Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopleksno_tematicheskoe_planirovanie_poznovatelno-isledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.
Цели познавательно-исследовательской деятельности
1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.
2. Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
3. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
1. Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность -15-20 мин.
2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.
3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц | Раздел познавательно-исследовательской деятельности | Темы, цель совместной образовательной деятельности |
Сентябрь | История воды и воздуха | Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий. |
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Тема: Рыхлая и твердая почва. Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Пройдем по лужам? Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия. | |
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Листопад. Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья), умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Листочки к солнышку. Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | |
Что мы знаем о себе? (организм человека) | Тема: Что может нос? Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы | |
Октябрь | История воды и воздуха | Тема: Испарение (1-я часть). Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Тема: Почему осенью бывает грязно? Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение) | |
История воды и воздуха | Тема: Испарение (2-я часть). Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) ' | Тема: Магнитная задачка. Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Для чего растениям плоды? Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | |
Ноябрь | История воды и воздуха | Тема: Чем пахнет вода? Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера |
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Тема: Превращения песка и глины. Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Картон. Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | |
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Спокойной ночи, солнышко! Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Почему животным тепло зимой? Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий | |
Декабрь | История воды и воздуха | Тема: Гололедица. Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Камни. Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Деревянный мир. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | |
История воды и воздуха | Тема: Как «растет» вода? Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Как корень «служит»? Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | |
Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Тема: Что «умеет» язычок? Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | |
Январь | История воды и воздуха | Тема: Где прячется воздух? Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.) | Тема: Мерзнет ли песок? Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Стеклянный мир. Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности | |
История воды и воздуха | Тема: Какой бывает вода? Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Чем полезен холодный снег для растений? Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | |
Февраль | История воды и воздуха | Тема: Помощница вода. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.) | Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы. Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Какие разные игрушки! Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Поплаваем? Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Расти, семечко, расти! Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий | |
Март | История воды и воздуха | Тема: Водяные переливы. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). История воды и воздуха | Тема: Мыльные сказки. Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Сравнение свойств резины и древесины. Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес | |
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Почему тает снег? Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Сажаем лук. Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования | |
Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Тема: Ушки - «подслушки». Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес | |
Апрель | История воды и воздуха | Тема: На поиски воды. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес |
История воды и воздуха | Тема: Где прячется воздух? Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение | |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Магнитная сила. Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям | |
Предметы с секретом. Тайны живой природы | Тема: Что природа создала? Что сделал человек? Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности | |
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Птичьи дома. Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность | |
Май | История воды и воздуха | Тема: Чистая вода. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Ищем клад (на прогулке). Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования | |
Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Тема: Видимые - невидимые отпечатки. Ц ел и: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес | |
История воды и воздуха | Т е м а: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке). Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность | |
Что на поверхности? | Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке). Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности | |
Август Июль Июнь | История воды | Тема: Мыльные шутки. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Тема: Сделаем чище! Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования | ||
Тема: Вода в решете. Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес | ||
Тема: Кто выпил водичку? Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера | ||
Всё о воздухе | Тема: Играй и пой, трубочка! Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес | |
Тема: Воздух, воздух, ты могуч! Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение | ||
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Какого цвета... цветок? Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности | |
Тема: В цветнике. Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность | ||
Тема: Прилип, как репей! Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность | ||
Предметы с секретом | Тема: «Сильный» металл. Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера | |
Тема: Собиратели воды. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования | ||
Тема: Сминаем - разминаем... Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | ||
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Есть ли жизнь... в песке? Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы | |
Тема: Глиняные превращения. Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес | ||
История звука | Тема: Кто громче крикнет? Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности | |
Тема: Голос высокой травы. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес |
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.
6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.
7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на неделю, сюжетно-ролевые игры:"Дочки-матери,"Кукла заболела",Д/игры:"Моя любимая мама", "Букет для мамы", беседы о маме, пальчиковые игры...
комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе ДОУ в соответствии с ФГОС
комплексно-тематическое планирование...
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура». Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоро...
Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе
комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе...
Перспективное лексико-тематическое планирование познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе компенсирующей направленности
Перспективноелексико-тематическоепланированиепознавательно – исследовательская деятельностьв старшей группе компенсирующей направленности...
Комплексно-тематическое планирование содержания образовательной деятельности в средней группе на 2017-2018 учебный год
Комплексно-тематическое планирование содержания образовательной деятельности в средней группе...
Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....