Использование фольклора в работе с младшими дошкольниками в условиях ДОУ.
статья по художественной литературе (младшая группа)

Татьяна Петрова Александровна

Материал раскрывает формы, методы и приемы работы при ознакомлении с фольклором. Может быть интересен  для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в работе с младшими дошкольниками  в условиях ДОУ.

Петрова Татьяна Александровна

стпрший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г.о.Самара

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это - детский фольклор».

 Англ. folklore - народная мудрость; фольклор, из folk - люди, народ + lore - традиционные знания. Фольклор— народное творчество, чаще всего устное. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Фольклор – это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические и воспитательные возможности.

Цель нашей работы: использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи, познания окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  • освоение разговорной речи;
  •  расширение словарного запаса;
  •  воспитание звуковой культуры речи;
  •  формирование связной речи;
  •  расширение представлений детей о    разных формах    фольклора.

 С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи - их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. 
Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря. 
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Именно поэтому мы активно используем народный фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:

Пестушки -  небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками.  Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Потешки - игры взрослого с ребенком. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло, и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение

Прибаутки, шутки - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического.

Русские народные подвижные игры с текстом. Они имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины. Они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Заклички - (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

 Знакомство детей с фольклором, а затем и закрепление происходит через различные формы организованной деятельности детей:

  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в совместной деятельности детей и взрослых вне занятий;
  • в народных подвижных играх;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в театрализованной деятельности;
  • в инсценировках.
  • в режимных моментах в течение дня: одевании, кормлении, укладывании спать, во время игровой деятельности.

           При ознакомлении с художественной литературой знакомим малышей с произведениями устного народного творчества. Основная задача – формировать умение слушать рассказывание или чтение взрослого; запоминать и узнавать знакомое произведение при повторном слушании; узнавать героев в иллюстрациях, игрушках; запоминать тексты фольклорных произведений. Дети с удовольствием рассматривают книги в книжном уголке и произносят знакомый текст.

На занятиях по ознакомлению с социальным и природным миром также используем произведения устного народного творчества. Основная задача – с помощью фольклора вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость к объектам и явлениям социального и природного мира; запоминать и вспоминать произведения устного народного творчества.

На занятиях по речевому развитию мы закрепляем знакомые потешки, сказки и т.д. Основная задача – развивать у детей умение передавать словом, действиями, жестом содержание произведений, подхватывая слова и строчки знакомых произведений,  читать наизусть некоторые из них.

Закрепление фольклорного материала происходит и на других занятиях, в культурно – досуговых мероприятиях. Здесь основная задача – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной, двигательной, музыкальной деятельностью с помощью фольклора; закреплять знание знакомых произведений устного народного творчества.

При организации физкультурных занятий, утренней гимнастики широко используем содержание знакомых детям потешек, песенок, сказок.

      Малыши очень любят пальчиковые игры, подвижные народные игры. Их мы проводим во время прогулок, в вечернее и утреннее время. Дети не только двигаются, но и стараются проговаривать знакомые слова, которыми сопровождаются игры.

Уже в данном возрасте мы стараемся использовать и элементы инсценирования сказок, потешек. Слушая текст, произносимый воспитателем, дети самостоятельно воспроизводят соответствующие игровые действия животных и людей, проговаривают запомнившийся текст.

А также дети очень  любят хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.

Учим детей использовать мирилки. Умение мириться - очень важный навык. Мирилки и были придуманы на этот случай. Мирилки - короткие стишки - созданы для помощи детям, ведь так сложно произнести порой первые слова примирения.

     И, конечно же, народный фольклор очень помогает  наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности. Знакомые потешки малыши

используют в самостоятельных  играх  (например, при укладывании и кормлении кукол и т.п.), при рассматривании книг, играх с сюжетными игрушками.
                При планировании педагоги стараются согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться их интеграции – взаимосвязи и взаимодополнения. В этом помогают произведения устного народного творчества. В связи с характерной для малышей страстью к бесчисленному повторению, возникает необходимость ежедневно создавать условия для встречи детей со знакомыми произведениями.

      При ознакомлении детей с устным народным творчеством педагоги используют разнообразные методы и приемы. При первоначальном знакомстве с произведениями: рассматривании игрушек, иллюстраций, картинок по содержанию, чтение с опорой на наглядность, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры, связанные с содержанием, повторное чтение, вопросы. При повторении: чтение произведения, не прибегая, к наглядности; дополнительный наглядный материал, имитации; вставляют в текст имя ребенка. Повторение на одном занятии двух – трех стихотворных текстов приносит детям радость, создает положительно – эмоциональный настрой.

Вывод - систематическое и планомерное ознакомление с фольклором в младшем дошкольном возрасте создает фундамент для формирования на следующем этапе жизни эстетического восприятия художественной литературы; фундамент психофизического благополучия и  фундамент познавательной деятельности.

 Литература: 
1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988. 
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. 
3. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством.-СПБ: Детство-пресс, 2001. 
4. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930. 
5.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ: Детство-Пресс, 2000. 
6. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)

В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора....

Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками

Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками...

Использование фольклора в работе с дошкольниками с ТНР

Аннотация: В представленной статье говорится об использовании фольклора при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР. На основе исследования данного вопроса подчеркнута важно...

Презентация с использованием ЭОР "Оздоровительная работа с младшими дошкольниками"

В современном обществе  в связи с ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно, остро стоит проблема по воспитанию здорового подрастающего поколения . В ДОУ задача укрепления здоровья...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАВЕСОВ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Представлен материал на семинаре музыкальных руководителей Фрунзенского района г. Саратова . 2022 - 2023 у/г....