«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_ovz.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационная образовательная практика использования фольклора

в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

                                         Глебова Александра Акимовна – воспитатель,

                                       Поздеева Филицада Андреевна, учитель - дефектолог,

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Ненецкого автономного округа (ГБДОУ НАО)

«Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Нарьян – Мара.

По многолетним наблюдениям за родителями дошкольников мы заметили, что понизилась заинтересованность и активность современных родителей в воспитании и развитии детей. В век современных технологий, автоматизации, компьютеризации, родители мало обращаются к русскому народному творчеству, не используют в общении с детьми пословицы и поговорки, загадки, не играют народные игры.

 Наши воспитанники – дети с задержкой психического развития, с системным недоразвитием речи и другие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья. Когда по результатам анкетирования детей и родителей нашей группы было выявлено, что 73% родителей не читают детям сказки, не учат считалки, потешки, а дети не знают общеизвестных русских народных сказок, потешек, считалок, не понимают смысл поговорок и пословиц, мы стали думать, как справиться  с этой проблемой. Понимая, что без взаимосвязи с родителями, без их помощи нам трудно будет достигнуть хороших результатов, и на первом же собрании обсудили с родителями эту проблему, совместно решили в педагогической работе шире использовать фольклор, наполнить их жизнь сказками, загадками, метким русским словом, яркими образами.

 К жанрам детского фольклора относятся: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, голосянки, молчанки - это благодатный материал как для реализации задач по всем образовательным областям ФГОС ДО, так и для коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ.  

Инновационная практика использования фольклора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по образовательным областям ФГОС ДО:

Познавательное развитие – помогаем детям с ОВЗ к восприятию смысла содержания русских народных сказок, богатых меткими выражениями, яркими эпитетами, сравнениями, объясняем в доступной форме пословицы, поговорки, заклички, дразнилки, потешки, которые содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы используем считалки для закрепления разного вида счёта и т.д.

Речевое развитие – обогащаем и активизируем детский словарь, т.к. прежде чем выучить поговорку или потешку, скороговорку или чистоговорку, проводится большая словарная работа, а также тренировка четкой дикции, автоматизация поставленных логопедом звуков, работа по развитию интонационной выразительности и  грамматического строя речи ( на фольклорном материале дети с ОВЗ быстрее усваивают способы изменения и образования существительных, формы глагольного словоизменения и др.).

Физическое развитие – разучивание потешки, считалки, прибаутки, заклички сопровождаем проговариванием с ритмичным отстукиванием, отхлопыванием, киванием, топаньем, пальчиковыми упражнениями, согласовывая движения с речью.

Социально- коммуникативное развитие – через смысл пословицы, сказки, которые несут в себе наставление, поучение, мораль, знакомим детей с нравственными ценностями, правилами взаимоотношения людей в социуме; инсценируя сказки и потешки, играя в народные игры, учим общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению работать в группе, подчиняясь определенным правилам, развиваем эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям народных сказок.

Художественно- эстетическое развитие – развиваем предпосылки ценностно – смыслового восприятия фольклора, прививаем любовь к художественному слову, поэтической речи, развиваем эстетический вкус и художественные способности, предлагая проиллюстрировать потешки и сказки, передать свое отношение к персонажам.

Вся работа проводится с учетом приоритета коррекционно- развивающих задач, актуальных для большинства детей с ЗПР нашей группы.

Поэтому начинаем знакомство с более доступных, понятных по смыслу детям потешек, загадок, простых знакомых русских сказок с красочными иллюстрациями. Чтобы лучше усвоили последовательность появления героев, логическую последовательность событий, используем на только иллюстрации и игрушки, но и коврограф, разные виды театра (пальчиковый, настольный…), цветные символы (три розовых кружка и один серый в сказке «Три поросенка», разные по размеру и соответствующего цвета героям сказки «Теремок» и т.п.).

Огромная предварительная работа проводится перед заучиванием поговорок, загадок и пословиц, с применением различных наглядно – практических и игровых приемов объяснения сравнений, метафор, скрытого смысла. А для быстрого заучивания широко используем иллюстрации, мнемотаблицы, пиктограммы. Постепенно дети начинают использовать в речи пословицы и поговорки, которые учат ясно, выразительно, кратко выражать свои мысли, творчески использовать слово. Заучивание загадок, чистоговорок, потешек развивает память, речь, умение образно описать предмет, обогащает словарный запас, делает детей с ОВЗ более внимательными к звучанию слов родного языка. Очень любят все дошкольники проговаривать чистоговорки и скороговорки, которые поражают детское воображение разнообразной игрой звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, как будто предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Короткие, рифмованные, лаконичные, динамичные строчки, содержащие меткие замечания, комические случаи, нелепицы, воспринимаются только на слух, произносятся в разном темпе, с различными ритмичными движениями (хлопки, кивки, притопы..) и пальчиковыми упражнениями. А отрабатывая их, наши дети одновременно тренируют артикуляционный аппарат, мелкую моторику и согласованность движений рук, закрепляют правильное произношение поставленных звуков, сложных звукосочетаний, вырабатывают четкую дикцию и развивают чувство ритма, слуховое внимание и память. Дети любят и с упоением повторяют также считалки, заучивая прямой и порядковый счет. Широко используем не только на подгрупповых и индивидуальных занятиях, но и на прогулке, в режимных моментах и художественной деятельности.

 Понимая, что без активного включения родителей в коррекционный процесс не будет хорошего результата, мы проводим совместные мероприятия и праздники с обязательным включением, с инновационным применением фольклора, например:

  • Игровые упражнения и творческие задания: «Подбери пословицу к сказке», «Доскажи пословицу», «Загадочный кубик», «Пословицы - перевёртыши», «Ошибка», «Магические числа» и др.
  •  Инсценировки совместно с родителями русских народных сказок для детей («Репка», «Теремок», «Три медведя» «Диалоги – потешки»).
  •  Мастер – классы по изготовлению разных видов театров (по подгруппам): из ложек –«Лиса со скалочкой», из деревянных лопаток сказку «Колобок», из одноразовых тарелок «Три поросёнка», из стаканчиков для йогурта   - «Три медведя», «Репка» и разыгрывание этих сказок родителями вместе с детьми.
  • Выполнение домашних заданий, например, по рисованию иллюстраций к пословицам, подготовки диалогов с атрибутикой для инсценировки потешек. В последствие получились замечательные альбомы «Красна речь пословицей» и «Наша семья - артисты». В перспективе наши альбомы будут пополняться, так как эта форма работы по фольклору очень интересна и полезна.
  • В увлекательной форме была проведена совместно с родителями литературная гостиная «В гостях у Бабушки - загадушки» с использованием ИКТ.
  •  Квест - игра «Путешествие за секретами правильной речи», где на одной из станций родители вместе с воспитанниками проговаривали скороговорки, угадывали героев пройденных сказок.
  • Для родителей и малышей детьми компенсирующей группы были показаны сказки «Под грибом», «Заюшкина избушка».

Таким образом, детский фольклор не только способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию дошкольников с ОВЗ, также творческое применение его играет важную и неотъемлемую часть коррекционной логопедической работы.  Инновационное использование разных форм фольклора позволяет развивать психические процессы: внимание, память, мышление, активизировать и обогатить словарный запас, формировать навык словотворчества у детей, развивать интонационную сторону речи, наполнять речь ребёнка с ОВЗ средствами выразительности. Всё выше сказанное определяет важность использования детского фольклора в коррекционно- педагогической работе совместно с родителями наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Цель: повышение эффективности в работе воспитателя  по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...

Инновационный проект: «Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Разработан проект с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Актуальность темы: Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с ко...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...