Конспект ООД в старше - подготовительной группе Тема: «Юные лаборанты»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель:

Совершенствовать знания детей о воде свойствах воды: жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.

Расширять знания детей об агрегатных состояниях воды путем экспериментирования ( лёд-вода-пар ).

Закрепить знания детей о воде, как растворителе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»

Конспект ООД

в старше - подготовительной группе «Дружные ребята»

 Тема:    «Юные лаборанты»

Разработала: Матвеева Ольга Александровна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Богородск

2019г.

Цель:

Совершенствовать знания детей о воде свойствах воды: жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.

Расширять знания детей об агрегатных состояниях воды путем экспериментирования ( лёд-вода-пар ).

Закрепить знания детей о воде, как растворителе.

Средства:

экран, ноутбук, проектор, глобус, микроскоп, лабораторные принадлежности, вода, лёд, акварельная краска, соль, сахар, речной песок, растительное масло, термос, зеркало.

Ход

Дети одеты в белые халаты и стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, что такого необычного вы сегодня видите?

Дети: Мы одеты в белые халаты.

Воспитатель: А кем работают люди в белых халатах?

Дети: врачами, лаборантами

Воспитатель: Где работают лаборанты?

Дети: В лаборатории

Воспитатель:  А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети:  Это место, где учёные проводят опыты, исследования и ставят опыты.

Воспитатель: Молодцы ребята.

А что мы с вами будем исследовать, узнаем, если отгадаем кроссворд.

(дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном проектора)

Воспитатель: Утром у себя на столе я обнаружила вот такие листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего исследования. (готовы)

1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Сова" и стоит в нем на третьем месте. (В)

2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также в середине слова. (О)

3. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово "Дом". (Д)

4. В четвертой клеточке живет вторая буква из слова "Рама" (А)

Какое слово у нас получилось? Правильно, "Вода". О чём мы с вами будем говорить? ( ответы детей: о воде)

(На экран выводятся изображения.)

Вы слыхали, о воде?

Говорят она везде

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Воспитатель: Ребята, а что такое вода?

Дети: Вода – это жидкость

Воспитатель: Где она встречается?

Дети: Вода встречается в реке, в океане, в море, в озере, в пруду, в болоте,

(дети отвечают, а я показываю слайды).

Воспитатель: Ребята, а как можно изобразить землю?

Дети: В виде глобуса.

Воспитатель: А давайте его рассмотрим (воспитатель показывает  глобус.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает на глобусе голубой цвет?

Дети: Это вода.

Воспитатель:  А каким цветом на глобусе изображена суша?

Дети: Коричневым, дети находят участки суши и показывают их.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете чего больше на нашей планете – воды или суши?

Дети: Воды.

Воспитатель: Молодцы, правильно. На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

Дети:  Много!

Воспитатель: Да, ребята, на земле очень много воды, она везде.

Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой», а вся вода на земле составляет единый Мировой океан.

Привлекаю подготовительную подгруппу  детей к речевой работе:

Игра: «Я спрошу, а ты ответь.» ( игра с мячом )

- вода в море? Ответ – морская,

- в океане - океаническая,

-в реке– речная,

- в озере – озерная,

-в болоте - болотная.

Воспитатель:  А знаете ли вы, какая вода в море, в океане на вкус?

Дети:  Солёная! Молодцы, правильно!

Воспитатель:  А можно ли ее пить?

Дети:  Нет!

Воспитатель: А какую воду мы пьём?

Дети: - Не солёную!

Воспитатель: - Мы с вами пьём пресную воду, которая встречается в реках, озерах. Давайте с вами повторим, какую мы с вами воду пьем.

Дети: Пресную.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Дети: Бежать, течь, капать, литься, бушевать.

Воспитатель: Ребята, вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.

      Сегодня, когда я пришла на работу в детский сад, то увидела на пороге ведерко.

        Что же в нем лежит? (показывает детям)

Дети: Капельки.

После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они по очереди начинают доставать из ведерка капельки с загадками и воспитатель  читает загадку о различных состояниях воды.(на экране слайд с отгадками)

Дети отгадывают.

В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)

Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней)

Что в решете не унести? (воду)

С неба крупа падает. (Град)

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (вода)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.

