Проект: «Путешествие в прошлое вещей»
проект (подготовительная группа)
- Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.
Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, человек подстраивал их под свои потребности, ритм жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_proshloe_veshchey.docx | 83.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»
Проект:
«Путешествие в прошлое вещей»
Образовательная область: познавательное развитие
Воспитатели группы №17:
Ковтун М. М., Алдушина Е.
Новосибирск 2022
Название проекта:
по целевой установке – практико-ориентированный, познавательный
- Актуальность: Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.
Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, человек подстраивал их под свои потребности, ритм жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей
- Постановка проблемы. У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми аксиомы: любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее.
- Новизна проекта в том, что исторический ракурс знакомства с историей старых вещей способствует формированию у ребенка идентичности к своему народу. А метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает детям и взрослым развиваться как творческим личностям.
- Цель: создание условий для Обогащения представлений детей об истории предметов обихода и воспитывать бережное отношение к истории
Задачи Для детей:
- Систематизировать, расширить и обобщить представления детей об истории возникновения старых вещей.
- Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
- Воспитывать бережное отношение к вещам, и их истории. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.
Для педагогов:
- Повысить уровень компетентности педагогов.
- Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьямивоспитанников в
целях дальнейшего сотрудничества по патриотическому воспитаниюдетей в семье;
Для родителей:
- Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельностьДОУ как активных субъектов.
Предполагаемые результаты: Для детей
- Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
- Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
- Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.
Для педагогов.
- Организация методического банка по теме « История старых вещей».
- Повышение педагогической компетентности.
Для родителей
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Форма проведения: беседы, виртуальные экскурсии, знакомство с музыкальным репертуаром, музыкальные занятия, творческая мастерская - рисование, конструирование, организация выставки , самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздника.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Нормативно- правовые | Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
Материально- технические |
|
Кадровые | Алдушина Е. А., воспитатель 1 кв. категория, Ковтун М. М., воспитатель 1 кв. категория |
Информационно- методические | Н.Ф. Виноградова «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5–7 лет» М. : Изд-во АПН СССР, 1983г.
Издательство ТЦ «Сфера», 2001г.
«Воспитание дошкольника» 2004г. № 2, 2006г. №4, 2010г. №2, 2008г. №3. |
- Реализация проекта планируется в три этапа – подготовительный, основной или
еятельный и заключительный.
№ | Этап | Содержание | Срок реализации |
1 | Диагностико-организационный этап | ||
Выявление проблемы. | У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад. Возникает необходимость создания условия для понимания детьми аксиомы: любая вещь создана трудом многих людей; что предметы, как и люди, имеют прошлое, настоящее и будущее. | 1.04.2022 | |
1.1 | Анкетирование родителей | Выявить степень заинтересованности и уровень родительской компетентности по теме. | 4.04.2022 |
Диагностический срез по актуальному уровню компетенций детей по теме проекта. | Определение актуального уровня компетенций детей. | 4.04.2022 | |
Методическое обеспечение проекта | Изучить степень освещения в методической литературе, подобрать литературу. | 5.04.2022 | |
Ресурсное обеспечение проекта | Расширить РППС в группе по теме проекта | ||
2 Деятельностный. Перспективное планирование | |||
2.1 | «Путешествие в прошлое счетных устройств» | Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. | 6.04.22. |
2.2 | «Путешествие в прошлое ручки» | Познакомить детей с историей ручки, с процессом её преобразования человеком; активизировать мыслительную деятельность. Рассматривание разных ручек. Просмотр презентации «История появления ручки» «Игра – путешествие в прошлое ручки» Рисование разных видов ручек, существующих в настоящее время. | 8.04.22 |
2.3 | Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования. | 11.04.2022 | |
2.4 | Путешествие в прошлое книги | Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой дея-тельности человека | 13.04. 2022 |
2.5 | «Путешествие в прошлое транспорта» | Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта. | 14.04. 2022 |
2.6 | «Путешествие в прошлое электрической лампочки» | Познакомить детей с историей лампочки; вызвать интерес к прошлому этого предмета. | 18.04. 2022 |
2.7 | «Путешествие в прошлое магнитофона» | Научить детей понимать назначение и функции магнитофона; расширить знания о многообразии музыкальной техники; вызвать интерес к её прошлому. Игра – путешествие в прошлое магнитофона. | 19.04. 2022 |
2.8 | Составление рассказов совместно с родителями: «О моей любимой книжке» | Создание условий вовлечение родителей в реализацию проекта по составлению рассказов и познавательной деятельности детей. | 20.04. 2022 |
2.9 | Чтение и обсуждение народных сказок | приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. | 21.04. 2022 |
2.10 | Рисование «История создания предметов», «Изба»; | Расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества; Формировать интерес к народной культуре; | 22.04. 2022 |
3.Аналитико-презентационный этап | |||
1 | Организовать мини- музей: «Выставка часов». | познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные); познакомить с историей часов; развивать творческое воображение | 23.04.2022. |
и логическое мышление; воспитывать способность и умение беречь время. | |||
4 | Организовать мини- музей: «Выставка счетных устройств». | Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком. Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Активизировать познавательную деятельность. | 24.02.2022 |
- Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии оценивания:
- знание детьми традиций нашей страны (игровые и образовательныеситуации);
- наличие в группах фотоальбомов и соответствие их теме проекта;
- количество родителей – участников выставок и конкурсов;
- количество творческих работ – поделок, рисунков и т.п.
