Проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы
проект (старшая группа)
Познавательно-творческий проект "Путешествие в прошлое вещей" для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_proshloe_veshchey_starshaya_gruppa.docx | 782.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект для старшей группы «Звездочёты» детского сада № 111 г. Красноярска
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ»
Составитель:
Грузинова Людмила Андреевна, воспитатель
г. Красноярск, 2023 г
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект «Путешествие в прошлое вещей» |
Вид проекта | Краткосрочный (2 недели), познавательно-творческий. |
Основные исполнители Проекта |
|
Цель Проекта | формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей. |
Основные задачи Проекта |
|
Ожидаемые результаты реализации Проекта |
|
Основные принципы Проекта |
«родители дети – воспитатели» создают триаду содружества. |
Обеспечение проекта: материально- техническое |
|
Учебно- методическое |
№1,№ 4.
-128 с.
|
|
Проект «Путешествие в прошлое вещей» Актуальность
Мир рукотворных вещей так разнообразен. У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные вещи, мы даже не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения. Идея данного проекта была продиктована живым интересом детей старшей группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника.
Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее дети стали задавать вопросы о том, какими раньше были утюги, чайники, телевизоры и другие предметы обихода, вещи.
Таким образом, мы подошли к необходимости поработать в проекте и провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.
Цель Проекта: формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей.
Задачи Проекта: 1. Дать детям представление о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
- Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
- Сформировать у детей интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
- Развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями;
- Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.
Основные принципы Проекта:
Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста. Сочетание научности и доступности исторического материала.
Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети –
воспитатели» создают триаду содружества.
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
Дети будут знать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
У детей обогатится словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
У детей сформируется интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
Развить навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
Реализация проекта
Перед тем как приступить к планированию работы, нами была проведена беседа с детьми на тему: «Как придумали вещи, которые нас окружают?».
Беседа позволила сделать вывод о том, что дети не достаточно имеют представлений о том, как человек в процессе эволюции создавал предметы быта, как изменялись эти предметы в ходе истории, что окружающие нас вещи являются результатом творчества многих поколений.
Далее был составлен план мероприятий работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Мероприятие | Тема | Сроки |
1 этап, подготовительный | Сбор и подготовка информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр. | «История предметов рукотворного мира» | 1 неделя |
Беседа с детьми | «Как придумали вещи, которые нас окружают?» | ||
Разработка проекта | «Путешествие в прошлое вещей» | ||
2 этап, практический | Консультация для родителей | «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно» | 1-2 неделя |
Мультимедийная презентация для детей | «Вещи из прошлого», «Средства связи – радио и телефон», «Современные средства связи» | ||
Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. | «Путешествие в прошлое вещей», «История создания предметов» | ||
Беседа с детьми | «Какие бытовые помощники используются дома» | ||
Проведение образовательной деятельности | «Путешествие в прошлое посуды». «Путешествие в прошлое бытовой техники» | ||
Сюжетно-ролевая игра для детей | «Мамины помощники» |
Познавательный вечер для детей | «Утюг вчера и сегодня» | ||
Видео-презентация для детей | «Телевизор и компьютер» | ||
Дидактические игры | «Что за предмет?», «Что с начала, что потом», «Прошлое и современное», Подбери пару» | ||
Папка-передвижка для родителей | «Телевизор и компьютер – польза и вред». | ||
Рисование с детьми | «Предметы прошлого и будущего» | ||
Создание мини- музея в группе с предметами быта | «Старинные предметы быта» | ||
3 этап | Викторина для детей | «Что было до…» | 2 неделя |
Оформление выставки рисунков | «Предметы прошлого и будущего» |
Заключительный (результативный)
- Обобщение и анализ результатов этапов проекта;
- Оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставка рисунков, мини-музей).
Таким образом, работа по формированию у детей представлений об истории предметов обихода, вещей помогает нам обогатить ребенка знаниями о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом.
Разработанный нами проект показал свою высокую практическую значимость в работе с детьми.
Результативность проекта:
- дети знают как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
- у детей обогатился словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
- у детей появился интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
- у родителей появился интерес к проектной деятельности нашей группы, и повысилась родительская компетентность по данной теме.
