Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Исрафилова Светлана Владимировна

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на неделю, сюжетно-ролевые игры:"Дочки-матери,"Кукла заболела",

Д/игры:"Моя любимая мама", "Букет для мамы", беседы о маме, пальчиковые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мамочка любимая» в средней группе

Цели и задачи: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок сделанных мамами: «Мамины руки»

Интеграция:

Познание Создать условия для расширения кругозора детей. Формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.

Музыка Развивать музыкальные, сценические и танцевальные способности. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Художественное творчество Способствовать  умению детей:

- схематически рисовать черты лица человека (мамы),

-проводить кистью округлые линии, закрашивая форму. 

 Развивать желание использовать в рисовании аппликации разнообразные цвета.

Труд Формировать представления о домашнем и профессиональном труде мам, воспитывать уважительное отношение к труду мам, формировать стремление помогать им.

Социализация Содействовать развитию игровой деятельности формировать умение принимать игровую задачу, Выполнять действия в определённой последовательности. Воспитывать доброе и заботливое отношение к маме.

Физическая культура  Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и другие. Продолжать развивать активность детей в играх.

Коммуникация Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутым ответом, упражнять в составлении связного рассказа о маме основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.

Здоровье Формировать привычку здорового образа жизни. Дать представление о значении физических упражнений для организма человека.

Чтение художественной литературы Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни через раскрытие образа матери в художественной литературе.

Безопасность  Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и упражнениях при пользовании спортивным инвентарём.

Формы организации образовательного процесса

Построение предметно -развивающей среды,

обогащённой СДД

Взаимодействие с

родителями / социумом

НОД

ОД в РМ

Познавательное развитие по теме: «Моя мама»

С/р игры:

 «дочки-матери», «Кукла  заболела»

Пальчиковые игры:

 «Как у нас семья большая», «Пять утят» «Мамочка», «Печём блины».

Д/игры:

«Животные и их детёныши», «Моя любимая мама», «Какая», «Букет для мамы»

Словесные игры:

 «Назови ласково», «Профессия мамы», «Подбери словечко»

П/игры:

«Курица ,цыплята и ястреб», «Птичка и птенчики», «Волк и ягнята», «Наседка и цыплята»

Беседы:

«Мамино любимое занятие», «Самая хорошая»

Художественная литература:

Артюхова «Трудный вечер», В.Руссу «Моя мама», Г.Виеру «Рядом с мамой я усну», Е.Благинина «Посидим в тишине».

Пословицы.

Стихи и пословицы о маме.

Фотовыставка: «Профессии наших мам»

Рисование портрета мамы

Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм

Создание папки-передвижки: «Мамин день»

Подбор фотографий для фотовыставки.

Заучивание стихов к «Дню Матери».

Стенгазета: «Мамы о детях».

Выставка поделок  сделанных мамами:  «Мамины руки».


Сюжетно – ролевая игра: «Дочки-матери»

Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.

Оборудование: Мебель, посуда, куклы.

Ход игры:

Роли распределяются по желанию

- Семья очень большая , у мамы предстоит день рожденье.

- Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный стол, третьи готовят развлекательную программу

Входе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно – ролевая игра: «Кукла заболела»

Цель: обогащение  социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Мама».

Предварительная работа.

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше), инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ.  лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова  «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Экскурсия в  мед. кабинет в д.с.

Дид. игры: «К какому врачу нужно  обратиться мишке?»;

Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.

Ход игры

Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе.  Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

-  Как вы думаете,  с чего мы начнем игру?

3. - Правильно, сначала распределим,  кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.

(распределение ролей по желанию детей)

- А что еще нужно для игры?

-  Правильно, надо выбрать место для игры.

( Выбор места игры)

- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

- Что делает утром мама? (готовит завтрак)

- Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька   капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки вос-ль)

- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша?  (Она больна) -  Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

- Что нужно сделать?

Мама  трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка  высокая температура.  Мама и папа  обеспокоены.

- Что- же предпринять, ребята, папе и маме? ( Вызвать «Скорую помощь»)

Мама  берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

- По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)

Диалог мамы с врачом «Скорой помощи».

