Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками
консультация (младшая группа)
Использование фольклора в работе с детьми дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_detskogo_folklora.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование детского фольклора
(потешки, прибаутки,
колыбельные песни, пестушки) в работе с детьми дошкольного возраста.
ЗНАЧЕНИЕ:
Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облаго - раживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входила в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества имеют все жанры детского фольклора – потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Приобщение ребенка к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую можем только мы с вами, уважаемые взрослые!
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ:
А баю, баю, баю,
Тебе песенку спою
Я про серого кота.
Как у серого кота
Колыбелька золота,
Позолоченная.
В ней постелька поставлена:
Перинушка пухова,
Подушечка в голова.
А я бабушка стара,
Ночевать кота звала:
- Приди, котик, ночевать,
Моего Ванюшку качать.
Уж, ты, сон да дрема,
Приди к Ване в голова!
Спи, усни, закрывши глазки,
Баюшки, баю!
Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Марину забавляют.
И Марина умная
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни.
Крепкий сон тебя возьми.
Ай, баюшки, баюшки,
Слеталися галушки,
Сели на вороты,
У них красны боты.
Воротушки эти – скрип,
Моя Маша лежит – спит,
Она крепко спит,
Нельзя ее будить.
Ай, баюшки, баюшки,
Пойдем с тобой к бабушке,
От бабушки к дедушке,
Принесем конфетушки.
И моей – то доченьке,
И моей – внученьке.
Она у меня будет спать,
Крепко глазки закрывать.
Котя, котинька – коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, еоту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока!
Ой, бай, бай, бай,
Ты, собаченька , не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшку не буди.
Мой Ванюшка будет спать
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.
Люли, люли, баиньки,
В огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Ване спать велят.
Люлю, люлю, люлю – бай,
Посорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
Ходит Сон по горе,
Носит Дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
Нашей Гале так дает.
Ай, люлю, люлю, люлю,
Подольше спать тебе велю.
Спи – ка, Катя, без пробуду,
Я будить тебя не буду.
Спи – ка, доченька подольше,
Наберешь ума побольше.
Некогда с тобой водиться,
Надо в поле торопиться.
ПЕСТУШКИ:
Когда ребенок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!
Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потянушеньки, потянушеньки,
Поперек толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Потягивай!
В коробочку
Накладывай!
Это маме холст,
Это тяте холст,
А Вовочкин холст
С мышиный хвост!
Когда ребенок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек.
Когда ребенок учиться ходить:
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите,
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Ребенка качают на коленях, словно он едет по кочкам.
Ехали мы, ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!
Ребенка водит под мышки или за ручки, приговаривая:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
При ушибе ребенка:
У кошки боли,
У собаки боли,
У лошадки боли,
А у Ванюши не боли!
Сынок, не плачь,
Испеку калач!
Сынок, не вой –
Испеку другой!
Сынок, не реви-
Испеку все три!
При купании младенца:
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода-
С тебя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
Изображая пальцами правой руки рога,
Слегка щекочут ими ребенка и припевают:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает.
Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и проговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала!
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребушки.
Останавливаются на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты, мал маленек,
За водицей не ходил,
Дров не нсил,
Кашки не варил!
Потешки, прибаутки.
Жил – был у бабушки
Серенький козлик.
Захотелось козлику
В лес погулять.
Напали на козлика
Серые волки,
Разорвали козлика
На мелкие части,
Оставили бабушке
Рожки да ножки.
Кошка в лукошке
Рубашечку шьет,
А кот на печи
Сухари толчет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А у нашего кота
Три погреба молока.
Лисичка – сестричка
Сидит за кустом,
Лисичка – сестричка
Машет хвостом,
А бедный зайчишка
Глядит из куста.
ДЕТСКИЕ ЧАСТУШКИ.
-Удивительный это жанр – частушка!
Во - первых, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых былин, сказок уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиняют как? Новое – на основе старого. ( Н. М. Мельников)
Почти каждый ребенок остро ощущает смешное, комичное. Дети очень любят книги, содержащие юмористические сцены, комические ситуации. Привлекает и импровизированный характер частушек. Необычайная широта их тематики, эмоциональное разнообразие, метко выраженные сатира и дружеский юмор – все это заинтересовывает детей.
В детской среде бытуют частушки взрослых, не претерпевшие видимых изменений ни по содержанию, ни по форме.
Есть частушки с чисто детской тематикой, которые отражают детские интересы, и, безусловно, возникают в детской среде. Но они, за редким исключением, создаются по образцу эстрадных куплетов, локальны по бытованию, не проходят процесса фольклоризации, являются разовыми произведениями самодеятельности детского творчества.
В последнее время часто можно услышать в детском исполнении стихи, поговорки, дразнилки, небылицы – перевертыши – песенки, в которых все поставлено «с ног на голову», положенные на мотив четырех строчной частушки. Такие картинки вызывают радостный смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных вещей и явлений.
Многие современные детские поэты отдали свою дань «частушечным» четверостишьям, небылицам перевертышам. И дети с восторгом приняли эти стихи.
ЧАСТУШКИ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА.
Про ребят и про игрушки
Сочинили мы частушки.
Прежде чем их записать,
Стали петь их и плясать.
Мы споем сейчас куплеты
Да про садика дела.
Подыграет нам гармошка,
Подпевайте нам, друзья!
В синем небе ходят тучки,
Будет дождик или град.
Оля просится на ручки
По дороге в детский сад!
Станет Коля одеваться,
Ждать его – терпенья нет.
Мы успеем нагуляться,
Ну, а Коля не одет!
Катя спутала немножко –
Стала куклу одевать:
В рукава продела ножки –
Руки некуда девать!
Рисовал картину Вася:
Он художник, спору нет.
Но зачем свой нос раскрасил
В синий, красный, желтый цвет?
Говорил друзьям Сережа:
- Смел я, ловок и силен!
Вдруг навстречу вышел ежик,
И смельчак залез на клен!
Папа Вовика спросил:
- Ты под краном руки мыл?
А у Вовика ответ:
- Лицо мыл, а руки нет!
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Саша с Вовой поиграли,
Все игрушки разбросали.
Стали спорить и кричать:
Кому игрушки убирать!
Маша любит наряжаться,
Да не любит умываться.
Хоть и личиком красива,
Но плаксива и ленива!
Вова, Вовочка, дружок,
Съешь с поганкой пирожок.
А для нашей Анечки
Конфеточки и прянички!
Мальчик Петя поздно встал –
Просыпаться тяжко.
Умываться он не стал –
Он ведь замарашка!
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить,
Только «здравствуйте» и «спасибо»
Не умеет говорить!
У родителей ни часа
Нет с ребенком пообщаться.
Кто в саду общается –
Быстро развивается!
Литература:
Берестов В. От былин до считалки. М.: Детская литература, 1988.
Ветрова В. Ладушки, ладушки… М.: Знание, 1995.
Лазутин С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.: Высшая школа, 1990.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.
Павлова Л. Роль детского фольклора в воспитании дошкольника. Дошкольное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в работе с детьми
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому нео...
Использование фольклора в работе с детьми с нарушениями речи
информация для родителей...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Доклад Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".
ДокладТема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".Выполнила:Воспитатель группы №10Пысина О.В. Ноябрь 2011...
Использование фольклора в работе с детьми
Консультация...