Критерий 4
материал
Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов образования и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail:kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие» в средней группе.
Обучение элементам грамоты на тему: «Звуки и буквы «Аа», «Уу».
(подгрупповое занятие)
Разработала: Шмидт Н.П.
учитель-логопед
г. Корсаков
2022г.
Цель: Профилактика нарушений устной и письменной речи. Обучение грамоте: звуки и буквы Аа, Уу.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания букв Аа, Уу и умение находить их среди других букв алфавита. Чтение слияний ау, уа.
Развивающие: развивать фонематические представления, зрительное внимание, память, общую и артикуляционную моторику, речевой слух.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: буквы для магнитной доски, карточки, карандаши, контейнер с фишками, картинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед приветствует детей. Дети занимают места около стульчиков.
Логопед. Можно сесть тому, кто вспомнит и назовет слова, которые начинаются со звука а.
Несколько детей произносят слова и садятся.
Логопед. Теперь можно будет сесть тем детям, кто вспомнит и назовет слова, которые начинаются со звука у.
Несколько детей произносят слова и садятся.
- Упражнение «Буквы перепутались».
Логопед. Посмотрите, что я принесла вам.
Логопед раздает детям карточки.
Логопед. Что вы видите на карточках?
Дети. Буквы.
Логопед. По сколько букв у каждого из вас?
Дети. По две.
Логопед. Обведите их пальчиком и назовите эти буквы, какие они?
1-й ребенок. У меня большая синяя буква А и маленькая желтая буква у.
2-й ребенок. У меня маленькая красная буква у и большая зеленая буква У.
3-й ребенок. У меня маленькая оранжевая буква а и большая зеленая букваА.
4-й ребенок. У меня большая голубая буква У и маленькая красная буква а.
Логопед. Вы правильно назвали и показали буквы. Молодцы! Сложите карточки в корзинку.
Логопед убирает корзинку.
- Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям открыть зеркала, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свои лица. Выполняют упражнения общей артикуляционной гимнастики.
Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.
Дети выполняют упражнение три раза.
Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, ка это делаю я.
Дети вновь выполняют упражнение три раза.
Логопед. А теперь сделаем упражнение «Маятник». Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Посмотрите, как это упражнение делаю я.
Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.
- Упражнение «Веселые буквы».
Логопед предлагает детям выйти на коврик, на котором рассыпаны разные буквы алфавита.
Логопед. Буквы рассыпались. Вы должны собрать все буквы А, У.
Дети выполняют игровое задание.
Логопед. А теперь возьмите каждый по одной букве А и по одной букве У.
Опуститесь на ковер. Положите перед собой букву А и справа от нее букву У. Прочитайте, что получилось.
Дети. АУ.
Логопед. Правильно. Подумайте, какие кружки вам нужны для того, чтобы выложить схему слияния этих звуков.
Дети. Красные.
Логопед. Возьмите красные кружки из контейнера и выложите схему слияния АУ.
Дети выполняют задание.
Логопед. Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получилось.
Дети. УА.
Логопед. Правильно. А какие кружки вам нужны для того, чтобы выложить схему слияния этих звуков.
Дети. Красные.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и замечательно прочитали. А теперь сложите буквы и кружки в контейнера.
Логопед убирает все атрибуты.
- Физкультурная пауза «Самолет».
Самолет построим сами, Дети бегают по ковру, расставив руки, как крылья
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
- Игра «Разноцветные домики».
Логопед демонстрирует желтый и оранжевый домики.
Логопед. Посмотрите, какие домики у нас есть. Они разные или одинаковые?
Дети. Они разные. Один желтый, а другой оранжевый, на желтом написана буква А, на оранжевом написана буква У.
Логопед. Верно. Посмотрите, на столе лежат картинки. Девочки соберут в желтый домик все картинки, названия которых начинаются со звука [а]. А мальчики соберут в оранжевый домик все картинки, названия которых начинаются со звука [у].
Дети выполняют игровое задание, а потом все вместе проверяют правильность его выполнения. Логопед убирает все атрибуты.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности, обучение грамоте в средней группе.
Тема: «Звуки и буквы Аа, Уу.»
