Путешествие по «Реке времени». Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.
консультация по окружающему миру на тему
Технология «Путешествие по реке времени», предложенная Н. А. Коротковой, является одной из форм познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом.
Совместная непринуждённая партнерская деятельность взрослого с детьми в соответствии с ФГОС ДО является приоритетной, основной и новой формой проведения занятий, которая в наибольшей мере способствует всестороннему развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Путешествие по реке Времени" | 293.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Путешествие по «Реке времени».
Развитие речи дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Технология «Путешествие по реке времени», предложенная Н. А. Коротковой, является одной из форм познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Совместная непринуждённая партнерская деятельность взрослого с детьми в соответствии с ФГОС ДО является приоритетной, основной и новой формой проведения занятий, которая в наибольшей мере способствует всестороннему развитию дошкольников.
Путешествие по «реке времени» — это освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации).
Используя данную форму познания окружающего предметного и социального мира, позволяет детям чувствовать себя раскованнее и непосредственнее.
Главное в путешествии по «реке времени» – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» символы материальной цивилизации (древность, старина, современность, будущее).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Очевидные плюсы использования этой формы исследования заключаются в ее развивающих функциях:
- развитие познавательной активности и инициативы ребенка;
- перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развитие восприятия, мышления, речи (анализа, рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о
природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Таким образом, учитывая традиционное содержание представлений об окружающем мире, которое включается в образовательный процесс ДОУ, можно наметить примерный круг тематических содержаний, исходя из запланированных тем недель, важных реальных событий и интересов детей.
Отправным моментом для путешествия могут быть как реальные события, происходящие в данный период, так и специально «смоделированные» воспитателем (внесение в группу неизвестных детям предметов и их назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Интерес и много вопросов для исследования вызывают предметы и события, описывающиеся и происходящие в художественных произведениях.
Обращая интерес детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, предмета, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Взаимодействуя с детьми, воспитатель обсуждает высказанные идеи, предположения, умозаключения, предлагает свою версию ответа и совместно в партнерской деятельности приходят к результату исследования и выводу.
Однако партнерская познавательно – исследовательская деятельность со взрослым, не должна завершится в рамках занятия, а должна мотивировать детей к дальнейшей свободной самостоятельной исследовательской деятельности (в детском саду и дома). Панно «река времени» могут дополняться детьми по собственной инициативе (кто-то принесет из дома подходящие картинки, кто-то – интересную старую вещь, коллекцию предметов и т. п.).
Технология «Путешествие по реке времени» строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста;
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Методы, возможные при использовании данной технологии:
- Словесный метод (рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей);
- Наглядный метод.
- Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- Рассматривание схем, моделей, знаков, таблиц.
- Использование видеофильмов, презентации слайдов, фотографий.
- Практический метод:
- Составление и оформление макетов;
- Экспериментирование, опыты;
- Изготовление поделок.
- Игровой метод (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции)
- Поисковый метод (нахождение ответов и решений в проблемных, поисковых ситуациях)
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»:
- Обсуждение реального или вымышленного события.
- Постановка цели исследования (узнать).
- Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
- Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
- Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
- Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
- Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Использование технологии «Путешествие по реке времени» позволяет охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Решая задачи речевого развития детей через познавательно-исследовательскую деятельность, можно быть уверенным, что у детей в результате усвоения причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй речи. При ознакомлении с историческими событиями и с историей предметов дети упражняются правильно и логично излагать свои мысли, правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать определения к различным словам, упражняются в разгадывании загадок.
Кроме этого через познавательно-исследовательскую деятельность развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ. Развивается диалогическая и монологическая речь.
Образовательная деятельность по данной технологии реализуется 1 раз в месяц. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.
Технология «Путешествие по реке времени» отвечает запросам ФГОС ДО и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.
В конце любого занятия по данной технологии для закрепления полученной новой информации целесообразно организовывать импровизированные репортажи с места событий, в котором дети в форме интервью или выступления диктора рассказывают об истории том или ином предмете или событии. Передача может носить названия: «Этот удивительный мир», «История вещей», Предметы в разные времена» и др.
Организуя репортажи и выступая перед публикой, дети получают навыки ораторского искусства, учатся самоорганизовываться, доносить до слушателей в доступной, понятной детям форме речи новую информацию.
У детей развиваются коммуникативные навыки, инициативность формируется стрессоустойчивость и чувства самообладания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....
Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».
Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....
Мастер- класс для педагогов "Развитие речи дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"
Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему: «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер &ndash...
Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной деятельности с детьм...