Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Энергия Будущего"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Энергия будущего»
(образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_nod_energiya_budushchego.doc | 64.5 КБ |
samoanaliz_nod.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)
Технологическая карта
мероприятия непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Энергия будущего»
(образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Составила: Н.А. Харчевникова
г. Надым, 2022г.
Образовательная область | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». |
Возрастная группа | старшая группа – 5-6 лет |
Тип НОД | интегрированный |
Тема НОД | «Энергия будущего» |
Цель | Формирование исследовательских компетенций у детей старшего дошкольного возраста, элементарных представлений об альтернативных источниках энергии, их значении в жизни человека. |
Задачи | Образовательные задачи: формировать общие понятия об альтернативных источниках энергии и об окружающем мире. Развивающие задачи: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами через использование знаков, схем; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, обобщать информацию, анализировать, делать выводы. Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе, парами. |
Материал | ПАК «Колибри», видеосюжет, фрагмент обучающего мультфильма, алгоритмы проведения опытов, таблички с названием лабораторий, клеенки, соль, бутылки с соленой водой, стаканчики, цинковые и медные пластины, провода, датчик звука, электронные часы, овощи, фрукты, программное обеспечение Наураша, наборы конструкторов «Альтернативная энергия». |
Предполагаемый результат | 1. Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта. 2. Умение взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач в процессе выполнения работы. 3. Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап Организационный- Мотивационный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Как хорошо на свете жить! Как хорошо уметь дружить! Как хорошо, что есть друзья! Как хорошо, что есть и я! Доброе утро, ребята. Я рада вас приветствовать. Сегодня утром, пока я собиралась на работу, в новостях увидела интересный сюжет. Давайте его посмотрим. Просмотр видеосюжета. Интересный вопрос. Так откуда мы будем получать энергию в будущем? Ребята, какие у вас есть предположения? Можем ли мы найти ответ на вопрос? Каким образом? Вы все правильно говорите. А вы знаете, что такое энергия будущего? Давайте посмотрим видео на эту тему. Просмотр видеосюжета. Итак, энергия будущего называется еще альтернативной энергией. О каких альтернативных источниках шла речь в видеосюжете? Сегодня мы с вами с помощью опытов попробуем обнаружить энергию будущего. Мы окажемся с вами учеными. Ребята, которым нравится изучать свойства предметов, необычные явления, могут выбрать центр «Загадочные явления», и выберут фиолетовые браслеты. Ребята, которым нравится анализировать, измерять, сравнивать, могут выбрать для себя центр «Маленький Эйнштейн» и браслеты красного цвета. Ребята, которым нравится строить, создавать, могут выбрать для себя центр «Конструирования» и зеленые браслеты. Прошу вас пройти в центры и просмотреть видео-задание на планшетах. Эта информация поможет вам справиться с работой. | Задаёт положительный эмоциональный настрой Предлагает детям поприветствовать друг друга. Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность | Выполняют движения в соответствии со словами Приветствуют друг друга, делясь своим теплом Дети высказывают свое мнение Дети обсуждают увиденное. Дети обсуждают возможные варианты. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности Психологическая готовность детей к деятельности. |
2 этап Основной: - актуализация; - восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений); - практическая работа. Развивающая, познавательная, исследовательская интеллектуальная, экспериментальная, практическая, поисковая деятельность | Осуществляется работа в центрах. В центре «Загадочные явления» дети с помощью схем и оборудования обнаруживают источники энергии. В центре «Маленький Энштейн» дети с помощью Прораммы Наураша, схем и оборудования измеряют и сравнивают мощность энергии разных источников. В центре «Конструирования» дети собирают механизмы с помощью схем. В конце работы дети собираются в центре «Конструирования». | Вовлекает детей в опытно - экспериментальную деятельность. Создает условия для эмоциональной отзывчивости. Обращает внимание детей на то, что работу нужно выполнять по представленному алгоритму. Включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время деятельности; предоставляет материалы; наблюдает за детьми во время выполнения задания. При затруднении детей в выполнении работы, направляет , задает наводящие вопросы. | Высказывают предположения. Ребенок выбирает способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или в паре. Решают проблемную ситуацию. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу. Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы. | Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д. Обогащение опыта совместной работы. Закрепление умения сравнивать. |