Продолжительность: 20 минут
Материалы и оборудование к занятию:
- буквы для магнитной доски;
- карточки с изображением букв;
- цветные карандаши;
- контейнер с фишками для выкладывания схем;
- картинки с изображением предметов со звуком [у];
- зеркала для артикуляционной гимнастики;
Этапы, цель, продолжительность | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
Вводный (организационный) этап 3 минуты Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя. | Вступительное слово. Учитель-логопед приветствует детей и приглашает сесть за стол, тому ребенку, кто вспомнит и назовет слова, которые начинаются со звука[а]; затем, кто вспомнит и назовет слова, которые начинаются со звука[ у]. | Дети приветствуют учителя-логопеда. По очереди называют слова со звуком [а], затем со звуком [у] и занимают свои места,
|
Основной этап 13 минут Цель: профилактика нарушений устной и письменной речи. Звуки и буквы Аа, Уу. Задачи: Образовательные: закрепить знания букв Аа, Уу и умение находить их среди других букв алфавита. Чтение слияний ау, уа. Развивающие: развивать фонематические представления, зрительное внимание, память, общую и артикуляционную моторику, речевой слух. Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности. |
Учитель-логопед дает задание: Обвести пальчиком букву, назвать букву и сказать какая она. 2.Артикуляционная гимнастика. Логопед предлагает детям открыть зеркала, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свои лица. Выполняют упражнения общей артикуляционной гимнастики:«Пузырь»,«Шарики», «Маятник». 3. Упражнение «Веселые буквы». Логопед предлагает из рассыпанных букв выбрать по две буквы: А,У. Педагог дает задание детям положить перед собой букву А и справа от нее букву У и предлагает каждому ребенку прочитать. Учитель-логопед предлагает детям подумать, какие кружки нужны для того, чтобы выложить схему слияния этих звуков. Учитель-логопед предлагает отдохнуть и пройти детям на ковер, чтобы поиграть в подвижную игру «Самолет» . | Каждый ребенок берет карточку, обводит пальцем буквы, которые изображены и называет какая буква по цвету и по размеру. Дети правильно садятся за столы и перед зеркалом делают артикуляционные упражнения: «Пузырь»,«Шарики», «Маятник». Каждый ребенок выбирает по две буквы (А,У). Ставит первую букву А, справа от нее букву У и читают: АУ. Берут кружки красного цвета и составляют схему слияния этих звуков. Затем меняют буквы местами и читают: УА. |
Физкультминутка подвижная игра «Самолет». | ||
Самолет построим сами Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
| Дети бегают по ковру, расставив руки, как крылья. Затем останавливаются и подходят к столу | |
4. Игра «Разноцветные домики». Логопед демонстрирует желтый и оранжевый домики. Учитель-логопед предлагает девочкам собрать в желтый домик все картинки, названия которых начинаются со звука[ а]. А мальчикам – в оранжевый домик все картинки, названия которых начинаются со звука [ у]. | Девочки берут картинки, названия которых начинается со звука[ а], называю ее и собирают в желтый домик. Мальчики берут картинки, названия которых начинается со звука[ у], называют ее и ставят в оранжевый домик. | |
Заключительный этап 4 минуты Цель: проанализировать успешность всех видов деятельности. | Рефлексия, подведение итогов проделанной работы. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка. | Дети вспоминают и называют игры и упражнения, которые проводились на занятии, выделяя ту игру или упражнение, которое им понравилось. |
Разработала:
Шмидт Наталья Петровна – учитель-логопед
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область,г.Корсаков,улицаНагорная, дом 13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Рецензия
на непосредственно-образовательную деятельность, обучение грамоте
Тема: Звуки и буквы Аа, Уу.
Дата: 17.11.2021
Направленность: речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО.
Количество детей на занятие: 8 человек.
Продолжительность: 20 минут.
Учитель-логопед: Шмидт Наталья Петровна.
Занятие проводилось в рамках непосредственно-образовательной деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка» Корсаковского городского округа Сахалинской области.
Цель данного занятия - профилактика нарушений устной и письменной речи. Обучение грамоте: звуки и буквы Аа, Уу.
НОД была построена учителем-логопедом с учетом ФГОС ДО. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой, перед детьми ставится проблема, в которую они решают в ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. В конце занятия учителем-логопедом предусмотрено рефлексия итог занятия.
Материал разработан и подобран с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, с соблюдением санитарных норм.
Грамотно продуманы: организация пространства и перемещения, использование подготовленных материалов.
Во время образовательной деятельности Наталья Петровна использовала различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
В процессе НОД ребенок в игровой форме развивал фонематические представления; формировал навык чтения слияний гласных.
Материал занятия был подобран таким образом, чтобы был задействован каждый ребенок, что способствует повышению познавательного интереса и стимулирует их активность в ходе образовательной деятельности.
Применяемые методы, соотношение двигательной и интеллектуальной нагрузки, расположение оборудования в пространстве, позволили учителю-логопеду сохранить познавательную активность детей на протяжении всего времени мероприятия и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.
В результате проведенного занятия учителем-логопедом были выполнены поставленные цели и задачи, образовательная деятельность способствовала игровой мотивации обучения, высокой степени познавательного интереса. Деятельность была построена логично, учитель-логопед достиг желаемого результата.
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» Е.А. Костицына
Старший воспитатель Т.С. Порошина
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail:kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие» в старшей группе на тему:
«Дикие животные». Звук и буква Вв.
(фронтальное занятие)
Разработала: Шмидт Н.П.
учитель-логопед
г. Корсаков
2022г.
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи. Звук и буква Вв.
Задачи:
Образовательные: активизировать словарь по теме «Дикие животные». Совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, память, общую и артикуляционную моторику, развивать связную речь. Совершенствовать фонематические представления (звуковой анализ слова).
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитать любовь и бережное отношения к природе.
Оборудование: наборное полотно, игрушка-заяц, предметные картинки с изображением диких животных, мяч, пеналы с карандашами.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Показывает игрушку – зайца.
Логопед. Кто пришел к нам в гости?
