Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).
материал (младшая группа) по теме

Гущина Надежда Петровна

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гущина Надежда Петровна

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни

К сенсорным способностям относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение. По мнению Б.Г.Ананьева «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего  человека», требуют от работника высокой сенсорной культуры. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. 

Задачи работы с детьми в 1-й младшей группе.

  1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта  детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в  умывальной.
  2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
  3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Система работы с детьми и семьей

Мои малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе создана развивающая среда.которая способствует развитию мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Важнейшими принципами решения намеченных задач являются планомерность и систематичность организации обучения детей.- это я осуществляю через систему занятий по развитию действий с предметами,  разработанную Л.Н.Павловой в пособии «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет» (М., «Мозаика-Синтез», 2003 г).

Однако, учитывая специфику работы с детьми с 2-х до 3-х лет, необходимо постоянное повторение задач занятий в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Для этого составлен перспективный план работы с детьми, который определяет использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

Особое внимание для развития зрительного восприятия я  обращаю на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляла детям радость, способствовала накоплению сенсорных представлений. При проведении игр и в подбое предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его  обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т.е. использовали сенсорно-моторные движения. Развивалась рука и  при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю  детям игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

В дидактической  игре «Помоги рыбкам» прошу  помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые». Постоянно использовали разнообразный дидактический материал. Но все же часть детей  оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания  «Помоги козляткам спрятаться от волка», цель которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставилась задача: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею окошечко козленочка от волка, Для других детей задания в дидактических играх усложнялись,  так в игре «Сыр и мыши» нужно было подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку (мышка с зеленым хвостиком кушает сыр на зеленой тарелочке).

Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

В «Домике карандашиков» детям нравились игры на сортировку карандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку ( ленточку, шнурок), по которой пройдет матрешка в красном ( синем, белом и т.д.) платье. Побуждали детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку» и т.д. Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку».

Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Например, мягкий, как киска. Используя методику Монтессори, изготовили игру «Дощечки» для развития тактильной памяти. Большую роль в изготовлении этой игры внесли родители. По просьбе воспитателей подбирали дома разнообразные ткани и материал для дощечек. На презентацию игры были приглашены самые активные мамы-участники.

Так же я стараюсь подбирать игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.

Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагала детям отгадать, каким предметом произведен звук. Дети с удовольствием играли в эти игры.

Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирала игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать). Показывала детям двух собачек и проговаривала голосом разной тональности.

Для развития слухового ощущения использовалааудиокассеты с записью детских песенок и загадокТехнические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

Я развиваю сенсорное представление в центре воды и песка, где предлагала следующие игры: «Найди шарик», «Найди кубик».Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали,  что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.

      Играя с крахмалом дети чувствовали как он скрипит говорили, что он похож на снежок.

Решая задачи сенсорного воспитания, значительно расширился пассивный словарь детей, активизировала их речевой запас и одновременно решала задачи социально-эмоционального развития, не мешать друг другу, играть вместе.

Хороши варианты использования режимных моментов для обонятельных ощущений детей, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. У одних пахнут руки земляничным мылом, а у других по-другому, детским мылом. Перед обедом просила ребят, закрыв глазки, понюхать чем пахнет. Во время карантина дети носили кулончики  с чесноком или луком, нюхали его и запоминали.

Использовала прогулки для расширения обонятельных ощущений. Осенью, когда жгли сухие листья, нюхали запах костра, зимой – морозный воздух, весной – вдыхали аромат весны, летом – свежесть дождя. Предлагала детям игры «Угадай по запаху», «Найди по запаху». Привлечение внимания детей к запахам значительно обогащает сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширяют представление о мире.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, обращала  внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, прощальные крики птиц, шум дождя, запах сухих и сырых листьев, шуршание их, размер камушков и ракушек. В зимний период рассматривали снежинки, предлагали почувствовать ощущения от их прикосновения. Проводили опыты со льдом, снегом и водой, узнавали свойства снега (липкий, не липкий, сырой, рассыпчатый, хрустит). А зимой вместе с детьми и родителями строили снежный городок. В раскрашивании использовали основные цвета спектра, передавали

различные образы животных через их величину и форму. Я старались, чтобы дети научились чувствовать красоту родной природы и воспринимать мир во всей его красоте и его многообразии.

Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений я привлекала  и членов семей наших воспитанников.  В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса (антоновка – кислое, звездочка – сладкое). Яблоки были шершавые, гладкие, душистые, кислые, сладкие, красные, желтые, зеленые. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. По предложению воспитателей были принесены блюда из яблок (пирог, варенье, яблоки печеные, сушеные).

Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Очень много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми 3-го года жизни способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду в группе, разработан перспективный план по схеме для решения задач сенсорного развития детей, обогащения слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта.

Организация разнообразных занятий (действия с предметами, лепка, рисование)

Совместная деятельность взрослого с детьми

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа с родителями

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2



Предварительный просмотр:


Игры дидактические

Работа с моделями

Опыты, детское эксперименти-

рование

Продуктивная деятельность

Сбор лекций

Рассматривание дидактических материалов

Изготовление книжек-самоделок

Различные виды изобразительной   деятельности

Беседы по вопросам сенсорного воспитания

Циклические

наблюдения

Досуг и развлечения

Совместная деятельность воспитателя и детей

Создание проблемных ситуаций

Задание для самостоятельного наблюдения

Стимулирование педагогической самостоятельности

Рассматривание книг-самоделок

Игры-эксперименты

Разные виды игр

Самостоятельная деятельность детей

Участие родителей в создании и обогащении ПРС

Участие в воспитательно-образовательном процессе

Домашние задания по взаимодействию с детьми

Повышение педагогической родительской компетентности (консультации, беседы)

Работа с родителями



Предварительный просмотр:

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно – развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №1

Цель. Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Учить действовать по словесной инструкции; наблюдать за действиями других детей.

Зан. Лепка.

Знакомство с пластилином

Зан. Рисование.

Дорожка для цыплят

Д/и «Построй башенку» (из больших и маленьких кубиков)

Д/и «Собери шарики»

Цель. Обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета, величины.

Упражнения с мячами.

Цель. Закреплять различную форму и величину.

Игра в центре воды и песка «Найди шарик»

Цель. Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику руки.

«Пальчик, пальчик…»

Звукоподражание

«Шуршат листья»

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Наблюдение на прогулке за листьями

Цель. Обогащать чувственный опыт детей во время наблюдения за листьями, обращать внимание на их величину, цвет. Слушать шорох листьев.

Центр сенсорики. Коробочки с большими и маленькими шариками и кубиками.

Центр движений.

Большие и маленькие мячи

Привлечь родителей к изготовлению игры «Маленькие шарики» Инд. работа: Никита С., Алеша К., Вика Е. дать домой шарик для игр

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №2

Цель. продолжать учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциальную при подборе предметов в порядке их уменьшения

Зан. Лепка.

Кусочки большие и маленькие

Зан. Рисование ладошкой.

Д/и «Собери пирамидку»

Цель. Стимулировать сенсорные действия

Д/и «Накорми куклу печеньем»

Д/и «Собери капельки»

Цель. Закреплять цвет, развивать мелкую моторику рук

Игры в центре воды и песка с маленькими и большими игрушками.

Цель. Закреплять величину

Пальчиковая гимнастика

«Сорока, сорока…»

Цель: Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание

«Маленькая киска»  

Цель: Учить детей имитировать звуки животных

Центр сенс.

Пирамидки различной модификации.

Центр движений

Кольцеброс с набором цветных колец

Центр ИЗО

Пластелин

Центр воды и песка

Игрушки большие и маленькие

Попросить родителей принести в группу яблоки для обследования их детьми и опробования на вкус.

Инд. работа: Лиза Л., Лера Ш., Кирилл Ф.