Практическая значимость реализации проекта «Путешествие в прошлое вещей» для детского сада:
пропагандировать проведение этого проекта в других группах своего детского сада;
- презентовать наработанные в процессе реализации проекта материалы коллегам по работе на педагогическом совещании
- разместить данный проект на личном сайте.
Приложение 1
Беседа «Вещи из прошлого» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Приобщение дошкольников к ценностям русской культуры через знакомство с историей старинных предметов обихода.
Задачи: 1. Познакомить детей с крестьянским бытом, культурными традициями;
2. Расширять представления о предметах русского обихода;
3. Формировать интерес, уважение к труду русского народа;
4. Воспитывать желание получать новые знания о жизни наших предков.
Словарная работа: изба, подзоры, ухват, кочерга, коса, серп, полотно, кросна, прялка, веретено, коклюшки, ремесло, ветошь, талаш, лапти.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы живём?.
-На земле очень много разных стран. А как называется наша страна?.
- Наша страна огромна, на её территории живёт много народов разных национальностей: русские, татары, башкиры, удмурты, мордва, киргизы… и ещё множество других народов. Сегодня мы поговорим с вами о русских традициях, о русской культуре. О том, как люди раньше жили на Руси, о том, какими вещами они пользовались.
1 слайд. Трудно жилось людям в старые времена. Не было ещё никакой техники, всё приходилось делать вручную: сеять и убирать рожь, пшеницу, лён, кукурузу и другие очень важные для жизни культуры, косить и заготавливать сено для домашних животных. Знаете ли вы эти инструменты? (коса, серп)
2 слайд. На Руси жило много мастеров. В каждой деревне, селе, городе людям нужно было где-то жить. Они строили дома – избы. А многие мастера-умельцы ещё и украшали свои избы снаружи.
3 слайд. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенах расшитые белые полотенца, на кроватях кружевные оборки – подзоры, оклады икон начищены до блеска.
4 слайд. В каждой избе обязательно была печь. Ведь в старые времена не было парового отопления. Печь согревала избу, на ней готовили пищу, спали, сушили ягоды и грибы, одежду и обувь. Вспомните, в каких русских народных сказках упоминается печь («Гуси- лебеди», «Жихарка», «Терёшечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др.). Для печи существовала печная утварь. Какая? (ухваты, кочерга, деревянные лопаты)
5 слайд. Посуда была глиняная, чугунная, берестяная. Позднее появились металлические (медные и латунные) самовары и чайники. Родина русского самовара город Тула. Оттуда самовары распространились по всей Руси. Ложки были деревянные: и простые, и расписные. Как называется такая расписная посуда? (Хохломская)
6 слайд. Некоторые вещи существуют и по сей день, но в изменённом виде. Узнаёте ли вы вещи, которые видите здесь? Назовите их. Чем некоторые вещи заменены в наше время?
7 слайд. В избах всё было иначе, чем сейчас. Шкафов не было, вещи хранили в сундуках. Сундуки были деревянные, окованы железом и служили хозяевам очень долго.
8 слайд. Профессия кузнец на Руси была очень важной и почётной. Автомобильного транспорта ещё не существовало, люди ездили (на чём?)
А лошадей нужно было подковывать, чтобы они не стирали свои копыта. Подковать лошадь вели к кузнецу («Эй, кузнец-молодец, захромал мой жеребец…»). Кузнецы выполняли разнообразные работы, посмотрите, какие.
9 слайд. Мужчины выполняли самую тяжёлую работу, которая не под силу была женщинам: делали сани, телеги, предметы мебели, обувь – лапти, валенки. Валенки были очень дорогой обувью, иногда на всю семью была только одна пара валенок и выходили во двор по очереди. А чтобы сплести лапти надо было много потрудиться. Даже царь ПётрI, который владел множеством разных умений, не смог научиться плести лапти. Он говорил «Нет ремесла мудрёнее лапотного!».
10 слайд. Женщины сами пряли нитки и ткали полотно. Для этого существовали специальные станки – кросна. Для того, чтобы спрясть нитки использовали прялку и веретено.
11 слайд. Девочек с 5-6 лет приучали к рукоделию. В разных частях России у женщин было разное рукоделие. В Вологде плели вот такое вологодское кружево с помощью коклюшек.
12 слайд. Женщины старались украсить свою избу и свои наряды. Они шили, вышивали, вязали, пряли и ткали.