Дети. К нам в гости пришел заяц.
Логопед. У кого длинные уши и короткий хвост? Кому мы дадим морковку? Кого мы рады видеть? Кем мы любуемся? О ком мы будем вспоминать? Какое слово все время изменялось?
Дети. Заяц.
Логопед приглашает детей сесть на свои места.
Логопед. Заяц загадает загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки. Вы узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на занятии.
На столе лежат картинки с изображениями диких животных: медведя, волка, белки, лисы, зайца.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
(Лиса)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
Зимой беленький, летом серенький.
(Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой, голодный?
(Волк)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
Дети выставляют картинки-отгадки на наборном полотне.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Логопед. О ком мы будем говорить сегодня на занятии?
Дети. Мы будем говорить о диких животных.
- Упражнение «Скажи правильно».
Логопед. Это чья фотография?
Дети. Это фотография волчья, лисья, заячья, беличья.
Логопед. У кого острые зубы?
Дети. Острые зубы у волка, лисы и т. д.
Логопед. Кому приходится рыскать по лесу, чтобы добыть себе пищу?
Дети. Приходится рыскать по лесу волку, лисе и т.д.
Логопед. Кого можно увидеть в лесу?
Дети. В лесу можно увидеть медведя, лису, волка и т.д.
Логопед. Кем можно любоваться на расстоянии?
Дети. Можно любоваться белкой, зайцем и т.д.
Логопед. О ком можно потом вспомнить?
Дети. Можно вспомнить о зайце, о белке и т.д.
- Упражнение «Самый внимательный».
Логопед. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картинке животное, в названии которого есть звук В.
Ребенок. Это волк.
Логопед. Верно. Какие вы внимательные. А теперь определите место звука [В] в слове волк.
Дети. Звук [В] стоит в начале слова.
Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.
- Игра «Кого не стало».
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки. Закройте глаза, я уберу одну картинку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.
Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку с изображением белки.
Ребенок. Не стало белки.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
- Упражнение «Зайка».
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение, имитируя движения.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал! Серый зайка убежал!
- Игра с мячом «Большие и маленькие»
Логопед. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называя сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята. И т. д.
Логопед приглашает детей сесть на свои места.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям открыть зеркала, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свои лица. Выполняют упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука Р «Лошадка», «Грибок», «Дятел».
- Упражнение «Дорисуй»
Логопед. Вот рисунки, которые принес заяц.
Логопед раздает каждому ребенку рисунок с изображением дикого животного без какой-то части тела.
Логопед. Внимательно рассмотрите рисунок, все ли здесь правильно или чего-то не хватает? Дорисуйте. Без чего твой волк (медведь, заяц) и т.д.
Ребенок. Мой волк без ушей (медведь без хвоста, заяц без лапы) и т.д.
Логопед. Чьи уши (хвост, лапу) ты будешь рисовать?
Ребенок. Я буду рисовать волчьи уши (медвежий хвост, заячью лапу) и т.д.
Логопед. Чьи уши (хвост, лапу) ты нарисовал? И т.д.
Ребенок. Я нарисовал волчьи уши (медвежий хвост, заячью лапу) и т.д.
- Организация окончания занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра (или упражнение) показалась им самой интересной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым активным на занятии.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Дикие животные»
Продолжительность: 25 минут
Материалы и оборудование к занятию:
-наборное полотно;
-игрушка-заяц;
-предметные картинки с изображением диких животных;
-мяч;
-пеналы с карандашами.
-картинки с изображением диких животных без какой- либо части тела.
Этапы, цель, продолжительность | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
Вводный (организационный) этап 3 минуты Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя. | Вступительное слово. Учитель-логопед приветствует детей и предлагает пройти на ковер и встать в круг. Показывает игрушку зайца и задает вопросы: Кто пришел к нам в гости? У кого длинные уши и короткий хвост? Кому мы дадим морковку? Кого мы рады видеть? Кем мы любуемся? О ком мы будем вспоминать? Какое слово все время изменялось? Педагог приглашает детей сесть за стол, говоря о сюрпризном моменте. Учитель-логопед просит от имени зайца отгадать загадку, найти нужную картинку и выставить на наборное полотно. Педагог задает вопросы: как можно назвать этих животных и почему? | Дети приветствуют учителя-логопеда.