Предложить домой игру «Собери пирамидку»

                                                                                  Перспективный план      Месяц  Сентябрь      Приложение №2

                                                 

Месяц Сентябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №3

Цель. Учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесной инструкции. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шариков на стержень

Занятие Лепка «Кусочки»

Занятие Рисование

«Спрячь мышку от кошки» (разноцветного цвета мышки)













Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №4

Цель. Закреплять практические знания о величине предметов

Большие, поменьше и маленькие

Занятие Лепка «Зернышки» для маленьких птичек

Занятие Рисование

Украсим платья для кукол (маленькие, побольше и большие)

Д/и «Мозаика» (одного цвета)

Д/и «Разноцветные колечки»

Д/и Построим дорожку для красной, синей, зеленой матрешки

Д/и «Цветное лото»

Д/и «Привяжи ниточку к шарику

Цель.  Развивать мелкую моторику руки, обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета.

Д/и «Помоги козляткам спрятаться от волка»

Цель: Научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. 

Пальчиковая гимнастика

«Этот пальчик…»

Цель: Развитие мелкой моторики руки.

Звукоподражание

«Кто это кричит?»

Цель: Учить детей распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц.




Д/и «Построим башенку»

Д/и «Что делают матрешки»

Д/и «Игра с мячами»

Д/и «Поймай рыбку» (величина)

Цель: Закреплять знание о величине предметов.

На прогулке собираем листья разные (большие, маленькие)

Слушаем на прогулке, как шуршат листья.

Цель: Развивать слуховой анализатор.

Центр сенс.

Сундучок с разноцветными пробками

Мозаика

Стол разделен на 4 цвета

Центр ИЗО

Фломастеры и маркеры

















Центр сенс. Матрешки разной величины. Вкладыши

Центр ИЗО

Фломастеры и маркеры

Листы разной величины

Предложить родителям поучаствовать в играх с детьми.

Принести в группу старые фломастеры для закрепления цветов и изготовление бус.

















Предложить маме Никиты С. Поиграть с детьми в центре воды и песка

«Найди шарик большой или маленький»

Оформление альбома группы по теме «Мы играем»

Месяц Октябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №5

Цель. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук


Слушаем на прогулке и шум машин у дороги


Занятие Лепка

Морковка для зайчика

Занятие Рисование

Падают листочки (большие и маленькие)




Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №6

Цель. Учить собирать пирамидку из уменьшающихся 4-5 разноцветных колец. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи



Занятие Лепка. Картошка

Занятие Рисование. «Рябинка на веточке»


Игра с матрешками

Д/и «Веселые матрешки»

Д/и «Спрячь матрешку»

Д/и Уложи куклу спать (куклы большие и маленькие)

Д/и «Соберем грибы» (величина)

Цель. Учить соотносить предметы по величине.

Мел.мот. «Посади цветы»

Цель. Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание

«Мы в лесу»

Цель. Учить звукрподражанию









Д/и Игры с пирамидками

Д/и «Собери стаканчики»

Д/и «Построй башенку»

Д/и «Прокати шарик в лужку»

Цель. Закреплять знание детей о величине.

Центр сенсорики

Предметы и игрушки разной величины

Центр ИЗО

Трафареты листьев разной величины.
















Предоставить детям возможность игр в центре сенсорики

Рисуем в центре ИЗО разноцветными фломастерами большие и маленькие клубочки

Предложить родителям помочь в изготовлении  тренажера для мелкой моторики руки (с пуговицами) « Полянка с цветами»

Подготовить выставку дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом и величиной.











Предложить домой для игр с детьми пирамидки.