13 слайд. Взрослые делали для детей различные игрушки из дерева, бересты, глины, старых тряпочек – ветоши, соломы, талаша, мочала. Как называются эти игрушки?
(Дымковская игрушка, семёновская и полхов-майданская матрёшка, богородская, каргопольская)
А теперь давайте поиграем в русские народные игры. (Игра на выбор «Золотые ворота», «Во поле берёза стояла» и т. д.)
Используемая литература: О. П. Князева, М, Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Для презентации использованы интернет-ресурсы.
Приложение 2
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т.д)
-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением
-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.
-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: предметы быта (старинная посуда, ухват, чугунок, половики, коврики. демонстрационный материал, мольберт.
Ход занятия: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
- Правильно, печка. Молодцы.
-Для чего нужна была печь в избе?
(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)
-Скажите как называли человека, который умел класть печь?
(печник)
-Из чего складывали печь?
(из кирпичей)
-Значит она какая?
(кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу …. чугунок.
-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите как называется?
(чугунок).
-Попробуйте, подержите какой он?
(тяжелый)
-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?
(чугунный).
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:
Из русской печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Хорошо, молодцы.
-А вы знаете что представляет собой ухват?
(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
-А для чего нужен был в доме ухват?
(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
- Что ты достал из печи?
(чугунок)
- Чем ты достал чугунок?
(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Хорошо, молодцы.
- Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…. самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.
- А что же он варит?
(чай).
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
(да)
-Сейчас они стали электрические.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?
(крынке, кувшине).
- Крынка, кувшин – что это?
(это посуда).
-Из чего она сделана?
(из глины).Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.
- А вот у крынки родной братишка может быть кто – нибудь знает как его называют?
(горшок).
-Раз он родной братишка, из чего он сделан?
(из глины).Значит он какой?
(глиняный).
- А чем он отличается от крынки?
(формой, высотой).
- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева?
(березы).
- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость налитая в такую посуду долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.
- Слушаем мою загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.
- Из чего делали коромысло?
(из дерева).
- По краям, что делали?
(крючки)
-Для чего?
(для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).
- Кто хочет попробовать пронести ведерки?
Хорошо. Молодцы.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
(ковриками, половиками).
-Половики какой формы?
(прямоугольные).
-А еще какие?
(длинные).
- А коврики какой формы?
(круглые).
Для чего пол покрывали?
(для тепла).
Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?
А хотите мы с вами поиграем. Игра называется : «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину?
(в печке).
-А мы сейчас где готовим?
(на газовой плите).
-В чем раньше кашу варили?
(в чугунке).
-А мы сейчас где готовим?
(в кастрюле).
-В чем раньше готовили чай?
(в самоваре).
-А мы сейчас?
(в чайнике).
- Зачем нужно было коромысло?
(воду носить).
- А у нас сейчас?
(водопровод).
- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.
Приложение 3
Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов.
Программные задачи:
• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.
• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.
Материал:
• Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).
• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.
Методы и приемы:
Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ. слово: загадка.
Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.
Практический — рисование домов.
Ход:
Ребенок подходит к воспитателю и говорит:
- Галина Ивановна смотрите мне папа подарил новый телефон и смарт часы.
Воспитатель: Здорово! Как же хорошо живется в 21-ом веке. Ребята, а какая бытовая техника есть у вас дома?
Ответы детей…. Микроволновка, холодильник, телефон, стиральная машина
Воспитатель: А какие ваши любимые блюда, напитки?
Ответы детей…. Йогурт, кока-кола, мороженное, киндер сюрпризы.
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем! А какие ваши любимые игрушки? Принесите мне ваши любимые игрушки?
Дети приносят игрушки… (посудка детская, куклы, Лего)
Воспитатель: Ребята как здорово! А вы любите заниматься спортом? Какой спорт инвентарь у вас есть?
Ответы детей. Скакалка, гантели.
Воспитатель: Дети а знаете, что все перечисленное вами состоит из пластика?
Ответы детей…
Воспитатель: А вы знаете куда это потом девается использованный пластик?
Многие люди когда ходят в поход, бросают мусор (пластиковые бутылки от воды, обертки от шоколадок и конфет) прям в лесу. Когда у нас дома ломается техника мы вывозим на мусорку.