Мама: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Мама: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

( Мама встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Пальчиковые игры

 «Как у нас семья большая»

***Как у нас семья большая (хлопок)

***Да и дружная такая (хлопок)

***Этот пальчик – дедушка (загибать пальцы руки поочерёдно)

***Этот пальчик – бабушка

***Этот пальчик – папочка

***Этот пальчик – я

***А этот пальчик – мамочка милая моя.

«Пять утят»

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

«Мамочка»

Мамочка, мамочка,

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

Как я люблю тебя.

Поочерёдно загибаем пальчики

правой руки, начиная с большого,

затем то же на левой руке.

Правую руку сжать в кулак,

ладошкой левой крепко его

обхватить.

 « Печём блины»

 Мама нам печёт блины,

Касаются поверхности стола(коленок) попеременно ладонью и тыльной стороны руки.

1 вариант: делатьдвумя руками одновременно;

2  вариант: поочерёдно – например , еслилевая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.

Очень вкусные они,

Встали мы сегодня рано

Потягиваются.

И едим их со сметаной

Подносят сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду.

Дидактические игры

Дидактические игра: «Животные и их детёныши»

Цель: Учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят.- учить детей классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные", закреплять понятия об образе жизни животных;

- закреплять знания детей о пользе домашних животных.

Ход игры:

 Играют от 1 до 6 человек и ведущий. Ведущий раздает карточки с изображением детенышей. Ведущий берет по одной карточке с изображение животных и называет их. Тот игрок у кого карточка с соответствующим детенышем ,присоединяет эту карточку к своей. Побеждает тот, кто быстрее и правильно составит цепочки из карточек (самка – детеныш) , а также назовет животных.

Оборудование: дидактическая игра  с карточками в форме пазл с изображением  диких и домашних животных.

Ход игры:

Воспитатель: сейчас я вам расскажу правила игры. Я вам раздам карточки с изображением детенышей животных. И мы с вами вместе будем искать карточки с изображением их родителей. Я вам покажу карточку, а вы должны отгадать чья  мама. Мы с вами будем учиться правильно их называть.

(воспитатель раздает карточки с изображением детенышей животных: щенок, теленок, котенок, зайчонок, лисенок, медвежонок, волчонок и т.д. воспитатель показывает карточку с изображением  взрослого животного.

Воспитатель: ребята, чья это «мама»? какого детеныша?

(воспитатель показывает карточки с изображением животного – самки).

Ответы детей: медвежонка, теленка, котенка и т.д.

Воспитатель: мама медвежонка называется медведица и т.д.

Воспитатель: мы нашли детенышам мам. А давайте сейчас найдем пап детенышам и узнаем, как они называется.

(воспитатель показывает карточки с изображением животного – самца).

Воспитатель: ребята, чей это «папа»? какого детеныша?

Ответы детей: медвежонка, теленка, котенка и т.д.

Воспитатель: папа медвежонка называется медведь и т.д.

Воспитатель: мы сегодня познакомились с семьями животных. Узнали, как называются «мамы» детенышей животных, вспомнили диких и домашних животных.

Воспитатель: молодцы ребята! Вы сегодня помогли мне правильно собрать пазлы.

Воспитатель: а вам понравилось играть в эту игру?

Ответ детей: да.

Воспитатель: спасибо за игру.

Дидактические игра: «Моя любимая мама»

Цель: расширять кругозор, формировать представления о делах мам.

Ход игры:

Настоле лежат фотографии мам. Дети берут фотографию своей мамы и рассказывают о своей маме.

Дидактические игра: «Какая»

Цель: Совершенствовать умение подбирать определения, образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Воспитывать любовь к матери.
Слова – определения:
добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

Дидактическая игра «Букет для мамы»

Цель. Учить детей группировать одни и те же предметы по разным признакам.

Ход игры:
Дети собираются вокруг стола, на котором лежат вырезанные из бумаги две вазы и лежат в произвольном порядкевырезанные из бумаги цветы. Вместе с воспитателем рассматривают цветы, называют их и определяют цвет. После этого педагог предлагает расставить цветы в две вазы, определяя способы группировки: так, можно розы поставить в одну вазу, а гвоздики в другую; можно сделать букет из роз и гвоздик, подобрав их по цвету — в одной вазе будут белые розы и гвоздики, а в другой — красные розы и гвоздики.
Затем воспитатель показывает детям желтую розу, и они вместе определяют, куда ее нужно поставить (в первом случае—к розам; а во втором —в любую вазу).
Можно предложить детям найти другие способы формирования букетов.