Дети выходят на ковер и встают в круг. О очереди дети отвечают на вопросы педагога. Дети садятся за стол, отгадывают загадки, выбирают картинки и ставят на наборное полотно. Отвечают педагогу, что это дикие животные и почему они так называются. |
Основной этап 18 минут Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные Совершенствование грамматического строя речи. Звук и буква Вв. Задачи: Образовательные: активизировать словарь по теме «Дикие животные». Совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, память, общую и артикуляционную моторику, развивать связную речь. Совершенствовать фонематические представления (звуковой анализ слова). Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитать любовь и бережное отношения к природе. | 1.Упражнение «Скажи правильно». Учитель-логопед задает вопросы: это чья фотография? У кого острые зубы? Кому приходится рыскать по лесу, чтобы добыть себе пищу? Кого можно увидеть в лесу? Кем можно любоваться на расстоянии? О ком можно потом вспомнить? Педагог следит, чтобы дети отвечали полным ответом. 2. Упражнение «Самый внимательный». Учитель-логопед предлагает найти на картинке животное, в названии которого есть звук [в]. Просит определить место звука в слове. Педагог хвалит детей за правильный ответ. 3.Игра «Кого не стало». Педагог предлагает детям закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку и просит детей назвать картинку, которой не стало. Учитель-логопед предлагает отдохнуть и пройти детям на ковер, чтобы поиграть в подвижную игру «Зайка». | Дети отвечают полным ответом на вопросы учителя-логопеда. Это фотография волчья, лисья, заячья, беличья. Острые зубы у волка, лисы и т. д. Приходится рыскать по лесу волку, лисе и т.д. В лесу можно увидеть медведя, лису, волка и т.д. Можно любоваться белкой, зайцем и т.д. Можно вспомнить о зайце, о белке и т.д. Дети находят картинку, называют животное и определяют место звука в слове. Каждый ребенок, открыв глаза, отвечает: «Не стало белки». «Не стало лисы» и т.д. |
Физкультминутка подвижная игра «Зайка». | ||
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Серый зайка убежал! | Дети выполняют знакомое упражнение, имитируя движения. | |
4. Игра с мячом «Большие и маленькие». Учитель-логопед бросает мяч ребенку, называет дикое животное и ждет, когда ребенок назовет детеныша этого животного в единственном числе, затем во множественном и ловит обратно мяч.
5.Артикуляционная гимнастика. Логопед приглашает детей сесть на свои места, предлагает детям открыть зеркала, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свои лица. Выполняют упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука Р «Лошадка», «Грибок», «Дятел». 6.Упражнение «Дорисуй». Логопед раздает каждому ребенку рисунок с изображением дикого животного без какой-то части тела. Просит внимательно рассмотреть рисунок, все ли здесь правильно или чего-то не хватает? просит ответить на вопросы: без чего твой волк (медведь, заяц)?; чьи уши (хвост, лапу) ты будешь рисовать, просит дорисовать и ответить: чьи уши (хвост, лапу) ты нарисовал? | Ребенок ловит мяч и называет детеныша сначала в единственном числе, потом во множественном и возвращает мяч педагогу. Дети садятся на свои места, ставят перед собой правильно зеркала и выполняют упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [ р]: «Лошадка», «Грибок», «Дятел». Каждый ребенок рассматривает рисунок и называет без какой части у него животное; какую часть он будет дорисовывать; дорисовав, ребенок отвечает чьи уши (хвост, лапу) он нарисовал. | |
Заключительный этап 4 минуты Цель: проанализировать успешность всех видов деятельности. | Рефлексия, подведение итогов проделанной работы. Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, в какие игры играли, какая игра (или упражнение) показалась им самой интересной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым активным на занятии. | Дети вспоминают, что говорили сегодня на занятии о диких животных. Называют игры или упражнения интересные. Называют активных детей. |
Разработала:
Шмидт Наталья Петровна – учитель-логопед
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г.Корсаков, ул. Нагорная, дом 13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Рецензия
на непосредственно-образовательную деятельность
Тема: Дикие животные.
Дата: 15.12.2020г.
Направленность: речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО.
Количество детей на занятии: 11 человек.
Продолжительность: 25 минут.
Учитель-логопед: Шмидт Наталья Петровна.
Занятие проводилось в рамках непосредственно-образовательной деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка» Корсаковского городского округа Сахалинской области.
Цель данного занятия - Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи. Звук и буква Вв.
НОД была построена педагогом с учетом ФГОС ДО. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию ребенка, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой, перед ребенком ставится проблема, в которую они решают в ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления ребенка. В конце занятия учителем-логопедом предусмотрено рефлексия итог занятия.
Материал разработан и подобран с учётом возрастных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, с соблюдением санитарных норм.
Грамотно продуманы: организация пространства и перемещения, использование подготовленных материалов.
Во время образовательной деятельности Наталья Петровна использовала различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
В процессе НОД ребенок в игровой форме через познавательно-исследовательскую деятельность уточнил, активизировал словарь по теме «Дикие животные»; учился употреблять существительные в форме родительного падежа; развивал фонематическое восприятие.
Применяемые методы, соотношение двигательной и интеллектуальной нагрузки, расположение оборудования в пространстве позволили учителю-логопеду сохранить познавательную активность ребенка на протяжении всего времени мероприятия и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.
В результате проведенного занятия учителем-логопедом были выполнены поставленные цели и задачи, образовательная деятельность способствовала игровой мотивации обучения, высокой степени познавательного интереса. Деятельность была построена логично, учитель-логопед достиг желаемого результата.
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» Е.А. Костицына
Старший воспитатель Т.С. Порошина
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail:kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие» в подготовительной группе на тему:
«Москва – столица России». Звук и буква Ч.
(фронтальное занятие)
Разработала: Шмидт Н.П.
учитель-логопед
г. Корсаков
2022г.