Попросить родителей принести пробки разного цвета и разной величины для закрепления знаний о цвете, форме, величины




Месяц Октябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №7

Цель. На ориентировочной эмоционально-чувственной основе закреплять представления о предметах разной формы. Продолжать развивать тонкую моторику пальцев

Лепка. «Картошка»

Рисование. Арбуз








Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №8

Цель. Закреплять умение соотносить предметы по величине.Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук



Занятие Лепка. Колбаса на тарелочке

Занятие Рисование. Колбаски- сосиски для киски




Д/и «Раздать угощения куклам»

Д/и «Найди свой домик» (форма)

Цель.  Закреплять представление о предметах разной формы

Пальчиковые игры. «Сорока-сорока»

Мелкая моторика рук

Закручиваем круглые разноцветные крышечки

Цель. Развивать мелкую моторику руки

Звукоподражание «Дует ветер»

Цель. Развивать артикуляционный аппарат






Д/и Соберем бусы для мам

Д/и «Собери пирамидку»

Цель. Закреплять умения соотносить предметы по величене.

Пальчиковая игра «Этот пальчик»

Д/и «Зашнуруй башмачок»

Цель. Развивает мелкую моторику рук

Звукоподражание Листопад

Цель. Развивать артикуляцию.

Слушали шум дождя за окном

Цель. Развивать слуховой аппарат.

Изготовление игры «Найди свой домик»

Д/и «Машина» (тренажер)

В центре сенсорики предметы разной формы (круглой, квадратной)











Центр сенсорики

Деревянные сборно – разборные игрушки: матрешки, яички







Предложить помочь принести материал для изготовления Д/и «Машина»

Консультация для родителей

«Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.








Привлечь родителей новеньких детей к играм с детьми в группе.

Выпуск газеты «Наши правила»



Месяц Ноябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №9

Цель. Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из хлопушки (мешочка), учить называть их, подбирать по тождественным признакам


Лепка. «Накормим зверят» (морковка, колбаска)

Рисование. Осенние листочки









Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №10

Цель. Учить по просьбе взрослого человека находить предметы определенного цвета. Развивать умение обощать предметы по признаку цвета



Занятие Лепка.


Занятие Рисование. Красивые цветные полоски





Д/и «Что ты вынул?» (посуда)

Д/и «Найди» (кубик, шарик)

Цель. Развивать исследовательские действия путем ощупования предметов

Пальчиковая игра. «Капуста»

Посади цветочки

Цель. Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание Едем на лошадке

Цель Развивать артикуляцию.










Д/и «Разноцветные шарики»

Д/и «Мозаика»

Д/и «Цветное лото»

Цель. Развивать представление детей по восприятию цвета.

Д/и «Зашнуруй башмачок»

Цель. Развивает мелкую моторику рук

Звукоподражание «Гуси-гуси»

Цель. Развиваем артикуляцию.

Учимся говорить тихо (слушаем тишину)

Центр сенсорики

«Чудесный мешочек» (с набором различных предметов)

Тренажер «Посади цветы»














Центр ИЗО

Цветные фломастеры, мелки.

Дать детям возможность выбирать материал по своему желанию.

Развлечение с родителями «Королева кисточки и её друзья»
















Предложить маме Лизы Л. Поделиться опытом семейного воспитания по обогощению сенсорного опыта своей дочери.

Месяц Ноябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №11

Цель. Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить предметы по форме и величине. Осуществлять выбор предметов трех форм (шарик, кубик, призма) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Продолжать формировать умение действовать по словесной инструкции


Лепка. «Грибочки для белочки»

Рисование. Падает снежок




Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №12

Цель. Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности. Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения кончиков пальцев.


Занятие Лепка. Большие и маленькие колобочки

Занятие Рисование. Лопаточки


Д/и «Волшебный квадрат»

Д/и «Найди такую же» (форма, величина)

Д/и «Геометрическое лото»

Цель. Знакомим детей с предметами различной формы.

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик»

Мелкая моторика рук «Прокати в желобок»

Цель. Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Киска-киска»

Цель. Учить детей подражать голосам животных.





Игры с мячами разной величины

Д/и «Собери колечки»

Д/и «Нанизывание кубиков разной величины»

Цель. Закреплять знание детей о форме и величине.

Намотай клубочек большой и маленький

Цель. Развивать мелкую моторику рук.

