"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
статья (подготовительная группа) по теме
Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
"Ознакомление детей
старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
Автор:
воспитатель логопедической группы
Куликова Е. П.
Санкт-Петербург
2014 год
ВВЕДЕНИЕ
Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой. - Санкт-Петербурге. Наше дошкольное образовательное учреждение находится в красивом историческом месте города на улице Малая Садовая. Вокруг детского сада находятся музеи, театры, парки и сады. Само учреждение находится в красивых домах, построенных в прошлом веке улиц Малой Садовой, Садовой и Итальянской.
Санкт-Петербург был основан, как культурная столица России - ..."окно в Европу", - возложена культурная миссия объединения культурно-исторических знаний нескольких цивилизаций (религий). Смешение нескольких религиозных воззрений (знаний) наложило свой отпечаток на облик города.
Поэтому знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России, как жизненного пространства. Наш город многонационален. Детский сад посещают дети граждан ближнего и дальнего зарубежья, дети мигрантов.
В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период происходит закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.
Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Дети приезжих, работающих у нас в стране родителей, чаще не понимают истории, культуры и красоты города.
Нам педагогам надо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны. Помочь приезжим семьям стать частью нашей истории.
Поэтому я столкнулась с проблемой необходимости разработать систему взаимодействия с детьми и их родителями по ознакомлению детей с историей и культурой нашего города.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Моя система работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города имеет следующую цель -
- Воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города.
- Формировать такие нравственные качества, как:
- гордость за город, в котором они проживают,
- уважение к труду создателей и к труду создающих город,
- уважение к гражданам проживающим в городе.
- Развивать умение ориентироваться в городе.
- Развивать у детей через культурно-историческое окружение города творческие способности детей и навыки из познавательной деятельности.
Поэтому я выделила задачи в работе -
- Формировать у детей интерес к общественной деятельности города.
- Расширять знания детей о городе.
- Познакомить детей с историей и архитектурой города.
- Развивать умение детей описывать объекты города, свои впечатления.
- Познакомить детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.
- Воспитывать в детях "петербуржца".
СИСТЕМА РАБОТЫ
Работая с детьми уже много лет, я заметила, что взаимодействие необходимо не только с ребёнком, но и с его родителями. Иногда мне самой не хватало знаний в некоторых вопросах. Поэтому я наметила пути реализации моей цели -
- Повысить свою компетенцию в вопросах касающихся изучения культуры и истории Санкт-Петербурга, через чтение специальной литературы и материалов сайтов социальной сети Интернет.
- Постараться сплотить семьи детей разных культурных групп, через специально организованную совместную деятельность.
- Создать, специально организованную, развивающую среду в группе.
- Создать детские игровые проекты.
Изучая и отбирая материал для работы, я много интересного узнала об истории города, освежила и дополнила свои знания. Пока отбирала материал поняла, что город наш многогранен - многонационален и люди исторически живут и взаимодействуют между собою. Я поняла, что "россиянин" это не просто русский, светловолосый, светлокожий, а множество людей уживающихся друг с другом, сохраняя свои традиции, несущие свою культуру, - синтез народов проживающих в Российском государстве.
В отборе материала для взаимодействия с семьями детей я учитывала:
- национальность представителей семьи,
- их интересы,
- отношение к представителям других национальностей;
в этом мне помогло анкетирование, личные беседы с родителями, записки с вопросами от родителей по вопросу, о том, что бы они хотели узнать о городе, сделать.
Были организованы родительские собрания, организована работа "Гостиной на Итальянской", где происходили встречи семей организованные по темам, выявленным из анкет и записок. Очень действенными оказались совместные походы в музеи "Этнографии народов" и "Русский музей", в кукольный театр имени Домени.
Ознакомление детей с городом я спланировала таким образом -
- Знакомство с детским садом, его помещениями, местом расположения.
- Улицей, где находится детский сад, улицами окружающими ДОУ.
- История возникновения города.
- Архитектура города.
- Реки, садово-парковый ансамбль города.
- Люди живущие в городе.
Опираясь на выше сказанное, я разработала долгосрочный проект по ознакомлению детей с историей и культурой города Санкт-Петербурга.
Организовывая развивающую среду группы, я опиралась на то, что она должна помогать достичь образовательно-воспитательные задачи. В группе оформлены стены видами города. В группе организован уголок "Петербурговедения". Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в уютной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы. Также я интегрировала материал по петербурговедению в другие развивающие уголки -
- уголок изобразительного творчества - раскраски, обводки, штриховки;
- уголок конструирование - настольный деревянный конструктор и "Лего" со схемами построек и сборок объектов города.
- уголок физического развития - разработаны в стихотворной форме, с опорой на схемы, комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр.
- уголок развивающих игр разработаны настольно-печатные игры.
Совместно с детьми я придумала сюжетно-ролевые игры. Дети очень помогли мне в этом. Предварительно мы проходили определённую тему и после этого закрепляли её в игре. Я предлагала подумать вместе, как можно поиграть в архитекторов, в знаменитых людей, в Царский бал и т. д. Дети с удовольствием начинали придумывать, как можно играть, что для этого понадобится. В группе совместно с родителями был организован уголок "ряженья". Одежда очень помогала детям перевоплотиться, принять на себя образ. Это их раскрепощало, способствовало проявлению творчества, проявлению положительных эмоций.
Родители группы постепенно втянулись в работу группы, помогали подобрать литературу для детей и взрослых, шили костюмы для игр, приняли участие во внутригрупповом конкурсе "Великий город Санкт-Петербург". Принесли и подарили свои творческие работы - картину и макеты архитектуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организовав работу по Петербурговедению, я отметила, что у детей появился интерес к городу, как к объекту познания. Они стали ориентироваться в нём, стали понимать карту города. Город стал объектом разговоров детей в повседневной жизни.
Считаю, сто поставленная мною цель в работе достигнута, так как в результате проведённой работы -
- появились эстетические суждения детей о городе, отражающие средства художественной выразительности архитектурной среды,
- у детей появилась субъективная оценка города, выражаемая словосочетанием "моё любимое место", которое теперь относится не только к городу в целом, но и к архитектурным ансамблям, с которыми я их знакомила,
- они научились, любить, понимать, беречь и гордиться своим городом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. - СПб., 2000
- Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - 1990.
- Добринская Л. Там, у Невы наш первый сад. - СПб., Лицей. 1992.
- Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом, как средство ратриатического воспитания. Дошкольное образование - 2003, № 6.
- Ермолаева Е. К., Воронина А. Н. Мой город. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Совместной деятельности воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей «Наш любимый Санкт-Петербург»
Расширять представления детей о родном городе. Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев.На примере подвига ленинг...
Сценарий праздника ко дню города для детей старшего возраста "Я люблю свой город - Санкт-Петербург!"
Уважаемые коллеги, предлагаю вам сценарий праздника ко дню города Санкт-Петербурга для детей старшего возраста. К детям в гости приходит взрослый персонаж - Художник, поэтому игры и задания по ходу пр...
Конспект тематического досуга по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кронтик на улицах Санкт-Петербурга»
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и учить практически применять их в различных ситуациях....
Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники
в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....
КВЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОЖДЕНИЯ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
День города 27 мая...
Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей 7-го года жизни
Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, богатым своей культурой и историей. Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном во...
Консультация для родителей: " Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой города Санкт - Петербург"
Санкт-ПетербургОн царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад. (В. Степанов) На протяжении истории имя нашего города менялось несколь...