Проект: «Путешествие в прошлое вещей»
проект (подготовительная группа)

Ковтун Марина Михайловна
  1. Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.

Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, человек подстраивал их под свои потребности, ритм жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_proshloe_veshchey.docx83.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»

Проект:

«Путешествие в прошлое вещей»

Образовательная область: познавательное развитие

Воспитатели группы №17:

Ковтун М. М., Алдушина Е.

Новосибирск 2022

  1. Название проекта:

по целевой установке – практико-ориентированный, познавательный

  1. Актуальность: Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.

Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, человек подстраивал их под свои потребности, ритм жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей

  1. Постановка проблемы. У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми аксиомы: любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее.
  2. Новизна проекта в том, что исторический ракурс знакомства с историей старых вещей способствует формированию у ребенка идентичности к своему народу. А метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает детям и взрослым развиваться как творческим личностям.
  3. Цель:        создание условий для        Обогащения представлений детей об истории предметов обихода и воспитывать бережное отношение к истории
  4. Задачи Для детей:

  1. Систематизировать, расширить и обобщить представления детей об истории возникновения старых вещей.
  2. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
  3. Воспитывать        бережное        отношение        к        вещам,        и        их        истории. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Для педагогов:

  1. Повысить уровень компетентности педагогов.
  2. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьямивоспитанников в

целях дальнейшего сотрудничества по патриотическому воспитаниюдетей в семье;

Для родителей:

  1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельностьДОУ как активных субъектов.
  1. Предполагаемые результаты: Для детей

  1. Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
  2. Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
  3. Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Для педагогов.

  1. Организация методического банка по теме « История старых вещей».
  2. Повышение педагогической компетентности.

Для родителей

  1. Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
  2. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Форма проведения: беседы, виртуальные экскурсии, знакомство с музыкальным репертуаром, музыкальные занятия, творческая мастерская - рисование, конструирование, организация выставки , самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздника.

  1. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Нормативно- правовые

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики,

современным потребностям общества и каждого гражданина.

Материально- технические

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • выставки книг, рисунков,
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор,цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет - ресурсов
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Кадровые

Алдушина Е. А., воспитатель 1 кв. категория, Ковтун М. М., воспитатель 1 кв. категория

Информационно- методические

Н.Ф. Виноградова «Народное творчество как средство воспитания

любви к родному краю у детей 5–7 лет» М. : Изд-во АПН СССР, 1983г.

  1. О. В. Дыбина «Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов».

Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.

  1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  2. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду» М: Линка-Пресс, 2008г.
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» Изд.: ООО Издательский дом

«Воспитание дошкольника» 2004г. № 2, 2006г. №4, 2010г. №2, 2008г. №3.

  1. Реализация проекта планируется в три этапа – подготовительный, основной или

еятельный и заключительный.

Этап

Содержание

Срок реализации

1

Диагностико-организационный этап

Выявление проблемы.

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми   аксиомы:        любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее.

1.04.2022

1.1

Анкетирование родителей

Выявить степень заинтересованности и уровень родительской компетентности по теме.

4.04.2022

Диагностический срез по актуальному уровню компетенций детей по теме проекта.

Определение актуального уровня компетенций детей.

4.04.2022

Методическое обеспечение проекта

Изучить степень освещения в методической литературе, подобрать

литературу.

5.04.2022

Ресурсное обеспечение проекта

Расширить РППС в группе по теме проекта

2 Деятельностный. Перспективное планирование

2.1

«Путешествие в прошлое счетных устройств»

Познакомить детей с историей

счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на

предметы рукотворного мира;

активизировать познавательную деятельность.

6.04.22.

2.2

«Путешествие в прошлое ручки»

Познакомить детей с историей ручки, с процессом её

преобразования человеком;

активизировать мыслительную деятельность. Рассматривание разных ручек. Просмотр

презентации «История появления ручки» «Игра – путешествие в прошлое ручки» Рисование разных видов ручек, существующих в

настоящее время.

8.04.22

2.3

«Путешествие в прошлое швейной машины»

Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно

– следственные связи между

строением и назначением предмета, свойствами материала и их

характером использования.

11.04.2022

2.4

Путешествие в прошлое книги

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить

интерес к творческой дея-тельности человека

13.04. 2022

2.5

«Путешествие в прошлое транспорта»

Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и

настоящем наземного,

водного, воздушного транспорта.

14.04. 2022

2.6

«Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Познакомить детей с историей лампочки; вызвать интерес к прошлому этого предмета.

18.04. 2022

2.7

«Путешествие в прошлое магнитофона»

Научить детей понимать назначение и функции магнитофона; расширить знания о многообразии музыкальной техники; вызвать интерес к её прошлому. Игра – путешествие в прошлое магнитофона.