Звукоподражание Собачка злится

Цель. Учить детей подражать голосам животных.

Изготовление занимательной коробки.

Изготовление игры «Геометрическое лото»

Оформление стены геометрическими фигурами










Подбор игр для умения различать предметы одной формы, но различной величины.

Строительство мат. Разной величины.

Рассматривание обуви детей большие ботинки, маленькие ботинки





Родительское собрание

«Чему научились наши малыши»

Предложить поиграть в д/и на знание геометрических форм











Предложить маме Карины К. поиграть с детьми в игру на различение запахов «Волшебные флакончики» (апельсин, духи, чеснок, лук)

Месяц Декабрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №13

Цель. Учить составлять пирамидки из разных фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности детей. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев.


Лепка. «Катаем шарики для снеговика»

Рисование. «Снеговик» путем налож.форм



Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №14

Цель. Развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук



Занятие Лепка. Скатывание шариков для снеговика

Занятие Рисование. Тихо падает снежок


Д/и «Собери пирамидку» (разные геометрические фигуры)

Д/и «Собери узор»

Цель.  Закреплять знания о различных геометрических фигурах

Д/и «Нанизываем бусы» (круглые, длинные бусинки)

Мелкая моторика рук «Рисуем песком»

Цель. Развивать мелкую моторику рук


Звукоподражание «Курочка зовет цыплят»

Цель. Учить имитировать звуки птиц






Д/и «Матрешки»

Цель. Развивать тонкую зрительную ориентировку

Д/и «Собери картинку»

Цель. Учить собирать целое из частей

Д/и «Пазлы» из двух частей

Цель. Учить совмещать детали по рисунку

Пальчиковая игра

Мелкая моторика рук – пересыпаем крупу

Звукоподражание Каркает ворона

Изготовление пирамидки из разных геометрических фигур

Дать детям возможность игр в центре сенсорики с различными пирамидками












Составляем бумажные матрешки, совмещая детали по рисунку

Предложить родителям изготовить пирамидки из разных геометрических форм














Предложить родителям сделать бумажных матрешек и разрисовать их разнообразными узорами

Месяц Декабрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №15

Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении


Лепка. «Птички на кормушке»

Рисование. «Бусы на елку»





Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №16

Цель. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец, чередуя их по цвету



Занятие Лепка. Бусы на елку (соединяем ниточкой)

Занятие Рисование. Огоньки на елку




Д/и «Найди такую же игрушку»

Цель. Учить находить игрушку, идентичную образцу

Д/и «Пускаем мелкие пузырики»

Цель.  Обогащать сенсорный опыт детей

Пальчиковая игра – разбери зернышки

Звукоподражание «Заблудились в лесу»

Цель. Развивать артикуляцию








Д/и «Нанизываем бусы, чередуя по цвету»

Д/и «Строим башню, чередуя по цвету» (4-5 колец)

Цель. Учить чередовать предметы по цвету


Мелкая моторика рук – соберем бусы на елку

Звукоподражание Кто как кричит

Цель. Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц


На прогулке слушаем скрип снега под ногами

Цель. Расширять сенсорный опыт

Насыщение центра воды и песка

Контейнер со смешанными фасолью и горохом для разбора детям











Центр сенсорики

Бусинки разного цвета и величины


Объявить конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)










Анкета для родителей «В какие игры Вы играете с детьми дома»






Месяц Январь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №17

Цель. Учить составлять целое из частей, ориентируясь на форму, величину и цвет предметов. Закреплять умение выбирать предметы с ориентировкой на два свойства одновременно


Лепка. «Заборчик для зверей»

Рисование. «Покатились санки вниз»







Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №18

Цель. Учить подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей. Закреплять знания о цвете предметов.