Воспитатель читает стих.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить россу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Играет мелодичная музыка с птицами, потом птицы замолкают и воспитатель спрашивает: Дети а вы хотите попасть в прошлое?
Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.
Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.
Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.
Воспитатель: Дети вы знаете какие бывают дома? Из чего состоят?
Ответ детей:
Воспитатель: да все правильно! Шло время — появились инструменты, люди научились обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)
В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь.
Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.
Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб. В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.
• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.
• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.
• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.
А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).
Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик.
Воспитатель: Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.
Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.
Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.
Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.
Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.
Воспитатель: Давайте мы с вами познакомимся с инвентарем русского дома
Воспитатель: Символом русской избы является русская печь.
Ребята, а меленьким детям можно пользоваться печкою без присмотра родителей?
Ответ детей: Нет.
Знакомство с русской избой. В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.
• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?
• Прялка. Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.
• А это?
• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.
• А для чего нужна печь в доме?
Воспитатель: Чтобы было тепло, уютно. Раньше в печи готовили все! Грели воду, варили супы, пекли пироги!
Смотрят инвентарь для приготовления в печи.
• В печи готовили еду и себе, и домашнему хозяйству. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, рыбу.
На печи можно было спать. Там есть лежанка.
• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.
А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежанку и грелись, лечились от простудных заболеваний.
Ребята а какие сказки вы помните о русской печке, назовите их?
• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.
Есть много пословиц и поговорок о печи какие вы помните?
• «Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».
В нашем музее есть печь.
Воспитатель Татьяна нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.
• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.
Воспитатель:А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?
Дети: На костре.
Воспитатель: Да, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид.
Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.
• А из чего получают керосин?
• Из нефти.
Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.
Загадка:
«Четыре синих солнца
есть у меня на кухне,
четыре синих солнца
горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны»
(Газ. плита)
Да, я дома готовлю еду на газовой плите.
Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.
Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.
Приложение 4
Занятие в старшей группе «Путешествие в прошлое посуды»
Образовательная цель: ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого, представления детей о гендерном воспитании, ознакомления детей с предметами представляющими опасность в обращении.
Развивающая цель: развитие у детей аналитического мышления (образного, умение вести диалог взрослого с детьми, памяти, воображения, мелкой моторики и пластики движения тела, выразительной речи.
Воспитательная цель: воспитание эстетических чувств, дружеского отношения друг к другу, трудолюбия, дисциплинированности, собранности и аккуратности.
Материал: каменная, деревянная ложка, деревянная, металлическая вилка, каменный,деревянный, металлический нож, кувшин, графин, деревянные,каменные тарелки, чашки, яблоко, волшебная палочка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением посуды,Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского,беседа о посуде, дидактические игры «Что было до…», «Эволюция общих вещей».
Активизация словаря: посуда металлическая, деревянная, блестящая, небьющаяся,хрупкая, прозрачная, прочная, каменная.
(под спокойную музыку дети входят в зал)
Ход занятия:
Воспитатель:«Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья!
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Мы совершим путешествие в мир удивительной посуды. У меня есть волшебная палочка, которая будет оживлять предметы. Как здесь красиво, что это такое? (вилки, ложки, тарелки )
Как одним словом можно сказать? (посуда)
Здесь побывать мечтает каждый,
Чтоб прикоснуться к волшебству,
Ведь только здесь я лишь однажды
Предметы оживить смогу»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Она бывает глубока,
Она бывает мелка,
Однако это не река» (тарелка)
Сейчас я оживлю тарелку и мы послушаем ее историю. (включаю волшебную музыку прикасаюсь палочкой к тарелке) Раньше не было тарелок и люди клали пищу на листья опавших деревьев. Дети вы думаете это было им удобно? (выводы детей)
Человек думал, думал и сделал тарелку из камня, каменная тарелка оказалась очень тяжелой и неудобной. прошло время человек сделал тарелку из дерева. Деревянная тарелка оказалась очень удобной, легкой, прочной, не бьющейся. Вот посмотрите. (рассматриваем тарелки) У тарелок появилось много подружек из глины, стекла, фарфора. Кто делает деревянные тарелки мужчины или женщины? Кто расписывает? Почему? (выводы детей ).
Воспитатель: «Сами не едим,
А людей кормим» (ложки)
(волшебной палочкой оживляю ложку, звучит волшебная музыка )
Она ожила, послушайте что рассказывает.
