Система критериев определения и обеспечения безопасности критериев информационной продукции, используемой в образовательной деятельности ДОУ
статья по обж (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform._bezopasn.statya.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Авторы: Ткаченко Е.П.,
Шишкова С.А.,
воспитатели МБДОУ д/с.№2
г. Ставрополь
Аннотация: В статье затронуты вопросы просвещения подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, предложена карта оценки обеспечения безопасности информационной продукции в ДОУ для развития системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья.
Ключевые слова: информационная безопасность детей, риски, угрозы, развитие и позитивная социализация дошкольников.
На современном этапе, в связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации, способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению их здоровья.
Большинство ученых из различных областей знаний едины в том, что
информационная безопасность дошкольников рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием «информационное общество» (Р.Ф. Абдеев, Н.Н. Ващекин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов и др.). Для такого общества характерно наличие единого мирового информационного пространства.
И коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде, являющейся неотъемлемой частью социальной среды играют в нем немаловажную роль. Подчеркивая существенные отличия процессов социализации детей в информационном обществе, ученые использует понятие «цифровое поколение».
В российской системе образования, за последние десятилетия, произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим отмечается запаздывание адаптации общества к требованиям информационной среды. И прежде всего, среди источников опасности рассматриваются средства масс-медиа, прежде всего интернет. Очень распространено мнение, что проблемы защиты детей дошкольного возраста могут быть решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой информации.
Однако, крайне узко полагать такую вероятность, учитывая другие компоненты образовательной среды дошкольных образовательных учреждений. На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие компоненты:
1. Продукция средств массовой информации.
2. Печатная продукция.
3. Зрелищные мероприятия.
4.Мы полагаем, что необходимо также рассматривать информацию, получаемую детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Поэтому угрожать здоровью, развитию воспитанников и их социализации может любая информация, которую используют педагоги, если она не отвечает требованиям безопасности.
Система мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды, специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей повышения компетентности педагогов в данных вопросах
Изучение и анализ научной, педагогической и психологической литературы позволил нам выявить конкретные значения параметров, адекватные для каждого возраста (см. таб.1.1.)
Сводная таблица параметров и критериев оценки художественных мультфильмов для детей 3-6 лет – таб.1.1.
№п/п | Параметры оценки | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 |
1. | Этический аспект | Наличие позитивного этического содержания (нравственного содержания). Определѐнность моральных характеристик героев. Отсутствие жестокости, физического и психического насилия. |
2. | Эстетический аспект | Наличие эстетической ценности видеоряда. Гармония цветового решения. Эстетическая ценность звукового сопровождения. Эстетика речи (четкость, ясность, умеренный темп, простая лексика, грамотная |
3. | Когнитивный аспект | |
3.1. | Содержание (тема, сложность сюжета, целостность истории, место и время событий и пр.); | Главные темы – знакомство (с другими живыми существами и миром природы, техники); семейный уклад, путешествия, жизнь людей и животных, отношения персонажей, сложности и конфликты в отношениях; дружба героев и ее испытание, и др. Простые сюжеты, кумулятивные сказки (с повторяющимися действиями), связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах, разнообразные сказки (народные и авторские). Знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники. 3 3.2. Временная и логическая последовательность событий Линейный тип пов |
3.2. | Временная и логическая последовательность событий | Линейный тип повествования. Короткие сюжеты с читаемой временной и логической последовательностью. Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Возможность воспроизведения в игре. |
3.3. | Возможность включения личного опыта | Сюжеты, связанные с жизнью дошкольника в семье и коллективе сверстников, отношения с домашними животными, опыт возможных путешествий и знакомство с миром природы и техники. |
1 | 2 | 3 |
3.4. | Наличие, качество юмора | Юмор в действии, невербальный, основанный на нарушении бытовых правил, очевидных фактов (путаница) |
4. | Эмоциональный аспект | |
4.1. | Характеристики эмоционального фона Модальность общего эмоционального фона, | Общий позитивный настрой произведения. Эмоции, однозначные по своей модальности связанные с конкретными действиями, эмоциональная вовлечѐнность в знакомые ситуации. После 5 лет спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребѐнка. Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей. |
4.2. | Эмоциональная напряжѐнность фильма | Умеренная. Эмоции скорее обозначаются, чем проявляются в полной силе. Проявляются достаточно долго, чтобы распознать модальность и дать возможность сочувствования, переживания. Желательно позитивное окончание произведения. |