Цель: Расширение и уточнение словаря по теме « Москва – столица России». Совершенствование грамматического строя речи. Знакомство с буквой Чч.
Задачи:
Образовательные: активизировать словарь по теме «Москва – столица России». Совершенствовать навыки словообразования. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков. Совершенствовать навык чтения. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, память, общую моторику, развивать связную речь. Совершенствовать фонематические представления (звуковой анализ слова).
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, активность.
Оборудование: наборное полотно, магнитная доска, «Мой букварь», контейнер с фишками для слогового анализа, мяч, пеналы с карандашами.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед приглашает детей занять места возле стульчиков.
Логопед. Мы много говорили о России. Какая она? Начинать будем со слов: наша Россия…
Дети. Наша Россия огромная (величавая, сильная, могучая, любимая, красивая, богатая, хлебосольная, свободная ) и т.д.
Логопед. Молодцы.
Логопед предлагает детям сесть. На наборном полотне картинки с изображением разных предметов.
- Упражнение «Узнай слово».
Логопед. Назовите предметы, которые изображены на картинках.
Дети называют: мак, осы, сумка, корова, валенки, автобус.
Логопед. По первому звуку выложим слово и узнаем, о чем мы дальше будем говорить.
1-й ребенок. Мак. Первый звук М. Берем букву, которая обозначает звук М и т.д.
Дети по очереди выставляют на наборном полотне буквы: М,о,с,к,в,а. Затем читают слово Москва.
- Упражнение « Составь схему».
Логопед ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа слова.
Логопед. Произнесите слово Москва, определите количество слогов в слове, выполните слоговой анализ слова.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает пособия с доски.
- Беседа.
Логопед. Что такое Москва?
Дети. Москва – это столица России.
Логопед. Как вы понимаете выражение «Москва всем городам голова».
Дети. Значит, самый главный город.
Логопед. Что можно увидеть в Москве?
Дети. Кремль, большой театр, музеи, малый театр, цирки, красную площадь и т. д.
- Подвижное упражнение «Поездка по Москве».
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.
Едем, едем по Москве Бегут по кругу «крутят руль»
На большом грузовике.
По площади Красной, Останавливаются, руки в стороны.
Под солнышком ясным. Встают на носочки. Руки вверх.
Вдоль домов высоких,
По улицам широким Наклоняясь, руки в стороны.
Остановка. Посидим. Приседают.
Постоим. Поговорим. Встают.
- Игра с мячом « Еще лучше».
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Я хочу предложить вам новую игру. Я буду начинать предложение о своем городе и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, рассказывая о своем городе, который еще лучше.
В нашем городе деревья высокие (зеленые)…
Ребенок…. а в нашем городе деревья еще выше (зеленее).
Логопед. В нашем городе дома прочные (белые)...
Ребенок. …а в нашем городе дома еще прочнее (белее).
Логопед. В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые)…
Ребенок. …а в нашем городе люди еще добрее (веселее, храбрее).
Логопед хвалит детей и предлагает сесть на свои места.
- Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ч.
Логопед раздает детям «Мой букварь».
Логопед. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?
Дети. Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук [Ч].
Логопед. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [Ч].
Дети. Звук [Ч] – глухой.
Логопед. Верно. Звук [Ч] – согласный глухой и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает.
Логопед ставит на стол пеналы с карандашами.
Логопед. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Чч.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы все сделали верно. Молодцы. Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов?
Дети. Среди цветов спряталась бабочка.
Логопед. Разделите слово бабочка на слоги.
Дети. Ба-боч-ка. В этом слове три слога.
Логопед. Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.
- Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: « Москва – столица России». Звук и буква Ч.
Продолжительность: 30 минут
Материалы и оборудование к занятию:
-наборное полотно;
- магнитная доска;
-«Мой букварь»;
-контейнер с фишками для звукового анализа;
-мяч;
-пеналы с карандашами.
Этапы, цель, продолжительность | Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности детей |
Вводный (организационный) этап 3 минуты Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя. | Вступительное слово. Учитель-логопед приглашает детей занять места возле стульчиков и, напоминая о России, предлагает детям сказать какая она, начиная со слов: наша Россия… | Дети приветствуют учителя-логопеда и встают возле стульчиков.
На вопрос какая Россия, дети по очереди отвечают полным предложением: «Наша Россия богатая», «Наша Россия могучая» и т.д. |
Основной этап 23 минут Цель: Расширение и уточнение словаря по теме « Москва – столица России». Совершенствование грамматического строя речи. Знакомство с буквой Чч. Задачи: Образовательные: активизировать словарь по теме «Москва – столица России». Совершенствовать навыки словообразования. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков. Совершенствовать навык чтения. Совершенствовать навык слогового анализа слов. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, память, общую моторику, развивать связную речь. Совершенствовать фонематические представления (звуковой анализ слова). Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, активность. | Логопед предлагает детям сесть. На наборном полотне картинки с изображением разных предметов. 1.Упражнение «Узнай слово». Учитель-логопед выставляет на наборном полотне картинки и предлагает детям: « По первому звуку выложим слово и узнаем, о чем мы дальше будем говорить».