- Участники : дети, педагоги , родители
Минимизация рисков.
- Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта с применением ИКТ технологий и условные ситуации вербального плана.
- Привлечение в единое образовательное пространство отцов, статус которых у детей очень высок.
13.Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
Практическая значимость проекта заключается в решении задач, поставленных в
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:
- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты. Практическая значимость проекта также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования: - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка
Мониторинг компетенции детей по проекту
«Путешествие в прошлое вещей»
Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей были использованы следующие критерии и показатели:
- Наличие представлений о предмете интереса: ориентация в прошлом предметов рукотворного мира, понимание как видоизменился тот или иной предмет.
- Направленность интереса на историю создания и преобразования предметов
рукотворного мира: рассматривает ли предмет, задает ли вопросы о предмете, о том, как этот предмет выглядел в прошлом, для чего предназначен.
- Эмоциональность — положительная или нейтральная модальность интереса: эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений
Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира осуществлялось с помощью следующих методик:
Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого»
Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера,
стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение,
свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.
Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.
Экспериментатор ведет наблюдение за действиями детей, их эмоциональным
состоянием: проявляют ли они активность в познании предмета (рассматривают, обследуют, пытаются действовать с ним, выраженностью эмоций. После 3-4 минут
взрослый предлагает ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете или предлагалось самому рассказать о предмете, загадать загадку (описать предмет, не называя его).
Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»
Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.
Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:
- Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
- На чем раньше люди передвигались?
- Какие виды транспорта ты знаешь?
- Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
- Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
- Как раньше люди узнавали время?
- Какие ты знаешь часы?
- Для чего нужно столько видов часов?
Уровни выполнения задания:
- балл - низкий уровень - ребенок не заинтересован вопросом, ответов нет или они односложные: не знаю, потому. Отвечает, в основном, на второй вопрос.
- балла - средний уровень - ребенок выслушивает вопрос, пытается фантазировать, отвечает на второй и третий вопросы логической задачи. Попыток ответить на первый вопрос нет.
- балла - высокий уровень - ребенок фантазирует, дает развернутые ответы на второй и третий вопросы, пытается ответить на первый вопрос, вспоминает, где он уже встречался с подобным предметом, где видел его (фильмы, иллюстрации в книгах, дома у близких).
Результат первичной диагностики познавательной активности детей
высокий уровень: 20%
средний уровень: 48%
низкий уровень: 32%
60%
50%
40%
30%
20%
высокий уровень средний уровень низкий уровень
10%
0%
Результаты диагностики заключительного этапа
высокий уровень: 75%
средний уровень: 15%
низкий уровень: 10%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Подводя итог можно сказать, что достигнуты следующие результаты:
- Повысился уровень знания детей об истории предметов быта; 2.У детей повысился интерес к прошлому нашей страны и мира.
- Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
- Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
- Активное участие родителей в жизни группы.
Заключение: дети имеют представления об истории создания предметного мира, заинтересованность в познании окружающего мира, способность к анализу и сопоставлению фактов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ"
У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и буд...
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
Краткосрочный (1 месяц), познавательно-творческий проект(старший дошкольный возраст)...
Проект "Путешествие в прошлое вещей"
Область: познавательное развитие. Экономическое образование дошкольников....
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
Формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей....
Проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы
Познавательно-творческий проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы...
Проект "Путешествие в прошлое вещей" для детей средней группы.
quot;Не навреди" - одна из заповедей человеческой жизни.Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого,нашего культурного наследия-одна из сторон воспитания в детс...
Проект «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ»
Мир рукотворных вещей так разнообразен. У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные вещи, мы даже не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, ...