3 этап Итог деятельности | Ребята из центра «Загадочные явления», поделитесь, что вы узнали? Ребята из центра «Маленькие Эйнштейны», чем вы можете поделиться с нами? Итак, мы с вами узнали, что источниками альтернативной энергии являются солнце, ветер, фрукты, соль. Ребята с центра «Конструирования» собрали механизмы, которые работают на энергии будущего. Хотите проверить, действительно ли эта энергия может привести в действие механизмы? Дети запускают механизмы с помощью энергии солнца, ветра и соли. Теперь вы можете ответить на вопрос: «Откуда мы будем получать энергию в будущем?» Молодцы, ребята. Будущее действительно стоит за альтернативной энергией. Ведь у ископаемых есть свойство заканчиваться. Рефлексия Ребята, вы получили удовольствие от того, чем сегодня занимались? Что вас удивило больше всего? Испытывал кто-нибудь затруднения? Вы большие молодцы, хорошо потрудились. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. Умение делать вывод и его аргументировать |
Предварительный просмотр:
Самоанализ НОД
познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Энергия будущего»
Воспитатель МДОУ «Детский сад "Аленький цветочек" г. Надыма»
Н.А. Харчевникова.
Краткая характеристика группы: общее количество детей в группе 17, дети 5 – 6 лет, старшей группы, присутствовало на занятии 8 детей.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, социально -коммуникативное развитие.
Цель: Формирование исследовательских компетенций у детей старшего дошкольного возраста, элементарных представлений об альтернативных источниках энергии, их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
формировать общие понятия об альтернативных источниках энергии и об окружающем мире.
Развивающие:
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами через использование знаков, схем; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, обобщать информацию, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе, парами.
Занятие проводила в назначенное время, отведённое в 20 минут. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем, но испытывают стеснение и скованность при виде видеокамеры. Умеют слышать и слушать воспитателя.
НОД проводила в соответствии с конспектом. Составляя конспект, учитывала возрастные, психологические и индивидуальные способности детей.
В начале занятия был внесёна проблемная ситуация, мотивация к деятельности – в видеоролике задан вопрос, после которого, дети высказывают свое мнение, обсуждают увиденное, а так же возможные варианты и пути решения проблемы. После просмотра второго ролика усилился эмоциональный настрой детей, что вызвало большой интерес к предстоящей деятельности.
Наметила цель, задачи, содержание НОД. Определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно – исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно.
На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, к решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.
Эффективности НОД способствовала и предварительная работа, дети использовали имеющие знания и умения – ранее проведенное занятие "Соленая тайна", где дети рассматривали соль как источник альтернативной энергии.
Выполнение практических заданий помогли создать положительный, эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени.
Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети удивлялись, на протяжении занятия охотно общались между собой, делились с воспитателем своими предположениями и выводами. Это давало возможность развитию своей самооценки: «Я знаю, я видел…»
Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы с помощью наводящих вопросов.
Индивидуализация работа проявилась в оказании затрудняющимся детям при выполнении опытов и конструировании механизмов, в виде дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить ситуацию успеха. Смена видов деятельности (просмотр видеороликов, экспериментирование, подведение итогов в центре конструирования) позволили предотвратить усталость.
Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: видеосюжет, фрагмент обучающего мультфильма, алгоритмы проведения опытов, датчики звука, электронные часы, программное обеспечение "Наураша", наборы конструкторов "Альтернативная энергия".
Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Дети хорошо владеют речью, могут выражать свои мысли и желания. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Рефлексия тоже это подтверждает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Что такое космос».
Дать детям представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми...
Технологическая карта ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Воздушный океан планеты»
Формирование элементарных представлений о воздухе, для чего он нужен....
Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"
Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...
Технологическая карта ООД по познавательному развитию в подготовительной гркппе "Приключения Карандаша и гвоздика"
занятие с детьми подготовительной к школе шруппе, о свойствах дерева и железа...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Мы идем на День Рождения к Эльзе»
Цель: дать детям знания о том, как нужно собираться на День Рождения...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе "Вода - водица"
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования с водой. с целью выявления свойств воды....