Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей 7-го года жизни
статья (подготовительная группа)
Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, богатым своей культурой и историей. Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте. Прежде всего им нужно знать и любить свой город, с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцами: быть воспитанными, добрыми, внимательными к другим.
Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - родственниками, домом, городами, родными местами. Раннее знакомство с малой родиной развивает ребенка в личном плане, он начинает осознавать себя жителем великого города.
Процесс социализации и культурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.
Город представляет собой особый «культурный организм». Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Но влияние культуры города на развитие личности ребенка происходит не само по себе, а тогда, когда личность, говоря словами известного краеведа Николая Павловича Анциферова, начинает понимать язык города, вступает с ним в беседу.
Каждый российский город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах и гордится ими, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Язык города – это язык образов, линий цвета, символов.
Ребенок первых лет жизни познает мир практическим, наглядно-образным путем, значимую роль в этом процессе играет творческое воображение.
Знакомство с Санкт-Петербургом как направление работы дошкольных образовательных учреждений, стало развиваться с середины 1990-х г. в связи с появлением «Педагогической концепции «Воспитание юного петербуржца»» (Колесникова И. А. , 1994). Ведущая идея концепции – «восприятие – сохранение - развитие» духовной культуры Санкт-Петербурга, как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение. В концепции определены такие задачи, как:
• Организация такого взаимодействия ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
• Развития у воспитанника эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Петербурга в контексте российской, европейской и мировой культуры;
• Социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в усвоении городского пространства и формирование образа города.
Важно определить, с какой целью ребенку дошкольного возраста предлагается освоение культурного наследия родного города. В опыте дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга за последние десятилетия сложился определенный опыт ознакомления детей с городом, вышел ряд пособий для педагогов, в которых ставятся цели краеведческого образования детей дошкольного возраста, определяются задачи.
Часто задачи ознакомления детей с Санкт-Петербургом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному краю, гордости от того, что ты – петербуржец. При всей привлекательности данных задач, их, скорее, можно рассматривать как перспективу краеведческого образования подрастающего поколения, его конечный результат.
Обращение к проблеме краеведческого образования дошкольников ставит ряд вопросов: как определить цель, а, следовательно, предполагаемый результат краеведческого образования детей; с чем знакомить детей. В поисках ответов на эти вопросы можно обратиться к традициям отечественного краеведения. Взгляд на город «как культурный организм» (Н. П. Анциферов) предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города.
Таким образом, ведущей линией краеведческого образования детей становится ознакомление с архитектурно-скульптурным обликом города, его художественной средой, обычаями и традициями горожан.
Это позволяет определить задачи краеведческого образования, направленные на развитие у ребенка способностей:
• чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
• находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
• отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, лепки, конструировании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе.
Данные задачи реализуют цель развития интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста.
Возможность ознакомления детей с архитектурными ансамблями, наглядно отражающими основные историко-культурные функции Санкт-Петербурга, доказана в диссертационном исследовании К.В. Борчаниновой (РГПУ им. А. И. Герцена). Проведенное исследование доказало, что развитие интереса старших дошкольников к архитектуре города происходит успешно при поэтапном построении данного процесса, разворачивающегося от эмоционально-образного восприятия архитектурного облика Санкт-Петербурга к увлекательному познанию его архитектурных ансамблей в историко-событийном, функциональном и природо обусловленном контексте и последующему творческому отражению представлений детей об архитектуре города в разнообразных видах совместной и самостоятельной деятельности.
Одним из эффективных средств решения педагогических задач дошкольного учреждения в наше время считается метод педагогического проектирования. Еще в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организованна небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. А впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог). Уильям Херд Киллпатрик профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете продолжил эту тему и в 1871-1965 разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 75.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как знакомить детей с Санкт-Петербургом»
Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе, красивейшем в мире. Мы с вами очень его любим. Гордимся им, тем, что живём в таком месте. Так давайте и у детей наших сообща прививать любовь к родному городу, восхищение его красотой, заботу о нём.
А начинать надо вести эту работу с ближайшего окружения, а значит, самая первая задача-это привить любовь детей к своим близким, семье, друзьям, знакомым. Надо научить ребёнка не просто знать, что у него есть мама, папа, бабушка, дедушка, а уметь называть их по имени, отчеству. Очень важно знать ребёнку свой домашний адрес, план маршрута от детского сада до дома, микрорайон, где он живёт, район, его историю.
Ведь мы и всё что нас окружает тоже частица нашего города. А после этого можно начать знакомить детей с достопримечательностями города. Расскажите детям об имени города, что оно означает. Ведь имя может многое рассказать. Санкт-Петербург строился по воле царя ПетраI. Поэтому многие могут подумать, что Петербург назван в честь самого царя. Но не в свою честь назвал царь город, а в честь святого апостола Петра, владевшего ключом от рая. Этот святой как бы и стал покровителем нашего города. На протяжении истории имя нашего города менялось несколько раз. Расскажите об этом детям и назовите эти имена: Санкт - Петербург – Петроград - Ленинград - Санкт - Петербург. Дети должны знать и дату рождения города – 27 мая 1703 год.
Затем расскажите детям о гербе нашего города. Объясните, что у каждого города есть свои опознавательные знаки, символы, по которым этот город отличают от других. И самый главный из этих знаков – герб. Если на него внимательно посмотреть, то можно многое узнать о нём.
Деталь любого герба – щит. Посмотрите и отметьте, какой формы щит, какого цвета? Предложите ребёнку нарисовать и раскрасить его. Прочитать стихотворение.
Санкт-Петербург – любимый наш город
Очень красивый твой герб
Крест – накрест лежащие якоря
Тебя защитят от всех бед
Большой, широкий и тяжёлый-
Это якорь морской,
Тот, что потоньше, поменьше-
Это якорь речной.
Есть ещё скипетр, двуглавый орёл,
Орёл - это важная птица,
Ты - порт речной, ты - порт морской,
Культурная наша столица!
Расскажите детям, что означает скипетр: когда-то Санкт – Петербург был столицей государства – здесь находился царский престол и царь отсюда правил Россией. Это нам и напоминает о великой судьбе города. На щите якоря – морской и речной. Якоря – это символы надежды на удачное плавание, на то, что доберётся корабль до берега.
Наш город, как большой корабль, стоит на берегу моря у самой границы России, на берегу реки. ПётрI мечтал «открыть» выход к морю, к другим странам, а реки соединят с другими российскими городами. И, конечно, надо рассказать детям, что наш город расположен на островах - назовите их детям, покажите схему-карту города. И начинайте рассказывать, знакомить детей с первыми постройками Санкт – Петербурга.
Летний сад и Петропавловская крепость, их история.
А потом постепенно надо знакомить детей с другими достопримечательностями города.
Так дети более полно и осознанно усвоят знания о нашем городе, научатся любить его, гордиться им, оберегать его. И мы с вами должны помочь им в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по теме «Сенсорное воспитание детей 3-го года жизни»
Конспекты занятий по теме «Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...
Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).
Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....
Особенности воспитания детей 5-го года жизни
Готовность ребёнка получать от нас духовную пищу в огромной степени зависит от его отношения к нам. Если он к нам привязан и доверчив, он будет ловить каждое наше слово, каждый наш намёк. Если он нас ...
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....
Методическая разработка: Знакомство с родным городом – Санкт-Петербургом. (развивающая ситуация для детей среднего дошкольного возраста)
Конспект развивающей ситуации для детей среднего дошкольного возраста....
«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте....
Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"
Санкт-ПетербургОн царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад. (В. Степанов) На протяжении истории имя нашего города менялось несколь...