.
В дошкольном образовательном учреждении традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим миром. На таких занятиях дети обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу. К сожалению, педагог транслирует готовые уже знания, предлагает детям систему вопросов и заданий, которые направлены на закрепление этих знаний. В этом случаи педагог не готов создать условия для ребенка «исследователя», а отводит детям лишь роль «получателя» информации. При такой организации образовательной деятельности ребенок не освоит способы познавательной деятельности.
Отсюда, на мой взгляд, вытекает противоречие:
Подобный подход к организации условий для познавательно-исследовательской деятельности детей не соответствует ни потребностям ребенка, ни ориентирам на становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности.
Противоречие рождает задачу:
Необходим поиск подходов, методов, способов, которые позволят развернуться в сторону ребенка и дать больше возможностей для них. Один из возможных вариантов решения поставленной задачи – развертывание партнерской деятельности взрослого и детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность – подход, предлагаемый Надеждой Александровной Коротковой.
2. Презентация возможностей организации такого вида исследований как путешествие «по реке времени»
Описание педагогических условий, в которых применяется данная технология
Это «путешествие по «реке времени», как один из видов познавательно-исследовательской деятельности, соответствующая потребностям познавательного развития старших дошкольников. Особенно актуально использование в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется определенный багаж знаний. (слайд 3)
«Путешествие «по реке времени» - интересная и доступная игровая форма представления детьми целостной картины мира.
Задача: развивать у детей представления об историческом времени (окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему, вообразить и представить будущее). Но никак не преследует цель – снабдить детей детальными историческими сведениями. Им на наглядном примере становится проще делать выводы и умозаключения, а также побуждает их к поисковой деятельности, которая продолжается не только в детском саду, но и дома вместе с родителями.
Цель познавательно-исследовательской деятельности - создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
В своей практике такой вид познавательно-исследовательской деятельности применяю третий год. Данная методика хорошо изложена в книге Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», но сам термин «река времени» она позаимствовала у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для своей повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
На первом занятии я начинала знакомство детей с «рекой времени» с чтения этой повести – сказки. Во время беседы задавались детям такие вопросы: любят ли они путешествовать? А куда? А можно ли путешествовать по «реке времени»? И в этот момент я обращала внимание детей на демонстрационный материал – карту-панно «река времени» с первоначальными «метками» - островками, где предлагалось им попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели? А ведь течет не только вода, но и время». Данные вопросы помогают детям понять значение такого выражения, как например, «воображаемое путешествие».
На начальном этапе, работая по «реке времени», мы обсуждали с детьми в каких жилищах и как обитали люди раньше – в «старину», еще раньше – в «древности», в каких мы живем сейчас и какие дома могут быть в «будущем», т.е. мы устанавливали связь между такими понятиями, как «древность» - «старина» - настоящее время» - «будущее».
Конечно, данный тип детского исследования, как «путешествие по «реке времени» довольно сложно уместить в одно занятие, поэтому для проведения игр-путешествий я использую и время НОД, и время в самостоятельной деятельности детей, и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах с использованием различных методов и приемов: (слайд 4)
1. Словесный (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписи)
2. Наглядный (рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы, использование видеофильмов и диафильмов, составление и оформление макетов)
3. Практический (экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия)
4. Игровой (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции)
«Путешествие «по реке времени» строится по определенному алгоритму, предложенный Надеждой Александровной Коротковой, что позволяет педагогу правильно спланировать занятие, а также знать алгоритм своих действий и алгоритм действий детей (слайд 5)
1. Совместное обсуждение реального события или вымышленного события в художественных произведениях
На этом этапе идет обсуждение с детьми реальных событий: природные явления или общественные события (праздники), события «смоделированные» педагогом (внесение предметов, неизвестные детям; необходимая помощь кому-то), события в группе, «заражающие» интересом детей (коллекции, выставки) или вымышленных событий из художественных произведений. Реальные или вымышленные события являются отправным моментом для «путешествия по «реке времени». Я, как педагог, на этом этапе организовываю и настраиваю детей на познавательно-исследовательскую деятельность
2. Постановка цели исследования
Когда интерес у детей вызван к определенному факту события, к условию его возникновения, я на этом этапе начинаю детям задавать вопросы для исследования, отталкиваясь от данного события. (А как? Почему? Как думаете? Хотите узнать?)
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрационного или предметного материала
На этом этапе я предоставляю детям информацию в виде реального предметного или иллюстративного материала, мультимедийную информацию. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать связи между явлениями и определенными фактами в событии, переходя из одного временного отрезка к другому. Они экспериментируют, ставят опыты, высказывают свои идеи, предположения, отвечают на вопросы, делают выводы. Результаты своей исследовательской деятельности дети заносят в картотеки «Схемы проведения опытов и экспериментов», «Свойства предметов» с помощью зарисовок и условных обозначений.
4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на карте-панно «река времени»
Дети выбирают себе партнера для совместных действий и удобное место для работы, а могут работать индивидуально. Детям раздаются мелкие иллюстрации (картинки)- «метки», изображающие эпоху древности, старины, настоящего мира (по теме «путешествия». Они их подбирают, осваивая последовательность их размещения на «реке времени». Я, в свое время, согласовываю с ними действия, их последовательность.