Занятие Лепка. Накорми птиц

Занятие Рисование. Дым из трубы




Д/и «Пирамидка»

Д/и «Башенка»

Цель. Учить составлять целое, ориентируясь на форму и величину

Д/и «Холодно-горячо» по картинкам

Цель. Расширять сенсорный опыт детей

Мелкая моторика рук – «Мозаика»

Звукоподражание «Играем на дудочке» (громко, тихо)

Цель. Расширять сенсорный опыт детей

На прогулке лепим снеговика

На прогулке сравниваем лед со снегом (твердый, мягкий)




Д/и «Цветовое лото»

Д/и «Воздушные шарики»

Д/и «Поймай рыбку»

Цель. Закреплять знания о цвете

Д/и «Что как звучит?» (бубен, барабан)

Цель. Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие музыкальных инструментов

Мелкая моторика рук – шнуровка

Звукоподражание Едем на лошадке

Цель. Учить имитации звуков

Насыщение центра сенсорики играми на форму, величину и цвет














Изготовление игры «Поймай рыбку» (удочка красная ловит красную рыбку)

Предложить родителям прослушать консультацию на тему «Играем дома»














Попросить родителей сделать звукозаписи для детей на определение знакомых звуков в природе, в повседневной жизни

Месяц Февраль

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №19

Цель. Обогащать опыт детей путем действий с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать их творческие способности. Совершенствовать координацию движений


Лепка. «Веселый снеговик»

Рисование. «Дорога для машины»









Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №20

Цель. Учить находить одинаковые предметы. Развивать зрительную память, воображение



Занятие Лепка. Пирамидки

Занятие Рисование. Ниточки к шарам


После прогулки предложить детям самостоятельно решить у кого сырые варежки

Д/и «Подбери ключ к замку»

Д/и «Поймай рыбку» (большую и маленькую)

Цель. Закреплять восприятие величины

Д/и «Посади на свой коврик» (форма)

Цель. Закреплять восприятие формы

Д/и «Какие ваши ручки?» (холодные и теплые)

Цель. Обогащать чувственный опыт детей через игры-эксперименты

Мелкая моторика рук – «Одень куклу»

Звукоподражание «Кто как кричит?» (домашние животные)

Цель. Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных



Д/и «Пирамидка-кораблик»

Цель. Закреплять восприятие формы и цвета

Д/и «Найди пару» (пазлы)

Цель. Учить составлять целое

Д/и «Парные картинки» (игрушки)

Цель. Учить находить одинаковые предметы по картинке

Мелкая моторика рук – шнуровка

Звукоподражание Кто как кричит? (дикие животные, медведь)

Цель. Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных


Изготовление игры «Подбери ключ к замку»

Пирамидка (пароход)

Подбор картинок для игры «Холодно-горячо»













Внести новую игру «Найди пару» (пазлы)

Строительный материал различной величины и разного цвета

 

Предложить папе Лизы Л. Изготовить панно тренажер с замочками для развития мелкой моторики рук













Предложить родителям взять домой игры на закрепление у детей восприятия формы



Месяц Февраль

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №21

Цель. Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). Стимулировать запоминание их названий (шар, куб, цилиндр, кольцо и т.д). Совершенствовать умение действовать с предметами разной формы


Лепка. «Сосульки»

Рисование. «Мячи» (фломастеры)



Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №22

Цель. Продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, то есть подбирать их по какому-либо принципу (чередование по цвету), не отступая от поставленной задачи. Развивать воображение, память, образное мышление


Занятие Лепка. Прянички для матрешки

Занятие Рисование. Зайчик убежал за домик (следы)



Д/и «Подбери ключ к замочку»

Д/и «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет)

Цель. Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы

Пускаем мыльные пузыри в центре воды и песка

Мелкая моторика рук – найди шарик, кубик, крышку в песке

Звукоподражание «Воробушки»

Цель. Учить имитировать голоса птиц




Д/и «Собери по цвету»

Цель. Закреплять у детей восприятие цвета

Д/и «Собери по величине»

Цель. Закреплять у детей восприятие величины

Пальчиковые игры «Моя семья»

Цель. Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание Ласковая кошка

Цель. Развивать артикуляцию

Наблюдаем на прогулке за снегом (холодный, сырой, липкий, рассыпчатый)

