Использование различных форм двигательной активности с элементами фольклора в работе с дошкольниками с ТНР
статья на тему

Мельникова Елена Петровна

В статье говорится об использовании форм двигательной активности с элементами фольклора с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии и нарушения в формировании эмоционально-волевой стороны личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melnikova_na_sayt.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР

Мельникова Е.П.

ГБДОУ № 61 Колпинского района Санкт-Петербурга

Аннотация:

В статье говорится об использовании форм двигательной активности с элементами фольклора с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии и нарушения в формировании эмоционально-волевой стороны личности.

Ключевые слова:

Двигательная активность дошкольника, фольклор.

Дошкольники, имеющие речевую патологию, в большинстве случаев имеют недостаточную координацию и неуверенность в выполнении движений, моторную неловкость. Также наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере детей. По мнению специалистов, чем выше двигательная активность дошкольников, тем лучше развивается их речь. Поэтому педагогам в своей работе необходимо использовать различные формы двигательной активности с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников с ТНР, снижения психоэмоциональной напряжённости. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками. В этнических произведениях, эпосе прослеживаются сокровенные мечты и мысли народа о воспитании физически сильного, крепкого, нравственно-здорового человека.

Формы двигательной активности с элементами фольклора:

  • Релаксация, снижение детской тревожности.

В первую очередь необходимо использовать в работе фольклорные речевые составляющие: благопожелания, прибаутки, кричалки, веселки, небылицы, направленные на снижение состояния тревожности дошкольников, релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела. Состояние релаксации достигается путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой; чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела; путем сжимания и разжимания кистями рук бельевой прищепки, массажных мячиков, резиновых колец, палочек.

  • Упражнения на развитие тонкой моторики рук.

Необходимо включать упражнения на развитие мелкой моторики руки. Тренируя руку, мы стимулируем развитие речевых центров головного мозга, активизируем мыслительные процессы. Пальчиковая гимнастику можно сопровождать небольшим текстом из народных песенок-попевок, небылиц-перевёртышей, нелепиц, чистоговорок, прибауток, сказочек. При подборе упражнений и текста нужно учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

  • Упражнения на развитие крупной моторики.

Упражнения на развитие общей моторики движений (координации движений) с использованием сказочных персонажей, волшебных превращений необходимо давать с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание.

  • Игровой массаж.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка. Он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Во время массажа биологически активных зон и игрового массажа можно проговаривать различные припевки и прибаутки, стихотворные шуточные строки с учётом возраста детей. Массаж осуществляется пальцами, кулачками, кистью руки в виде поглаживаний, растираний, потряхиваний, встряхиваний определённых зон тела. Продолжительность самомассажа составляет 1—1,5 минут. Также можно использовать хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п. Игровой массаж дети могут проводить друг другу через одежду. При выборе партнёра для массажа обязательно учитываем пожелание ребёнка.

  • Упражнения ритмической гимнастики.

Упражнения ритмической гимнастики строятся на импровизации в танце образно-эмоциональных, мимических и пантомимических движений сказочных персонажей. Движения, выполняемые под музыку, являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяют свободно, красиво и правильно выполнять двигательные задания. Музыкальный репертуар должен соответствовать возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, народную музыку. 

  • Народные игры, игры со сказочными персонажами, игры-забавы, игры-аттракционы.

Народные игры, игры со сказочными персонажами, игры-забавы, игры-аттракционы не обходятся без считалок-попевок, приговорок, жеребьёвок, сечек, молчанок и голосянок.  Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а тем более народная игра, где много веселых сюрпризов. Это источник активной мыслительной работы, физической нагрузки, положительных эмоций. Народная игра стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. 

  • Подвижные игры-фантазирования на основе сказочных сюжетов.

Подвижные игры-фантазирования, связанные с каким-либо сказочным образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Воображаемая ситуация помогает сделать интересными для ребенка двигательные задания, реализовать свои индивидуальные возможности в двигательной, речевой, эмоциональной активности. Сказочные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Дети раскрываются с неожиданной стороны, например, проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность.

  • Физкультминутки, динамические паузы.

 Физкультминутки, динамические паузы - это небольшой комплекс физических упражнений, для реализации которого можно использовать фольклорные стишки и песенки, считалки, превёртыши. Задача такой двигательной паузы – снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности, предупреждение переутомления, насыщение мозга кислородом.

  • Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после сна.

 Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после сна в ДОУ рассматривается как важный элемент двигательного режима, направленный на поднятие эмоционального и физического тонуса детей. Особенно интересна детям сюжетно-игровая гимнастика, с фольклорными образами, попевками, пестушками и прибаутками, которая состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Фольклор помогает дошкольникам реализовать индивидуальные потребности в двигательной активности и независимости через мир фантазий и мечты. Использование элементов фольклора позволяет заложить фундамент психофизиологического речевого развития ребёнка, определяющего успешность его общего развития в дошкольном детстве.

Список литературы:

  • Волошина JI.H. Воспитание двигательной культуры дошкольников -  М.: «Просвещение», 2005.
  • Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - М.: «Речь», 2011.
  • Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве М.: «Просвещение», 2006.
  • Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели - СПб.: «Детство – Пресс», 2000. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм двигательной активности в режиме дня детей.

Использование различных форм двигательной активности в режиме дня детей подготовительной к школе группе «Росинка» Формы работы Время врежиме дняКто проводит МестопроведенияОсобенности органи...

Итоги физкультурно- оздоровительной деятельности в режиме дня второй младшей группы по теме: «Игры и игровые ситуации с включением различных форм двигательной активности» за период с сентября по ноябрь 2014- 2015 учебного года

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взр...

Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»

Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»...

Методическая разработка "Конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности для воспитанников старшей группы"

Цель: вызвать положительный эмоционально-психологический настрой и получить запас бодрости....

Тематическая прогулка - наблюдение, с использованием разных форм двигательной активности в зимний период по теме «Загадки Волшебницы зимы» в средней группе.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о зиме, посредством познавательно - исследовательской деятельности.Задачи:расширять представления детей о зимних из...