2.Упражнение « Составь схему». Логопед ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа слова. Педагог предлагает произнести слово Москва и определить количество слогов в слове. Затем просит схему слова. 3.Беседа. Учитель-логопед предлагает детям вспомнить и сказать: что такое Москва? Как они понимают выражение «Москва всем городам голова»? «Что можно увидеть в Москве»? 4.Учитель-логопед предлагает отдохнуть и пройти детям на ковер, чтобы поиграть в подвижную игру «Поездка по Москве».
| Дети занимают свои места. Рассматривают картинки, по очереди называют слово и выставляют на наборном полотне буквы: М,о,с,к,в,а. Затем читают слово Москва. Дети считают, называют количество слогов и выкладывают схему слова. Дети отвечают на вопросы педагога. Объясняют выражение «Москва всем городам голова», утверждая, что Москва – самый главный город. Вспоминают и называют достопримечательности Москвы. |
Физкультминутка подвижная игра «Поездка по Москве». | ||
Едем, едем по Москве На большом грузовике. По площади Красной, Под солнышком ясным. Вдоль домов высоких, По улицам широким Остановка. Посидим. Постоим. Поговорим. | Бегут по кругу «крутят руль». Останавливаются, руки в стороны. Встают на носочки. Руки вверх Наклоняясь, руки в стороны. Приседают. Дети встают. | |
5. Игра с мячом « Еще лучше». Логопед берет в руки мяч. Предлагает новую игру. Педагог начинает предложение о своем городе и бросать мяч ребенку. «Мой город большой» и т.д. 5.Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ч. Логопед раздает детям «Мой букварь». Просит открыть буквари там, где лежит закладка. Педагог обращает внимание детей на верхнюю часть правой страницы (буква Чч). Учитель-логопед знакомит детей с новой согласной буквой. Задает вопрос: « Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок»? Педагог предлагает приложить ладонь к горлу и определить звук [ч] глухой или звонкий. Логопед хвалит детей. Зачитывает стихотворение и просит карандашом обвести все буквы Чч. Педагог обращает внимание детей на нижнюю часть страницы и просит найти кто спрятался среди цветов? После правильного ответа логопед предлагает слово бабочка поделить на слоги. Педагог хвалит детей. | Каждый ребенок, получив мяч, дополняет предложение педагога, рассказывая о своем городе, который еще лучше. «…а мой город еще больше» и т.д. Дети открывают букварь там, где лежит закладка. Обращают внимание на верхнюю часть правой страницы. Они видят букву Чч. Дети объясняют почему под буквой стоит синий кружок – буква Чч согласная. По заданию логопеда определяют, что звук[ ч] глухой, приложив ладошку к горлу. Дети слушают стихотворение, зачитанное логопедом и карандашом обводят все буквы Чч. На нижней части страницы, среди цветов дети находят бабочку. Слово бабочка делят на слоги. | |
Заключительный этап 4 минуты Цель: проанализировать успешность всех видов деятельности. | Рефлексия, подведение итогов проделанной работы. Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей. | Дети вспоминают и перечисляют задания, высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей. |
Разработала:
Шмидт Наталья Петровна – учитель-логопед
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г.Корсаков,улицаНагорная, дом 13 тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Рецензия
на непосредственно-образовательную деятельность
Тема: «Москва – столица России». Звук и буква Ч.
Дата: 17.03.2022г.
Направленность: речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО.
Количество детей на занятии: 12 человек.
Продолжительность: 30 минут.
Учитель-логопед: Шмидт Наталья Петровна.
Занятие проводилось в рамках непосредственно-образовательной деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка» Корсаковского городского округа Сахалинской области.
Цель данного занятия - расширение и уточнение словаря по теме « Москва – столица России». Совершенствование грамматического строя речи. Знакомство с буквой Чч.
НОД была построена педагогом с учетом ФГОС ДО. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало занятия предполагает непосредственную организацию ребенка, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой, перед ребенком ставится проблема, в которую они решают в ходе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления ребенка. В конце занятия учителем-логопедом предусмотрено рефлексия итог занятия.
Материал разработан и подобран с учётом возрастных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, с соблюдением санитарных норм.
Грамотно продуманы: организация пространства и перемещения, использование подготовленных материалов.
Во время образовательной деятельности Наталья Петровна использовала различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
В процессе НОД ребенок в игровой форме через познавательно-исследовательскую деятельность уточнил, активизировал словарь по теме «Москва-столица России»; развивал связную речь; автоматизировал правильное произношение поставленных звуков; совершенствовал фонематические представления (звуковой анализ слова); совершенствовал навык слогового анализа слов; совершенствовал навык чтения.
Применяемые методы, соотношение двигательной и интеллектуальной нагрузки, расположение оборудования в пространстве позволили учителю-логопеду сохранить познавательную активность ребенка на протяжении всего времени мероприятия и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.
В результате проведенного занятия учителем-логопедом были выполнены поставленные цели и задачи, образовательная деятельность способствовала игровой мотивации обучения, высокой степени познавательного интереса. Деятельность была построена логично, учитель-логопед достиг желаемого результата.
