Использование фольклора в работе с дошкольниками.
методическая разработка

Лебедева Ольга Юрьевна

В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора  со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс собственно детского творчества, как только он начинает активно двигаться и говорить. Такие жанры, как считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки и т.д., свойственны этому периоду жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora_v_rabote_s_doshkolnikami.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в работе с дошкольниками.

В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора  со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс

собственно детского творчества, как только он начинает активно двигаться и

говорить. Такие жанры, как считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки и

т.д., свойственны этому периоду жизни детей.

Ежедневно ребенок сталкивается с жанровым разнообразием произведений устного народного творчества, начиная с семьи.        

Введения устного народного творчества идеально подходят для развития детей первых лет жизни. Главный создатель языка и величайший педагог-народ сотворил те формы художественного слова, которые прослеживаются на всех ступенях эмоционального, физического и нравственного развития ребенка. Песенки и потешки выступают в качестве начального этапа знакомства детей с устным народным творчеством. Дети также приобщаются к играм в самом раннем возрасте.

Игра помогает детям проявить инициативу, находчивость, ловкость и смекалку, а также игры помогают развить в детях чувство взаимопомощи и товарищества.

Сказка является видом народного творчества, основанным на вымышленных событиях. Сказки бывают бытовыми и волшебными. В бытовых сказках участвуют люди в повседневных ситуациях, а в волшебных изображаются фантастические силы. В данном виде фольклора всегда присутствует оптимистичность сюжета – добро всегда побеждает зло, причем зло всегда высмеивается и терпит поражение.

Итак, детский фольклор выступает в роли особой области народного творчества, которая объединяет мир детей и мир взрослых.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более четкие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Подбор фольклорных текстов может быть следующим:

-отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:

«Еду-еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Вот и люди спят», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др.

        

-знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и виды его деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая):

«Петушок и его семья», «Пошел котик на Торжок», «Сорока-белобока», «Коза-хлопота» и др.

-знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека:

«Лиса по лесу ходила», «Мишка косолапый», «Сидит белка на тележке» и др.

-олицетворяющие природу:

«Дождик-дождик пуще», «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко» и др.

-олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»:

«Курочка-рябушечка, куда пошла», «Котя-котенька-коток», «Ай баю-баю-баю», «Чики-чики-чикалочки» и др.

-потешки-небылицы:

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Тень-тень-потень, выше города плетень».

-раскрывающие нравственно-этические категории:

«Тили-бом! Тили-бом!...», «Кисонька - мурысенька», «Пальчик-мальчик», «Наша хозяюшка сметлива была» и др.

-имеющие прямое обращение к ребенку по имени:

«Кто у нас хороший», «Как пошли наши подружки», «Пошел котик во лесок» и др.

-имитирующие музыкальные звуки (инструменты), хороводные игры:

«Каравай», «Заинька, войди в сад», «На зеленом на лугу, их! Вох!» и др.

Этот перечень охватывает все стороны человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками           1.Фольклорные праздники - развлечения.2.Рисование ладошкой и пальч...

Использование татарского фольклора в работе с дошкольниками

В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формир...

Использование различных форм двигательной активности с элементами фольклора в работе с дошкольниками с ТНР

В статье говорится об использовании форм двигательной активности с элементами фольклора с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии и нарушения в формировании эмоционально-волевой стороны ли...

Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками

Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками...

Использование фольклора в работе с дошкольниками с ТНР

Аннотация: В представленной статье говорится об использовании фольклора при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР. На основе исследования данного вопроса подчеркнута важно...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Использование фольклора в работе с младшими дошкольниками в условиях ДОУ.

Материал раскрывает формы, методы и приемы работы при ознакомлении с фольклором. Может быть интересен  для педагогов ДОУ....