«Давным – давно человек жил в пещере,
Он на огне варил обед, ну а ел он?
Человек пищу ел руками,
Вы представьте сами,
Как же трудно было.
Есть жидкий суп руками.
Но подумав: «Выход есть»,-
Сделал ложку человек»
Сначала он сделал ее из камня, она была тяжелой. Потом человек переехал из пещеры в хижину и сделал ложку из дерева она была легкой. Посмотрите, со временем они стали превращаться в настоящую красавицу, с узорами, легкую, красивую. Скажите, что можно делать ложкой?. Кто из дерева делал ложки мужчина или женщина? Кто их расписывает? Почему? (ответы детей ).
Воспитатель: А еще на ложках можно играть. (включаю музыку)
«От зари от зари
Веселятся ложкари» (дети играют на ложках )
У деревянной ложки есть сестренки из бронзы, металла. Сейчас едят металлическими ложками, потому что они прочные и удобные, блестящие,не ломаются, не бьются.
«Знают ложку все на свете,
Этот дорогой предмет
Ложкой кушают все дети,
Утром, вечером, в обед»
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию где проводят опыты. (дети садятся на стульчики)
«Не пропустите и меня,
Я тоже очень важный,
Меня узнали вы, друзья
Кто сильный и отважный» (нож)
(касаюсь волшебной палочкой под музыку и оживляю нож)
Нож рассказывает свою историю. Давным – давно человек сделал нож из камня, он был такой тяжёлый и неудобный, им было трудно работать, быстро стирался и становился все худее и худее. Человеку это не нравилось и тогда он сделал нож из дерева. Вот такой? Как вы думаете им было удобно работать(ответы детей )
Воспитатель: Давайте попробуем разрезать яблоко, что получится? (выводы детей )
«Деревянный ножик,
Был так не удобен.
Трудно им работать,
Было раньше людям»
Такие ножи часто ломались и через много лет появился металлический нож, им можно резать любые продукты. Давайте попробуем? Какие продукты можно резать ножом( ответы детей)
«Металлическим ножом
Режьте аккуратно,
Он ведь острый такой
Это же опасно»
Воспитатель: «Какой важный господин,
Пузатый и носатый. Что? (кувшин)
(под волшебную музыку оживляю кувшин)
Ребята, для чего нам нужен кувшин? Кувшин делали из глины, обжигали в огне, сушили и красили, украшали его. А кувшин какой?
(ответы детей )
«Его делают из глины,
В печке обжигают.
Все его зовут кувшинам
Воду наливают»
Рядом с кувшином стоит графин. Какой он? Ну что бы нам его проверить мы проведем опыт. Нальем воду в графин и кувшин, что мы видим? (выводы детей)
Физкультминутка: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес. (дети выполняют движения)
Воспитатель:Приглашаю вас в мастерскую.
(под музыку дети входят )
В мастерской посуду расписывают и украшают, мы с вами будем ее украшать. Я буду мастерицей, а вы маленькими мастерами. Посмотрите в мастерской есть большая тарелка – блюдо, но оно не украшено, давайте с вами украсим его. На столе есть цветочки, клей, салфетки. Я беру большой цветок промазываю его клеем все лепестки и наклеиваю в середину блюда, прижимаю салфеткой.
Пальчиковая гимнастика:"Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалили,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть- чуть сломали,
Так мы маме помогали.
А сейчас вы приклеивайте свои цветочки. (работа детей)
Какое красивое блюдо у нас получилось, вам нравится?
Рефлексия: Вот мы с вами побывали в прошлом посуды. Как стало в группе светло, сколько много солнышек, это какое солнышко? (грустное, веселое). Каждый подойдите и возьмите то солнышко, какое у вас сейчас настроение. (делаю вывод по результатам рефлексии)
Приложение 5
Дидактическая игра «Найди пару: было и стало»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по внешнему признаку.
Материалы: разрезные ламинированные картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....
Конспект развлечения в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»
закрепление знаний детей о русских народных сказках, быте русского народа...
Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект образовательного события (о.о.познавательное развитие) «Путешествие в прошлое мебели» Старшая группа
образовательное событие "Путешествие в прошлое мебели"...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в прошлое» в старшей группе
Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особ...