Использование фольклора в работе с дошкольниками.
методическая разработка
В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс собственно детского творчества, как только он начинает активно двигаться и говорить. Такие жанры, как считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки и т.д., свойственны этому периоду жизни детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в работе с дошкольниками.
В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс
собственно детского творчества, как только он начинает активно двигаться и
говорить. Такие жанры, как считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки и
т.д., свойственны этому периоду жизни детей.
Ежедневно ребенок сталкивается с жанровым разнообразием произведений устного народного творчества, начиная с семьи.
Введения устного народного творчества идеально подходят для развития детей первых лет жизни. Главный создатель языка и величайший педагог-народ сотворил те формы художественного слова, которые прослеживаются на всех ступенях эмоционального, физического и нравственного развития ребенка. Песенки и потешки выступают в качестве начального этапа знакомства детей с устным народным творчеством. Дети также приобщаются к играм в самом раннем возрасте.
Игра помогает детям проявить инициативу, находчивость, ловкость и смекалку, а также игры помогают развить в детях чувство взаимопомощи и товарищества.
Сказка является видом народного творчества, основанным на вымышленных событиях. Сказки бывают бытовыми и волшебными. В бытовых сказках участвуют люди в повседневных ситуациях, а в волшебных изображаются фантастические силы. В данном виде фольклора всегда присутствует оптимистичность сюжета – добро всегда побеждает зло, причем зло всегда высмеивается и терпит поражение.
Итак, детский фольклор выступает в роли особой области народного творчества, которая объединяет мир детей и мир взрослых.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более четкие представления о плодотворном труде человека.
Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Подбор фольклорных текстов может быть следующим:
-отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека:
«Еду-еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Вот и люди спят», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др.
-знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и виды его деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая):
«Петушок и его семья», «Пошел котик на Торжок», «Сорока-белобока», «Коза-хлопота» и др.
-знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека:
«Лиса по лесу ходила», «Мишка косолапый», «Сидит белка на тележке» и др.
-олицетворяющие природу:
«Дождик-дождик пуще», «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко» и др.
-олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»:
«Курочка-рябушечка, куда пошла», «Котя-котенька-коток», «Ай баю-баю-баю», «Чики-чики-чикалочки» и др.
-потешки-небылицы:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Тень-тень-потень, выше города плетень».
-раскрывающие нравственно-этические категории:
«Тили-бом! Тили-бом!...», «Кисонька - мурысенька», «Пальчик-мальчик», «Наша хозяюшка сметлива была» и др.
-имеющие прямое обращение к ребенку по имени:
«Кто у нас хороший», «Как пошли наши подружки», «Пошел котик во лесок» и др.
-имитирующие музыкальные звуки (инструменты), хороводные игры:
«Каравай», «Заинька, войди в сад», «На зеленом на лугу, их! Вох!» и др.
Этот перечень охватывает все стороны человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками
Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками 1.Фольклорные праздники - развлечения.2.Рисование ладошкой и пальч...
Использование татарского фольклора в работе с дошкольниками
В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формир...
Использование различных форм двигательной активности с элементами фольклора в работе с дошкольниками с ТНР
В статье говорится об использовании форм двигательной активности с элементами фольклора с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии и нарушения в формировании эмоционально-волевой стороны ли...
Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками
Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками...
Использование фольклора в работе с дошкольниками с ТНР
Аннотация: В представленной статье говорится об использовании фольклора при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР. На основе исследования данного вопроса подчеркнута важно...
«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».
Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...
Использование фольклора в работе с младшими дошкольниками в условиях ДОУ.
Материал раскрывает формы, методы и приемы работы при ознакомлении с фольклором. Может быть интересен для педагогов ДОУ....