методические разработки "Святочные посиделки"
методическая разработка

Веселый праздник для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatochnye_posidelki.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Святочные посиделки»

Цель: 

  воспитание уважения к традициям русского народа;

  изучение традиционных посевальных стихов и песен с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассников;

Действующие лица:


Солоха (взрослый)
Ведьма (взрослый)
Петушок

 Скоморох
2 команды по 10 человек в русских народных костюмах.

Оборудование:

 ковер, елки, ватманы с новогодним пейзажем, дождик, 2 свечи, 2 горшка с гречневой кашей, 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, ручки и карандаши 30 штук, фасоль 20 штук,  метла, 2 шапки скомороха, 2 шапки деда мороза, 2 валенка, музыкальные записи группы “Ивана купала”.

 В зале детей встречает Солоха и двое детей, одетых в скомороха и петушка. Дети входят в зал под любой народный напев и рассаживаются.

Солоха: Здравствуйте, дорогие гости! Зима – не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок. Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок. Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок. А что такое святки?

2-й ребенок. Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

1-й ребенок. От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

2-й ребенок. Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Входят колядовщики со звездой. Идут под песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала”.

Ряженые. Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.


1-й ряженый. Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.

2-й ряженый. Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!

3-й ряженый. А не порадовать ли нам веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.
Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.

Медведь. Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза. Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.

Медведь. Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.

Коза. А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.

Медведь. Ах, Коза ты, Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.

Коза. Ах, мой Миша дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.

Солоха. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?!

Звучит страшная музыка, влетает ведьма и по пути срывает звезду.


Солоха. А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать.

Ведьма. Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на Васильев день гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…

Солоха. Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь на Васильев день варят самую вкусную кашу. Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края - знать, быть беде.

Ведьма. Так что, играть со мной придется.
Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Я – Бабка Ежка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!

Дети встают в круг. В центре – Ведьма. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Ведьмы.
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
-У меня нога болит.
Ведьма помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется, ребенка он застывает в любой позе.

Солоха. Переиграла ты нас. А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь?

Ведьма: О, это для меня раз плюнуть (раскидывает зернышки). Кому какое зернышко попадет тому то и будет:
Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и … вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлев, пятнадцатый этаж…
“Форд”, “Тойота” напрокат,
“Мерседес” и самокат,
“Вольво”, “Шкода”, “Запорожец”…
Что тебе всего дороже?

Солоха. Вот это гадание… Насмешила, старая!.


Ведьма. Ничего, ничего. Еще все впереди. Больше всего под Новый год девицы гадали, чтобы узнать, выйдут ли замуж, да за кого. Девицы! Кто хочет про своего суженого узнать, айда ко мне. Я вот предлагаю пойти кур в сарае ловить. Как раз темнота нужна. Кто в темноте петуха поймает — тот замуж выйдет. Кур ловить! Кур ловить!

Солоха. Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать прыгать веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать?

Ведьма. Объявляю спортивные эстафеты на Васильев день и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования на Васильев день. Представляю команды: “Куриные ножки” и “Свиные ушки”! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится.

Солоха. А если справится?

Ведьма. Если справится - верну звезду.

Соревнования

1.
 Эстафета “Как на Васильев день кашу варили”.

1а. Готовим воду для каши. У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены - два стула (для каждой команды - свой). На каждом стуле - два стакана, один с водой, другой - пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.

1б. Варим кашу. Исходное положение - то же. Возле команд - тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по фасолине, кладет в ложку несет к стулу, бросает в стакан с водой при этом, приговаривая слова “Варись кашка на Васильев день!”, затем возвращается к команде.

2. Гадание.
Метание валенка в корзину. Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.

4. Игра с болельщиками.
Мороз, мороз,
Не морозь наш овес.
Иди кисель поешь
Да нас потешь!
Ты зимой-то гуляй,
А летом не бывай!
(Шапки Деда Мороза)

              5. Игра “Ведьмина метелка”.
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать.