5. Сборка карты-панно «река времени», сопоставление результатов исследования
Дети на этом этапе закрепляют мелкие иллюстрации (картинки) - «метки» на карте-панно «река времени», делают логические выводы при работе с картой-панно, намечают еще один «островок» на «реке» - это «будущее», проявляя творческую активность в продуктивной деятельности. Рассматривая «реку времени», дети всегда оценивают результаты своего исследования. Я, как педагог, на этом этапе занимаю позицию партнера и действую вместе с ними.
Островки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, заполняются соответствующим иллюстративным материалом. А где это возможно, то рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.
6. Вывешивание карты-панно в групповом помещении
Дети сами выбирают место для карты – панно, чтобы оно было доступным, мобильным, чтобы в любой момент можно было перенести в другое место, в другую группу для презентации своей работы, чтобы можно было ее рассмотреть, оценить результат своей деятельности. Дети на этом этапе планируют чем и как можно дополнить карту-панно «река времени». А я, как педагог, привлекаю их к подведению итогов (к рефлексии)
7. Дополнение карты-панно «река времени» детьми в самостоятельной деятельности
«Река времени» должна быть «открыта» для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей. Ребята решили, что это могут быть и зарисовки, наклеивание дополнительных картинок, иллюстраций, фотографий, макеты, коллекции. Это могут и быть старинные вещи, которые можно исследовать, даже попробовать предмет в действии.
Чтобы детям было интереснее, чтобы смысл образовательного процесса не терялся, я стараюсь «путешествие по «реке времени» сочетать:
- с тематической подборкой художественных произведений (воображаемые события, описанные в книжках);
- с продуктивной деятельностью;
- с коллекционированием (классификация, изучаемых нами предметов вовремя путешествия);
- опытами (экспериментированием).
Так, например, коллекция динозавров, которая была организована в группе одним воспитанником, послужила отправной точкой в путешествие в «Историю динозавров», где во время экспериментирования дети сравнивали животных, классифицировали их по определенным особенностям. А во время опытов с движением воздуха, дети узнали, что была в прошлом паровая машина. Таким образом, мы «отправились» в «Историю автомобиля», где классифицировали транспорт по видам.
Продуктивная деятельность является продолжением «исследования» детьми, как в группе, так и с родителями дома. Идет работа с незавершенным продуктом по образцам, схемам (изготовление макетов, игр-бродилок, лото). Все это дети используют в дальнейшей свободной деятельности для сюжетной, режиссерской игры.
Что же собой представляет карта-панно «река времени», как оно может быть подготовлено в совместной деятельности с дошкольниками, что в себя включает? (слайд 6)
Дидактическое пособие «река времени» представляет собой папку-передвижку, на которой отмечена полоса синего цвета – это «река». Вдоль «реки времени» несколько островков (картинок): «древность» - «старина» - «наше время» - «будущее». «Древность» – это эпоха древнего мира; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, «будущее» - то, что может быть в будущем. Этот островок представлен отдельными перекидными листами, на которые наклеиваются картинки – «метки» в зависимости от темы «путешествия».
Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять детям, что когда-то жизнь человека была совершенно другой. Условные «островки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.
А теперь, поработаем вместе…….(слайд 7, открываются с нажимом копки)
Какие качества можно формировать у детей в процессе «путешествия по «реке времени»?
Участники записывают в чате или говорят в микрофон свои предположения.
Качества: формирование познавательных и творческих интересов, социально-коммуникативных качеств, формирование речевого развития и развитие исследовательской деятельности.
3. Знакомство с достижениями Мастера, результативность деятельности
Опыт работы показал, что в результате использования подобных игр-путешествий во времени, дети стали смелее, более открытыми, сами могут задавать вопросы на интересующие их темы и самостоятельно наблюдать, сопоставлять, анализировать, сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, умеют работать с картой-панно «река времени» (дополнять ее макетами, картинками, изготовленные самостоятельно и с помощью взрослого). Считаю, что познавательная активность детей при систематической работе по внедрению типа познавательно – исследовательской деятельности «путешествие по «реке времени» может влиять на их интеллектуальное развитие.
4. Определение перспектив в работе
Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы: недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметила, что детям интереснее рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть), чем иллюстрации. В этом помогают нам родители: они подбирают и готовят необходимую информацию, предметы старины, вместе с детьми составляют коллекции, изготавливают макеты. Мы планируем и в дальнейшем привлекать родителей в работу по познавательно-исследовательской деятельности.
2. Представление педагогического мероприятия с детьми
Занятие по теме «История простого карандаша» (показ видео, заполнение карты анализа занятия с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени», отправленное заранее)
3. Моделирование
Мастер на слайде демонстрирует приемы эффективной деятельности с детьми на каждом этапе проведения формы познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени» на примере НОД «История шариковой ручки». Участники выбирают приемы, добавляют свои, озвучивая в чате или с помощью микрофона, характерные только для данного этапа.