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» Е.А. Костицына
Старший воспитатель Т.С. Порошина
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Автор | Шмидт Наталья Петровна |
Занимаемая должность | Учитель-логопед |
Педагогический стаж | 28 лет |
Квалификационная категория | Высшая |
Тема передового педагогического опыта | «Раннее обучение грамоте как средство профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников». |
Описание передового педагогического опыта | В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам. Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению грамоте. В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов в предложения. Социально-педагогическая значимость проблемы определила тему исследования: раннее обучение грамоте как средство профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников. Объектом исследования является развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении. Для уточнения объекта мы определили предмет исследования: раннее обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста посредством организации речевой среды, профилактических мероприятий на специальных логопедических занятиях, работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Нами была сформулирована цель исследования – определить наиболее эффективную организацию психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития, обучения грамоте и профилактики речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить теоретический аспект речевого развития. 2. Установить зависимость между созданием психолого – педагогических и логопедических условий, проведением мероприятий по обучению грамоте и профилактике речевых нарушений, своевременным и полноценным речевым развитием у детей среднего дошкольного возраста. 3. Разработать методические рекомендации по теме исследования для воспитателей и учителей-логопедов детских садов. На основе вышесказанного была выдвинута гипотеза: своевременное развитие речи и преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно, если ряд профилактических мероприятий будет предшествовать основной работе, при этом необходимо учитывать следующее: - возрастные психологические особенности дошкольников; - систематически проводить занятия с учителем-логопедом; - предоставлять детям в достаточном количестве образовательный материал; - использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры; - систематически проводить работу с родителями. Практическая значимость (исследования) заключается в том, что разработанные методы и рекомендации по обучению грамоте дошкольников являются тем реальным фундаментом, на котором возможно успешные профилактические мероприятия по формированию речи, что имеет большое практическое значение для социальной реабилитации и адаптации безречевых детей. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: использование методических рекомендаций по организации индивидуально-личностного подхода к каждому безречевому ребенку повышает эффективность коррекционно-профилактической работы с ним. Это позволяет установить различные уровни владения детьми речевыми умениями, зависящими от сформированности речевых средств, формы общения, а также активности в общении и поведении детей. Доказаны значимость и качественная эффективность использования индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку в логопедической работе; а также специфика выбора коррекционных задач в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. |
Практические результаты | Результаты анкетирования родителей показало, что вовлечение последних в коррекционно-педагогическое взаимодействие, повлекло за собой рост активности, повышение педагогической компетентности значимых взрослых, а также изменило характер отношения родителей к ребенку, к особенностям его речевого развития. Результаты наблюдений и бесед с детьми показали, что в общении со взрослыми дети стали более раскрепощены. Они могли выразить свою мысль, не перебивая друг друга. В общении со сверстниками не стало застенчивости, угловатости. Дети стали более усидчивыми. На занятиях по изобразительной деятельности стали правильно держать карандаш и кисточку, научились правильно пользоваться ножницами. В ходе проведенного наблюдения мы выяснили, что качество речи детей в экспериментальной группе значительно улучшилось. Высокий и средний уровень развития речи детей составил 79 %. Дети экспериментальной группы поднялись с низкого уровня на средний. Благодаря коррекционно-профилактической работе результаты приблизились к возрастной норме. Таким образом, можно утверждать, что разработанная нами программа коррекционно-профилактической работы и обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной. |
Экспертное заключение | В ходе выполнения данной работы мы изучили и проанализировали общую и специальную литературу по проблеме исследования; проанализировали психолого-педагогическую литературу по развитию и социализации детей среднего возраста в условиях дошкольного учреждения. Во время работы мы использовали методы исследования - метод обзора и анализа специальной литературы, метод педагогического обследования, метод наблюдения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Проведенная нами работа по обучению грамоте способствовала не только профилактике речевых нарушений у дошкольников, но и общему развитию детей - мышлению, эстетическому восприятию, эмоциональной сфере. Проведенные мероприятия помогли развить у детей познавательный интерес, творчество, умение мыслить, обобщать. Образовательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, педагогами используется индивидуальный подход к каждому ребенку, слово соединяется с активной деятельностью, осуществляется тесный контакт детского сада с семьей. Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать методические рекомендации: 1. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с раннего возраста. 2. В работе применять научно-обоснованные формы и методы работы. 3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. 4. Занятия проводить через игру, как ведущий вид деятельности. |
Ф.И.О. эксперта | Тимошенко Ю.В., главный советник отдела образования департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Российская Федерация, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13 тел/факс (42435) 4-18-43, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru |
Тема:
«Раннее обучение грамоте как средство профилактики
нарушений произношения у дошкольников».
Подготовила:
Шмидт Наталья Петровна, учитель-логопед
г. Корсаков,
2022 г.
Раннее обучение грамоте как средство профилактики нарушений произношения у дошкольников
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению грамоте.
Известный российский психолог Р.С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л.С. Выготский, А.П. Усова, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.
Обучение грамоте осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский;
- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов в предложения.
Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К.Д. Ушинский. Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время.
Практическая значимость (исследования) заключается в том, что разработанные методы и рекомендации по обучению грамоте дошкольников являются тем реальным фундаментом, на котором возможно успешные профилактические мероприятия по формированию речи, что имеет большое практическое значение для социальной реабилитации и адаптации безречевых детей.
Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
На предварительном этапе по обучению грамоте как средство профилактики речевых нарушений можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также разнообразные задания в игровой форме с детьми в течение дня и на занятиях у логопеда, к которым относятся:
- выкладывание ритмических рисунков по образцу;
- конструирование из кубиков;
- составление разрезных картинок;
- складывание и выкладывание букв из палочек, камешков и др.;
- наматывание ниток на клубок, карандаш;
- пальчиковые игры;
- работа в тетрадке: «обведи в кружок», «обведи по контуру»;
- раскрашивание и выделение только знакомой буквы;
- добавить недостающий элемент;
- учиться писать букву.
С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых и речевых звуков:
- «звучащие игрушки, предметы» (бубен, погремушка, колокольчик, льется вода, шелест бумаги и др.);
- «прохлопай слова»;
- «повторим и поиграем»;
- «будь внимательным» и т.д.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста) дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Чтобы правильно произнести звук, который обозначает буква, очень важной частью является – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры о «Веселом язычке».
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.
В нашем детском саду сложилась своя система работы по обучению грамоте как средство профилактики речевых нарушений у детей.
Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста, как средство профилактики нарушений произношения у дошкольников
Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление, память.
Формировать навыки ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
Развивать навыки общения и связной речи. Формировать умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
Развивать фонематические процессы: восприятия, представления.
Формировать понятие звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.
Формировать понятие слог, слово, предложение.
В итоге логопедическая работа включает в себя и обучение грамоте, и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных появлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция, и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Итоги и анализ результатов заключительного этапа исследования
Для повторного обследования нами была проведена повторная диагностика уровня развития речи детей с помощью тех же методов, что и на первом констатирующем этапе: анкетирования родителей, наблюдения в группе за поведением детей, экспертной оценки уровня психического развития детей (в частности развития активной речи).
Результаты анкетирования родителей показало, что вовлечение последних в коррекционно-педагогическое взаимодействие, повлекло за собой рост активности, повышение педагогической компетентности значимых взрослых, а также изменило характер отношения родителей к ребенку, к особенностям его речевого развития.
Результаты наблюдений и бесед с детьми показали, что в общении со взрослыми дети стали более раскрепощены. Они могли выразить свою мысль, не перебивая друг друга. В общении со сверстниками не стало застенчивости, угловатости. Дети стали более усидчивыми. На занятиях по изобразительной деятельности стали правильно держать карандаш и кисточку, научились правильно пользоваться ножницами. В ходе проведенного наблюдения мы выяснили, что качество речи детей в экспериментальной группе значительно улучшилось. Почти все дети говорили многословными предложениями, использовали в речи сложные предложения. В течение дня дети задавали огромное количество вопросов: Где? Куда? Почему? На занятиях речевая активность была очень высокой.
Выстроенная диаграмма «Сравнительный анализ экспериментальных данных» наглядно продемонстрировала эффективность проведенной нами целенаправленной работы.
Высокий и средний уровень развития речи детей составил 89 %. Дети экспериментальной группы поднялись с низкого уровня на средний. Благодаря коррекционно-профилактической работе результаты приблизились к возрастной норме.
Таким образом, можно утверждать, что раннее обучение грамоте и коррекционно-профилактическая работа является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
Заключение
Раннее обучение грамоте, своевременно и полноценно формируя речь в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Проведенная нами работа способствовала не только профилактике речевых нарушений у дошкольников, но и общему развитию детей - мышлению, эстетическому восприятию, помогли развить у детей познавательный интерес, творчество, умение мыслить, обобщать.
Образовательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, педагогами используется индивидуальный подход к каждому ребенку, слово соединяется с активной деятельностью, осуществляется тесный контакт детского сада с семьей.
Если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым – он заговорит.
Таким образом, проведенное нами опытно – педагогическое исследование показало, что организация психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий способствует своевременному и полноценному речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста. Значит наша гипотеза о том, что обучение грамоте как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно, если ряд профилактических мероприятий будет предшествовать основной работе, полностью подтвердилась.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать методические рекомендации:
- Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с раннего возраста.
- В работе применять научно-обоснованные формы и методы работы.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Занятия проводить через игру, как ведущий вид деятельности.
- Привлекать всех членов семьи к работе по преодолению нарушений речи ребенка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
критерии эффективности работы ДОУ.
Предлагаю критерии измерения эффективности работы ДОУ, по которым удобно проводить анализ деятельности ДОУ в как в целом, так и по разделам....
Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства
АННОТАЦИЯ Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...
критерии адаптации детей к доу
материал для воспитателей групп раннего возраста...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.
Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...
Система критериев определения и обеспечения безопасности критериев информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ
В статье затронуты вопросы просвещения подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, предложена карта оценки обеспечения безопасности информационной ...