  1. Летом спят, а зимой бегут. (сани)
  2. В гору деревяшка, под гору - коняшка. (сани)
  3. Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (рука в рукавичке)
  4. Идет Егорка – бела шубенка. (снег)
  5. Глянули в оконце - лежит белое суконце. (снег)
  6. Трескуч, ядрен, намостил мостен; По дворам пробежал, все окна расписал. (мороз)
  7. Текло, текло и легло под стекло. (лед)
  8. Я вода да по воде же и плаваю. (лед)
  9. Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица. (метель, вьюга)

6. Ряженые ходили, людей веселили.
Бег в скоморошьих шляпах.

7. Игра “Снежки”.
Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди прыгают с “снежком” к линии, метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сценарий праздника для старшего возраста

« Святочные посиделки»

Музыкальный руководитель

                                                            Васильева М.И.

Санкт – Петербург

2018 год

Цель: 

  • воспитание уважения к традициям русского народа;
  • изучение традиционных колядок,  стихов и песен с детьми подготовительной и старшей групп детского сада.

Действующие лица:


Солоха (взрослый)
Ведьма (взрослый)

2 команды детей.

Оборудование:

Снежки,  2 подноса, 4 стакана пластиковых, одноразовые ложки, фасоль 20 штук, метла, 2 валенка, канат, длинная скакалка.2 обруча, мячик, музыкальные записи группы “Ивана купала”.

   В зале детей встречает Солоха. Дети старшей группы входят в зал под любой народный напев.
Солоха: Кто это к нам пришел?

Дети: Это мы,  ! Здравствуй, хозяюшка! .

Солоха: Ах вы хитрые, ребятки

              Отгадайте-ка загадку:

  1. Ни в огне не горит, не в воде не тонет….(лед)
  2. скатерть бела весь мир одела…..(снег)  
  3. старик у ворот тепло уволок,

      сам не бежит и стоять не велит ….(мороз)  

Дети отгадывают загадки. Проходят и садятся на места.

Входят колядовщики со звездой (дети  подготовительной  группы) поют:

Коляда, коляда!

Подавай пирога.

Всем понемножку.

Неси, не тряси!

Давай не ломай!

Дайте коровку масляну головку.

И дай Бог тому, кто в этом дому.

1.Чем вы, хозяюшка, нас одарите?  

2.денег мешок или каши горшок?

3.кувшин молока или кусок пирога?

4. будете нас дарить –

будем вас хвалить,

а не будете нам дарить-

будем вас корить.

 

5.Хозяйка, слезай с печки,

зажигай свечки,

открывай сундучок,

вынимай пятачок!

Подавай, не ломайся!

Солоха: Расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

4. будете нас дарить –

будем вас хвалить,

а не будете нам дарить-

будем вас корить.

 

Солоха:

Не плясали и не пели –

Угощенья захотели?

А ну-ка, спляшите сначала. Дети пляшут  под русскую народную песню, салятся на места.
Солоха: Здравствуйте, дорогие гости! Зима – не только самое дорогое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?!
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок. Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок. Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок. А что такое святки?

2-й ребенок. Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

1-й ребенок. От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.

2-й ребенок. Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас.

Солоха: Ну, что же, гости дорогие, а теперь игра не развлеченье, а с большим,  большим значеньем.

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши.

Дети прыгают.

Солоха  Хочу я посмотреть в  какой группе мальчики самые сильные.

Игра «Перетяни канат»

Солоха

Хоть игра, да в ней намек, добрым молодцам намек.

Посмотрю, какие вы внимательные.

Игра « Летают, не летают»

Звучит страшная музыка, влетает Баба Яга, выхватывает звезду:

Коляда, коляда!