Игра в снежки

Предоставить детям возможность играть в дидактические игры самостоятельно











Центр сенсорики

Набор геометрических фигур по цвету, величине


Центр ИЗО

Выкладывание на фланелеграфе узоров из геометрических фигур

 

Развлечения совместно с родителями «Прогулка по волшебному лесу» (использовать аудиокассеты с записями, сделанными родителями)









Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»





Месяц Март

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №23

Цель. Продолжать знакомить с соотношением «часть-целое». Учить составлять целое, подбирая части и нанизывая их на стержень; воссоздавать предмет из одинаковых по рисунку деталей


Лепка. «Угощение куклам»

Рисование. «Яркое солнышко» (лучи)

Рисование подарка мамам ладошкой




Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №24

Цель. Закреплять представление и различных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.) Развивать творческое воображение. Учить соотносить предмет и его изображение; составлять несложную модель из одинаковых деталей двух цветов


Занятие Лепка. Кукла-неваляшка

Занятие Рисование. Солнечные зайчики



Д/и «Собери картинку»

Д/и «Кубики» (учимся собирать картинку)

Цель. Учить составлять целое

Д/и «Подбери пару» (пазлы 2шт)

Цель. Учить составлять целое

Мелкая моторика рук – разбираем фасоль и горох

На прогулке слушаем звон качели

Звукоподражание Капает капель


 




Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Подбери ключ к замочку»

Цель. Закреплять представление о различных геометрических фигурах

Д/и «Найди» (кубик, шарик)

Цель. Учить определять предметы различной формы на ощупь


Мелкая моторика рук - шнуровка

Звукоподражание Едет поезд

Цель. Учить звукоподражанию

Предоставить детям возможность играть в центре сенсорики

В центре воды и песка контейнер со смешанными фасолью и горохом









Изготовление сенсорного стола, используя восемь цветов спектра

Совместно с мамами детей приготовляем печенье к праздничному чаепитию на 8 марта

Слушание детских песен










С помощью родителей провести игру «За кем пришла мама?» - узнавание по голосу




Месяц Март

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №25

Цель. Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать воображение, умение соотносить предмет с его изображением


Лепка. «Яблоки»

Рисование. «Сосульки тают»







Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №26

Цель. Учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше и маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев


Занятие Лепка. Самолетики

Занятие Рисование. Колобок



Д/и «Собери пирамидку»

Д/и «Вкладыши» (цветные, различной величины)

Д/и «Разложи по домикам»

Цель. Обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины, цвета

Причесываем кукол (волосы мягкие, жесткие)

Цель. Обогащать чувственный опыт детей

Мелкая моторика рук – надеваем бусы разного цвета, величины и формы

Звукоподражание Машина

Цель. Учить звукоподражанию



Д/и «Игра с мячами» 

Д/и «Угости кукол печеньем»

Цель. Учить соотносить три разные величины

Д/и «Соберем грибы» (кубик, шарик)

Цель. Закреплять восприятие величины

Мелкая моторика рук – разложи куклам угощенье

Звукоподражание Капает капель

Цель. Учить звукоподражанию

На прогулке сравниваем большое дерево, поменьше, маленький кустарник

Центр сенсорики

Пирамидки различной модификации

Предметы различной формы, величины, цвета


 










Игры с сенсорным тренажером «Юбка» - презентация новой игры

Попросить маму Кирилла Ф. сделать для детей сенсорный тренажер «Юбка»













Изготовление дощечек Монтессори (на тактильное ощущение) и их презентация с родителями Алины К. и Карины К.