4.3. | Преобладающие эмоции | 3-5 Радость, удивление, интерес, смущение, грусть, печаль, страх, недовольство. 5-7 лет к вышеперечисленным добавляются отвращение, презрение, стыд, вина, гнев, ярость |
5. | Модели поведения героев | |
5.1. | Привлекательность и узнаваемость персонажа (психологический возраст героя) | Герои - дети или детѐныши сказочных животных, (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя узнаваем, достаточно прост, не перегружен деталями, максимально выразителен. Целеполагание чѐтко определено, мотивация ясна и понятна. Герой является участником событий, связанных с другими персонажами, нужны партнѐры и отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия с партнѐром и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов. |
5.2. | Целостность персонажа | Важна целостность главного персонажа, отсутствие быстрых и перегруженных деталями трансформаций, ведущих к «потере» героя. |
5.3. | Динамика раскрытия образа | Встреча с неизвестным, совершение открытий, узнавание нового. Постепенная, линейная, сопровождающаяся речью (от лица главного героя или со стороны референтных лиц). |
5.4. | Наличие и содержание поступков | 1 поступок главного героя. Тематика – вступление в контакт, разрешение конфликта, преодоление застенчивости, страхов, помощь близким и друзьям. |
1 | 2 | 3 |
5.5. | Количество персонажей | 1 главный персонаж в кадре и 2-3 второстепенных. В момент действия героя нет перегрузки речевым сопровождением (и наоборот, в момент речевой активности не двигается; исключение - песни) второстепенные персонажи статичны в момент активности главного героя и наоборот. |
6. | Художественное решение \ Формальные характеристики фильма | |
6.1 | Продолжительность фильма | 3-5 лет до 15-20 минут 5-7 лет до 30 минут |
6.2. | Скорость и темпо-ритм видеоряда | Достаточно медленный темп развития событий , наличие смысловых пауз в наиболее сложных и напряженных моментах. Наличие смысловых пауз |
6.3. | Визуальная загрузка | 1-3 персонажа в кадре. 2-3 цвета в кадре, плавные переходы |
6.4. | Условность\реалистич ность | Узнаваемость, не фотографическая точность, художественность изображения. Баланс между условностью и реалистичностью |
6.5. | Соотношение речи и действий в фильме | Преобладание изобразительного и действенного ряда над вербальным. Речевое сопровождение соответствует по содержанию зрительному ряду, комментарии новых образов и событий |
6.6. | Адекватность и темпа и лексики речи героев | Понятная простая лексика и темп речи, согласованность слов и действий персонажей |
Примеры | 3-5 лет Cказки В.Сутеева («Терем-теремок», «Кораблик», Снеговик-почтовик»), или сказки Г.Цыферова «Паровозик из Ромашково», «Котенок по имени Гав», «Чебурашка», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др. 5-7 лет «38 попугаев», «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Малыш и Карлсон», «Финдус и Петсон», «Приключения мумитроллей», «101 далматинец», «Король лев», и др Сводная таблица параметров и критери |
Таким образом, в связи с тем, что современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий, по-нашему мнению, необходим особый подход к тому, чтобы информационная продукция стала нужным помощником педагогов и родителей, мудрым инструментом в развитии ребенка.
Источники
1. Авдеева H.H. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 2. Атаманов Г.А. Информационная безопасность в современном российском обществе (социально-философский аспект): Дис. … канд. философ. наук. Волгоград, 2006.
3. Волохов А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.
4. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2006.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. Федеральный выпуск № 5376 (297).
6. Методология концепции информационной безопасности детей и подростков // Концепция информационной безопасности детей // http://rkn.gov.ru/docs/ Razdel_4.pdf
7. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» // kamgov.ru/mintrud/news
8. Livingstone S., Haddon L. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet // Children and society. 2008. Vol. 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольников по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Выступление из опыта работы....
ПАСПОРТ образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»
МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Критерии и показатели эффективности осуществления образовательной деятельности.
Коментарии воспитателя,реализующего педагогический программу "Маленькие почемучки"....
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Введение в тему, в статье раскрыты методы и критерии информационной безопасности в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, примеры того, как анализировать информацию и пр...
Определение безопасности информационной продукции в дошкольном образовательном учреждении
в статье раскрыты методы и критерии информационной безопасности в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, примеры того, как анализировать информацию и прорабатывать её дл...
Критерии самооценки педагогом непосредственно организованной образовательной деятельности
1. Конкретность и реалистичность цели НООД (с точки зрения достаточности времени на ее выполнение, соответствия подготовленности детей к ее решению, возможностям и способностям детей).2. Полнота...
Критерии самооценки педагогом непосредственно организованной образовательной деятельности
Критерии самооценки педагогом непосредственно организованной образовательной деятельности...