Словесные игры

Игра: «Назови ласково»

Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.

Игра: «Профессия мамы»

Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)

 Игра: «Подбери словечко»

Цель: Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к маме.

Ход игры:

На плоскостное изображение вазы дети прикрепляют свои цветы и называют слово характеризующее маму. Мама—самая умная и т.д.

Подвижные игры

Подвижная игра «Наседка и цыплята». 
Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки.

Воспитатель говорит:
«Вышла курочка – хохлатка,
С нею цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко!» (приближается к кошке)
На скамейке, у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка.(цыплятки подходят к кошке близко)
Кошка глазки открывает… Мяу –мяу!
И цыпляток догоняет.».
Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3—4 раза

Подвижная игра «Птичка и птенчики»

«Я буду птица, а вы – мои птенчики», -говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!». Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут и круг. Игра повторяется несколько раз.

«Волк и ягнята» (Бурятия)

Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что ты здесь делаешь?

- Вас жду.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. .. Волку нельзя отталкивать овцу.

Подвижная игра: «Курица, цыплята и ястреб»

Ход игры: Один из играющих изображает курицу, другой – ястреба, остальные цыплят, которые в сопровождении «курицы» бегают и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает «ястреб» и ловит «цыплят». Если «ястреб все-таки поймал «цыпленка», он улетает к себе. «Цыпленок» выбывает из игры и становится «ястребом».

Беседа с детьми на тему «Мамино любимое занятие».

Цель: Уточнить знания детей о своей маме, её любимом деле, о её отношении к своему любимому занятию, чувствах, которые она испытывает, занимаясь им. Развивать диалогическую речь детей, умение связно и последовательно рассказывать о каком либо событии, действии. Воспитывать интерес к жизни своих родителей, маме, её хобби, желание чем-то ей помочь.

Вопросы детям:

Что любит делать твоя мама?

- Как часто она может заниматься своим любимым делом?

- Что ты можешь сделать, чтобы мама могла чаще заниматься своим любимым делом?

Предварительная работа:

Предложить:

Детям расспросить маму о её любимом занятии.

Мамам рассказать детям о своём любимом занятии.

Итог: Оформление выставки «Мамочка любимая моя» в приёмной группы.

Беседа: «Самая хорошая»

Цель: Воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, гладит, готовит обед и т.д. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. Познакомить с тем, как правильно заботится о мамах, беречь их, любить.

Пособия: репродукции, картинки, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях)

Пословицы о маме

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать всякому делу голова.

Куда мать, туда и дитя.

Сердце матери отходчиво.  

При солнышке тепло, при матери добро.

Не та мать что родила, а та что вспоила, вскормила, да добру научила.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Отца с матерью почитать - горя не знать.

 Что мать в голову вобьёт, то и отец не выбьет.  

Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

Любящая мать - душа семьи и украшение жизни

Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Пчёлки без матки - пропащие детки.

Сердце матери греет лучше солнца.

Птица радуется весне, а младенец матери.

 Мать кормит детей, как земля людей.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы. (просмотр телевизора)

Раньше воспитатель использовал тетрадь 48 листов, где записывал передачи Просмотра телевизора.Предлагаю более удобный выход из сложив. ситуации.Но!! Если просмотр будет в 1-й половине дня,значит идет ...

Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы с детьми средней группы в соответствии с ФГТ

В методической разработке комплексно- тематического плана воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы содержится: тема недели, развернутое содержание работы с детьми по этой теме, вр...

перспективное планирование воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы на 1 квартал

Практический материал планирования воспитательно - образовательного процесса в средней группе, составленный на основе федеральных государственных тркбований к содержанию работы ДОУ; включает в себя пе...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАЙ (средняя группа)

ПРИМЕРНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ НА МАЙ 2015 г....

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной работы в младшей, средней группе для детей с нарушениями речи

Представлен образец календарного планирования воспитательно-образовательной работы в младшей, средней группе для детей с нарушениями речи...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы.

Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь по теме: "Разноцветная осень"....

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на февраль (средняя группа)

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы на февральТема месяца: «Защитники Родины»Первая неделя...