Ты подай мне пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину!
Солоха. А ты, карга старая, чего прилетела? Нечистой силе на новогодних святках нечего делать.
Ведьма. Ну, во-первых, здравствуйте, а во вторых, ты, Солоха, со мной повежливее будь, на  Святки  гадать все любят, а без нечистой силы гадания не бывает, да и звезды святочной у вас нет так, что праздник закончен расходитесь по домам… Хотя (задумывается) можете остаться (подмигивает ребятам) посоревнуемся кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Если со мной поиграете, повеселите меня, кто знает, может, и звезду верну…
Солоха. Что делать придется играть с нечистой силой, не хочется без праздника оставаться, ведь на Святки варят самую вкусную кашу. Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края - знать, быть беде.

Ведьма. Так что, играть со мной придется.
Тай, тай, налетай,
В игру со мною поиграй!
Я – Бабка Ежка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!

Дети встают в круг. В центре – Ведьма. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Ведьмы.
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом говорит:
-У меня нога болит.
Ведьма помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется, ребенка он застывает в любой позе.
Солоха. А теперь, Баба Яга, дети для тебя танец станцуют, он так и называется « Бабка Ежка»

Танец.

 Солоха А гадать-то умеешь? Или, может, обманываешь?
Ведьма: О, это для меня раз плюнуть

Мельхиор, латунь и злато,
Серебро, чугун и … вата,
Особняк, дворец, шалаш,
Хлев, пятнадцатый этаж…
“Форд”, “Тойота” напрокат,
“Мерседес” и самокат,
“Вольво”, “Шкода”, “Запорожец”…
Что тебе всего дороже?

Солоха. Вот это гадание… Насмешила, старая!
Ведьма. Ничего, ничего. Еще все впереди. Больше всего на Святки девицы гадали, чтобы узнать, выйдут ли замуж, да за кого. Девицы! Кто хочет про своего суженого узнать, айда ко мне. Я вот предлагаю пойти кур в сарае ловить. Как раз темнота нужна. Кто в темноте петуха поймает — тот замуж выйдет. Кур ловить! Кур ловить!
Солоха. Вижу, хитра ты, все обмануть норовишь, сама бегай в темноте, да кур лови,  а вот сможешь ли ты с нами кашу сварить, да не просто так, а при этом еще бегать прыгать веселиться, одним словом, новогодние святки праздновать?
Ведьма. Объявляю спортивные эстафеты и предсказываю, что кто будет веселиться и бегать не лениться, тот проживет сто лет без ангины и аптек! Итак, спортивные соревнования.  Представляю команды: “Куриные ножки” и “Свиные ушки”! Спорю, что ни одна из команд с моими заданиями не справится.
Солоха. А если справится?

Ведьма. Если справится - верну звезду.
Соревнования

1. Игра “Снежки”.
Каждой команде дается корзина со “снежками”. Дети по очереди  метают “снежок” вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.

2.
 Эстафета “Как на Святки кашу варили”.

1. Готовим воду для каши. У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены - два стула (для каждой команды - свой). На каждом стуле - два стакана, один с водой, другой - пустой и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.


3. Игра с болельщиками.
Веселые воротики.  Несколько пар встают по кругу под музыку остальные дети бегут по кругу. Музыка прекращается, ворота закрываются.

 
4. Игра “Ведьмина метелка”.
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму разгадывать.

  1. Летом спят, а зимой бегут. (сани)
  2. В гору деревяшка, под гору - коняшка. (сани)
  3. Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (рука в рукавичке)
  4. Идет Егорка – бела шубенка. (снег)
  5. Глянули в оконце - лежит белое суконце. (снег)
  6. Трескуч, ядрен, намостил мостен; По дворам пробежал, все окна расписал. (мороз)
  7. Текло, текло и легло под стекло. (лед)
  8. Я вода да по воде же и плаваю. (лед)
  9. Гуляет в поле, да не конь,
    Летает на воле, да не птица. (метель, вьюга)

5.Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.
6.
Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

7.Игра «Утка-Гусь». 

 Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший, становится ведущим.

8. Толкание (в народе – кулачный бой, «кулачки»). Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Проводится игра «Пошла коза по лесу»:

 Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

 Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Дети водят хоровод. Коза ходит внутри круга.

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Все прыгают и т. д.