19.04. 2022

2.8

Составление рассказов совместно с

родителями: «О моей любимой книжке»

Создание условий        вовлечение родителей в реализацию проекта по составлению рассказов и познавательной деятельности детей.

20.04. 2022

2.9

Чтение и обсуждение народных сказок

приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

21.04. 2022

2.10

Рисование

«История создания предметов», «Изба»;

Расширять представление о русской избе как о

памятнике русского деревянного зодчества; Формировать интерес к народной культуре;

22.04. 2022

3.Аналитико-презентационный этап

1

Организовать мини- музей: «Выставка часов».

познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные);

познакомить с историей часов;

развивать творческое воображение

23.04.2022.

и                логическое мышление; воспитывать способность и умение

беречь время.

4

Организовать мини- музей: «Выставка

счетных устройств».

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

Активизировать познавательную деятельность.

24.02.2022

  1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии оценивания:

  • знание детьми традиций нашей страны (игровые и образовательныеситуации);
  • наличие в группах фотоальбомов и соответствие их теме проекта;
  • количество родителей – участников выставок и конкурсов;
  • количество творческих работ – поделок, рисунков и т.п.

  1. Участники : дети, педагоги , родители
  2. Минимизация рисков.

  1. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта с применением ИКТ технологий и условные ситуации вербального плана.
  2. Привлечение в единое образовательное пространство отцов, статус которых у детей очень высок.

13.Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

Практическая значимость проекта заключается в решении задач, поставленных в

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:

  • развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты. Практическая значимость проекта также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования: - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка

                  Мониторинг компетенции детей по проекту

«Путешествие в прошлое вещей»

Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей были использованы следующие        критерии и показатели:

  1. Наличие представлений о предмете интереса: ориентация в прошлом предметов рукотворного мира, понимание как видоизменился тот или иной предмет.
  2. Направленность интереса на историю создания и преобразования предметов

рукотворного мира: рассматривает ли предмет, задает ли вопросы о предмете, о том, как этот предмет выглядел в прошлом, для чего предназначен.

  1. Эмоциональность — положительная или нейтральная модальность интереса: эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений

Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира осуществлялось с помощью следующих методик:

Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого»

Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера,

стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение,

свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.

Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.

Экспериментатор ведет наблюдение за действиями детей, их эмоциональным

состоянием: проявляют ли они активность в познании предмета (рассматривают, обследуют, пытаются действовать с ним, выраженностью эмоций. После 3-4 минут

взрослый предлагает ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете или предлагалось самому рассказать о предмете, загадать загадку (описать предмет, не называя его).

Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»

Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.

Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:

  • Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
  • На чем раньше люди передвигались?
  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
  • Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
  • Как раньше люди узнавали время?
  • Какие ты знаешь часы?
  • Для чего нужно столько видов часов?

Уровни выполнения задания:

  1. балл - низкий уровень - ребенок не заинтересован вопросом, ответов нет или они односложные: не знаю, потому. Отвечает, в основном, на второй вопрос.

  1. балла - средний уровень - ребенок выслушивает вопрос, пытается фантазировать, отвечает на второй и третий вопросы логической задачи. Попыток ответить на первый вопрос нет.

  1. балла - высокий уровень - ребенок фантазирует, дает развернутые ответы на второй и третий вопросы, пытается ответить на первый вопрос, вспоминает, где он уже встречался с подобным предметом, где видел его (фильмы, иллюстрации в книгах, дома у близких).

Результат первичной диагностики познавательной активности детей

высокий уровень: 20%

средний уровень: 48%

низкий уровень: 32%

60%

50%

40%

30%

20%


высокий уровень средний уровень низкий уровень

10%

0%

Результаты диагностики заключительного этапа

высокий уровень:        75%

средний уровень:        15%

низкий уровень: 10%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%


высокий уровень средний уровень низкий уровень

Подводя итог можно сказать, что достигнуты следующие результаты:

  1. Повысился уровень знания детей об истории предметов быта; 2.У детей повысился интерес к прошлому нашей страны и мира.
  1. Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
  2. Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Активное участие родителей в жизни группы.

Заключение: дети        имеют представления об истории создания        предметного мира,        заинтересованность в познании окружающего мира, способность к анализу и сопоставлению фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ"

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и буд...

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Краткосрочный (1 месяц), познавательно-творческий проект(старший дошкольный возраст)...

Проект "Путешествие в прошлое вещей"

Область: познавательное развитие. Экономическое образование дошкольников....

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей....

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы

Познавательно-творческий проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы...

Проект "Путешествие в прошлое вещей" для детей средней группы.

quot;Не навреди" - одна из заповедей человеческой жизни.Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого,нашего культурного наследия-одна из сторон воспитания  в детс...

Проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ»

Мир рукотворных вещей так разнообразен. У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные вещи, мы даже не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, ...