- А сейчас, уважаемые коллеги, мне хотелось еще раз вместе с вами познакомиться с алгоритмом проведения данного вида познавательно-исследовательской деятельности, но уже на примере НОД по теме «История шариковой ручки». Мы с вами попробуем, таким образом, составить занятие.
Вы на слайде видите приемы деятельности с детьми, используемые педагогом во время «путешествия в историю шариковой ручки». Я предлагаю вам выбрать приемы, добавить свои приемы, на ваш взгляд, используемые на каждом этапе проведения формы «Путешествия по «реке времени». (включаем микрофон)
1. Совместное обсуждение реального или вымышленного события из художественных произведений
- помощь воспитателю выбрать кому-то в подарок шариковую ручку
- рассказ и беседа о шариковой ручке
- внесение гусиное пера в группу
- использование фольклорных материалов
- просмотр мультфильма «Фиксики» (серия «Шариковая ручка)
- выставка коллекции шариковых ручек
- использование аудиозаписи
- посылка с шариковой ручкой
- экскурсия в магазин канцелярских товаров (покупка шариковой ручки в группу)
- использование д/игры «Что лучше и удобнее»
- ……………………………? (варианты участников)
2. Постановка цели исследования
- постановка вопросов поискового характера для исследования шариковой ручки (например, как вы думаете, была ли шариковая ручка в древности? Всегда ли писали шариковой ручкой? Какая была самая первая шариковая ручка? Хотите узнать историю шариковой ручки?)
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрационного или предметного материала
- рассматривание наскальных рисунков, изображение глиняных дощечек с палочками, тростниковой ручки
- рассматривание реальных предметов (гусиное перо, стальные перья, виды современных шариковых ручек)
- мультимедийная презентация «Как изготавливают шариковую ручку?»
- опыты «Письмо на глиняной и восковой дощечке», «Как писать тростниковой палочкой, гусиным и стальным пером»
- уточнения, пояснения, объяснения в процессе опытов
- зарисовка схем в картотеку «Опыты и эксперименты», составление алгоритмов, карточек «Свойства предметов»
- …………………………………..? (варианты участников)
4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на карте-панно «река времени»
- подборка мелких картинок - «меток», изображающих древность, старину, настоящий мир
- выбор партнера для совместных действий и ориентировка во временных промежутках (древность, старина, современный мир, будущее) на карте-панно «река времени»
5. Сборка карты-панно «река времени», сопоставление результатов исследования
- закрепление мелких картинок – «меток» на карте-панно «река времени», изображающих древность, старину, настоящий мир
- уточнения, объяснения детей после размещения картинок – «меток» на «реку времени»
- рисование шариковой ручки для «островка» будущего
- рассказы и обсуждения результатов исследования шариковой ручки
6. Вывешивание карты-панно в групповом помещении
- беседа о выборе места для карты-панно (групповое помещение или приемная)
- беседа о планировании самостоятельной деятельности
- беседа об оценке результатов своей деятельности
Какие вопросы может задать педагог? (участники зачитывают свои варианты вопросов)
(например, что было самым интересным? А самым трудным? А кто был самым активным? А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? Об истории каких вещей вам хотелось бы узнать?)
7. Дополнение карты-панно «река времени» детьми в самостоятельной деятельности
- схематические зарисовки и фотографии шариковой ручки
- вырезывание и наклеивание на карту-панно дополнительных картинок различных видов современных шариковых ручек
- изготовление игры – бродилки «Путешествие в историю шариковой ручки» (работа с незавершенным продуктом по образцам, схемам)
- пополнение старинными предметами (тростниковая палочка, стальные перья)
- сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Антикварная лавка» (со старинными предметами: гусиные перья, стальные перья), «Семья» (сюжет «Древние люди», строим пещеру), режиссерская игра с макетами «Пещера»
Заключительное слово мастера
- Становление познавательно-исследовательской деятельности дошкольника во многом зависит от особенностей сотрудничества с партнером-взрослым. Насколько он, педагог, сможет поддержать присущую с рождения ребенку любознательность, создать условия для развития познавательного интереса, для освоения ребенком способов познавательной деятельности. Насколько он способен дать ребенку возможность активно действовать, создать условия для формирования компетенций ребенка.
Я показала свой взгляд на использование такого вида исследования как путешествие «по реке времени» со старшими дошкольниками, основанного на подходе Надежды Александровны Коротковой. Это один из вариантов, буду рада, если вы дополните его своими педагогическими находками.
Желаю вам творческого отношения к своей работе, успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой
Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Путешествие по «Реке времени». Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Технология «Путешествие по реке времени», предложенная Н. А. Коротковой, является одной из форм познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Существует мно...
Мастер-класс «Делаем сами-своими руками. Нестандартное оборудование для оздоровительных упражнений и повышения двигательной деятельности дошкольников»
В соответствии с требованиями стандарта основной задачей является формирование ценностей здорового образа жизни. Здоровье-это базовая ценность и необходимое условие физического и социального раз...
«Технология: «Путешествие по «Реке времени», как форма развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе...
Конспект НОД с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени"
Конспект занятия с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" для детей старшего дошкольного времени в игровой форме познакомит ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников».Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и ...