 И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

 И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

 И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

 Хвостиком помашем, помашем, помашем,

 И опять попляшем, попляшем, попляшем!

Баба Яга: Ох! И славно я с вами повеселилась. Придется вернуть вашу рождественскую звезду. До свиданья,  пора мне к себе в лес уходить. Прощается и уходит.

Солоха: Вот и хорошо! А теперь мы с вами спляшем. Пляшут.

Ну вот и закончился наш праздник.

ГДОУ Детский сад № 95

Сценарий праздника

«Васильев день или святочные посиделки»

Музыкальный руководитель

                                                            Васильева М.И.

                     Санкт – Петербург 2012 год

Входят колядовщики со звездой ( дети подготовительной  группы). Идут под песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала”.

1. Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.


1. Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.


3.. Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!

Русские народные игры

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.


Удар по веревочке

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.


Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.


Шаром в лунке

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.
Зайки

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.


Прыганье со связанными ногами
 
Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.


Без соли соль

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами.  Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.


Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепи

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.


У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.


Укротитель диких зверей

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.


Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Гуси

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.


Елы

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех "полевых" игроков также есть палки.  Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять "пустое место", ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.


В ногу

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли


Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Волки во рву

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.


Переездной конь

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".


Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
12 палочек

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.



Наседка и коршун

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки

Веревочка

Играющие становятся в круг вокруг веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать эту ладонь от веревочки или двигать ею вдоль веревки. Осаленный сменяет водящего.

Волчки, вертушки, юлы

Запустить на ракетке на длительность; запустить и перекинуть на другую сторону.

Дуга

Необходимо пролезть под дугой, стоящей на земле, так, чтобы не упасть самому и не уронить дугу.

Закрутиха

Играют двое. Один играющий ударами по мячу закручивает на шест веревку в одну сторону, а другой старается закрутить в другую – пока вся веревка не намоталась, в чью сторону больше витков, тот и победил. Можно играть на время.

Котел

Водящий гонит клюшкой шар, стараясь закатить его в котел (ямка, находящаяся в середине круга), или занять концом своей клюшки одну из лунок вокруг котла, хотя каждую охраняет игрок с клюшкой.

Кубарь

Кубарь раскручивается между ладонями, он получает вращательное движение, которое поддерживается обычно подхлестыванием кнутика.

Малечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу или другую часть тела, стараются поддержать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три… десять»

Дракон

Дракон – это мишень, кто быстрее накормит дракона 10 мячиками.

Свайка

Игра для юношей и мужчин. Металлический стержень длиной 12- 15 см , имеющей круглую или граненую головку, необходимо бросить так, чтобы воткнуть в центр лежащего на земле кольца.

Скакалка

Развивает координацию движений. Незамысловатая веревка помогает умельцам показывать хитроумные и самые неожиданные прыжки.

Ходули

Ходули бывают разной высоты: кто дальше пройдет

Репа

Игра у столба. Один из играющих держится за столб, остальные становятся за ним в цепочку и пытаются отцепить его от столба.

Возможны другие варианты : «Горелки», «Горелки круговые», «Вишенка», «Золотые ворота», «Пузырь», «Слон», «Чехарда», «Чехарда у столба».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Методическая разработка "Деревенские посиделки"

конспект совместной деятельности педагога-психолога и музыкального руководителя с детьми 6 - 7 лет (образовательная область социализация, музыка), направленный на приобщение дошкольников к истории и к...

Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"

Конспект музыкального развлечения...

методическая разработка на тему:"оссение посиделки"

В разработку посиделок я включила народные заклички загадки, частушкии и конечно же русские народные игры....

Методическая разработка «Осенние посиделки.»

Основная цель: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр,и фольклора. Познакомить детей с элементами быта прежних времен. Развитие речи п...

Методическая разработка фольклорного досуга «Посиделки» для детей старше-подготовительной группы с ОВЗ (с ТНР) .

Фольклорный досуг для детей старше-подготовительного возраста и их родителей....