Месяц Апрель

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №27

Цель. Расширять сенсорный опыт детей путем действий с предметами разной формы. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (например, шар и куб, куб и призма и т.п.). Совершенствовать умение действовать по воображению – соотносить предмет с его графическим изображением


Лепка. «Ракета»

Рисование. «Веточки вербы»




Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №28

Цель. Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действий с предметами разной формы и величины. Продолжать учить выполнять тонкие действия кончиками пальцев


Занятие Лепка. Таблеточки-витаминки Айболиту

Занятие Рисование. Пасхальные яички

(красные и желтые)




Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Собери узор»

Цель. Закреплять восприятие геометрической формы

Д/и «Узнай по звуку предмет»

Цель. Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие

Пальчиковые игры по желанию детей

Звукоподражание – игра «Тихо-громко»

Цель. Учить менять тембр голоса

Наблюдаем за распусканием молодых листочков, нюхаем их (пахнет свежестью)





Д/и «Построй дом» из маленьких и больших кубиков

Д/и «Собери пирамидку» по картинке

Цель. Закрепление восприятия величины и формы

Д/и «Кто что слышит?» (переливание воды, шуршание бумагой)

Цель. Расширять чувственный опыт детей через слуховое восприятие

Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

Цель. Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание по желанию детей

Центр сенсорики

Д/и «Дощечки» - презентация игры


Центр ИЗО

Выкладывание геом.фигур на фланелеграфе

Рисование разноцветными мелками, фломастерами и красками



 




Центр сенсорики

Баночки с шумовыми эффектами


Центр МУЗО

Музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушки)


Центр строительства

Строительный материал разных размеров



Предложить домой игры «Собери узор», «Геометрическое лото» Денису Б., Вике Е., Карине К.












Предложить игры «Разложи по домикам», «Соберем грибы» Никите С., Кириллу Н., Лизе Л.

Месяц Апрель

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №29

Цель. Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением












Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №31

Цель. Закреплять первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем – и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства живого. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого


Д/и «Найди по картинке»

Цель. Развивать образное мышление, учить соотносить предметы и их изображения

Д/и «Угадай на ощупь» (ткань, бумага)

Цель. Развивать чувственный опыт через тактильное восприятие

Мелкая моторика рук «Открой окошко»

Звукоподражание (маленькая собака, большая собака)

Цель. Учить звукоподражанию


На прогулке нюхаем первые листочки




Д/и «Цветное лото»

Цель. Закреплять знания о цвете

Д/и «Собери грибы»

Цель. Закреплять знания величины

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик…»

Цель. Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание «Мы в лесу»


Центр сенсорики

Насыщение центра играми для ориентировки на форму, величину, цвет


Игры с игрушками-тренажерами на развитие кисти рук и мелкой моторики рук








Центр воды и песка

Насыщение центра для игр-экспериментов с водой



Совместно с родителями сделать тренажер для развития кисти рук «Будущий мастер»













Попросить у родителей различные игрушки для игр детей с водой

Месяц Май

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №32

Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью)











Зан. Действия с предметами и сенсорное воспитание №33

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование)










Д/и «Поймай рыбку»

Цель. Закреплять знания о цветах спектра

Д/и «Одень куклу»

Цель. Закреплять знания о величине

Игра-эксперимент «Окрашивание воды»

Цель. Обогатить чувственный опыт детей через ознакомление со свойствами воды











Д/и «Подбери ключ к замочку»

Цель. Закреплять знания о геометрических формах

Д/и «Кубики»

Цель. Учить собирать из частей целое

Игры детей с водой

Цель. Обогащать чувственный опыт детей

Центр ИЗО

Краски, карандаши, фломастеры, небольшие ванночки с водой для игр-экспериментов













Насыщение центра воды и песка различными игрушками для игр-экспериментов

Продолжить оформление альбома для родителей «Наша группа», используя фотографии, где отражена жизнь детей













Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия «Зайке дети помогли, Его к дому отвели»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Сенсорное воспитание детей 3-го года жизни»

Конспекты занятий по теме «Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни

Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Упражнения и занятия по сенсорно - моторному воспитанию детей 3-го года жизни

Данный материал содержит следующие упражнения и занятия:Особенности форматирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей на 3-м году жизниДидактические игры на развитие действий с п...

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень. Складывание двухместной матрешки.Нанизывание колец, убывающих по величине....

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...