Значит делаем вывод: - что туман, лед, снег, сосулька, дождь, иней, град – это все вода.

(слайд воды)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.              

       Я приглашаю вас пройти в научную лабораторию для проведения исследований. Давайте вспомним правила, которые мы должны соблюдать работая в лаборатории .( ответы детей )

-Дети, давайте вспомним какие свойства воды мы уже знаем?

Дети: Вода – это жидкость +она прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет собственной формы. 

Воспитатель: Как вы думаете, вода может быть хорошим растворителем и растворять вещества?

Дети:  Да может.

Воспитатель: Давайте проверим, так ли это?

Опыт 1.

Добавляем в разные стаканы сахар, соль, песок, растительное масло, размешать ложкой. Сахар и соль в воде растворились, а песок и масло нет. Почему же песок и масло не растворились, вы наверно плохо перемешали?

Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды.

Воспитатель: Почему вода стала цветной?

Дети: Потому что краска в ней растворилась.

Опыт 2.

Воспитатель:  Ребята, а сейчас закройте, глаза я вам что-то положу в ладонь (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь).

Воспитатель:  Скажите, что это?

Дети: Лёд.

Воспитатель: Какой он по температуре? по весу?

Дети: По температуре лед холодный, по весу легче, чем камень, но тяжелее, чем пёрышко

Воспитатель: Ребята, какой лёд на ощупь твёрдый или мягкий?

Дети: Твёрдый

Воспитатель: Что с ним происходит?

Дети: Он тает и превращается в воду.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что ладонь теплее, чем лёд.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте лед положим в воду и посмотрим, что с ним произойдет?

(дети опускают лед вводу и видят, что лед не тонет).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему лед не тонет?

Дети: Лед не тонет, потому что он легче воды.

Воспитатель: Исходя из этого, какой можно сделать вывод? Что можно сказать про лёд?

Дети: Лёд – это замороженная вода.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы - лед это замороженная вода.

Опыт 3.

Воспитатель: Ребята, что это- (показываю термос)

Дети: Термос

Воспитатель: Ребята, для чего люди используют термос?

Дети: Ответы детей

(Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.

А как вы думаете, что будет, если я открою крышку?

Дети: От туда пойдет пар.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы думаете? ( я открываю крышку из термоса идет пар.)

А сейчас я возьму зеркало и поднесу его к пару, как вы думаете, что произойдёт?

Дети: Зеркало будет мокрым.

 Подношу к отверстию зеркало., что появилось на зеркале? (Капельки воды.)

 Откуда они взялись? (пар.)

Воспитатель:  Ребята, так значит пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.

Воспитатель:  Ребята, где, в домашних условиях, можно увидеть пар?

Дети: Пар идёт из кипящего чайника, из кастрюли

Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:

Лёд – это твёрдая, замороженная вода.

Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Жидкая – это обычная вода.

Физкультминутка.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?

Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна вода человеку, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.

Воспитатель: Что произойдёт, если на земле будет много воды?

Дети: Все затопит.

Воспитатель:  Молодцы, А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, мы можем сделать вывод:

-Что вода – это жизнь.

-Без воды все живое на свете погибнет.

-У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Воспитатель:  Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.

Рефлексия: 1. Ребята, что необычного мы сегодня свами увидели. 2. Что вам было трудно? 3.Что было легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга в старше-подготовительной группе "Юные космонавты"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект физкультурного досуга в старше-подготовительной группе. ...

Конспект НОД в подготовительной группе «Юные экологи спешат на помощь»

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности...

конспект нод в подготовительной группе "Юные экологи" с элементами экспериментирования.

Конспект НОД в подготовительной группе "Юные экологи" с элементами экспериментирования.Цель: развитие экологического образования детей, представления о взаимосвязи природы и человека че...

Конспект занятия в подготовительной группе "Юные экономисты"

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образов...

Конспект НОД в подготовительной группе "Юные экологи"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Юные химики"

Тема: «Юные химики»Цель: Создание условий для расширения знаний у детей старшего дошкольного возраста о науке химии и применение этих знаний в практической деятельности через создание игру...

Конспект занятия в подготовительной группе "Юный финансист"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...