Воспитывающая среда в жизни ребенка
занимательные факты (младшая группа)

Аверичева Анастасия Владимировна
Каждый из людей приобретает собственное начало в семье. Во многом от семейного воспитания зависит то каким станет дошкольник. Все без исключения значения, какие сумели вложить отец с матерью в детей, скажутся в его предстоящей жизни. Никак не нужно преуменьшать значимость домашнего воспитания в жизни ребенка. Непосредственно в семье, дошкольник начинает узнавать общество. Малыш глядит на действия собственных отца с матерью, а также стремится повторять их. "Хорошо" а также "плохо" дошкольник осознает, отталкиваясь с осмысления данных определений отца с матерью. Непосредственно по этой причине родителям нужно концентрировать колоссальное внимание на то, что они сообщают, а также совершают. Вследствие того что видят дети и складывается основа его личности в раннем возрасте Польский педагог - Януш Корчак, в своей книге "Как любить ребенка" (1919 г.) описывает четыре типа воспитывающей среды, где главными критериями являются активность и пассивность, свобода и зависимость. Догматическая среда Догматическая среда характеризуется следующим образом: Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодоление, труд как закон, высокая нравственность как навык. Примером такой среды может по праву считаться армия. Сильные стороны: Воспитание стойкой личности. Слабые стороны: Ребенок может быть пассивным, апатичным. Идейная среда "Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний. Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность." (с.28) В отсутствии явного лидера идейная среда несет наиболее сильные преимущества в воспитании личности. Примером может служить команда КВН. Сильные стороны: В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Слабые стороны: Ребенок может быть плохо организованным. Среда безмятежного потребления "Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам - из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений - ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь."(с. 28) Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, она не самоцель, а лишь средство для обеспечения себе удобств, желательных условий. Сильные стороны:По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть. Слабые стороны:Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Среда внешнего лоска и карьеры "Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма - искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают." (с.29) Сильные стороны: Целеустремленность Слабые стороны: Основные черты личности, формирующейся в этой среде, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п. Таким образом, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного, карьерная среда— активного, но зависимого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvayushchaya_sreda_v_zhizni_rebenka.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый из людей приобретает собственное начало в семье. Во многом от семейного воспитания зависит то каким станет дошкольник. Все без исключения значения, какие сумели вложить отец с матерью в детей, скажутся в его предстоящей жизни. Никак не нужно преуменьшать значимость домашнего воспитания в жизни ребенка. Непосредственно в семье, дошкольник начинает узнавать общество. Малыш глядит на действия собственных отца с матерью, а также стремится повторять их. "Хорошо" а также "плохо" дошкольник осознает, отталкиваясь с осмысления данных определений отца с матерью. Непосредственно по этой причине родителям нужно концентрировать колоссальное внимание на то, что они сообщают, а также совершают. Вследствие того что видят дети и складывается основа его личности в раннем возрасте.

Польский педагог - Януш Корчак, в своей книге  "Как любить ребенка" (1919 г.) описывает четыре типа воспитывающей среды, где главными критериями являются активность и пассивность, свобода и зависимость.

Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодоление, труд как закон, высокая нравственность как навык.

Примером такой среды может по праву считаться армия.

Сильные стороны: Воспитание стойкой личности.

Слабые стороны: Ребенок может быть пассивным, апатичным.

Идейная среда

"Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний.

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность." (с.28)

В отсутствии явного лидера идейная среда несет наиболее сильные преимущества в воспитании личности.

Примером может служить команда КВН.

Сильные стороны: В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Слабые стороны: Ребенок может быть плохо организованным.

Среда безмятежного потребления

"Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам - из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений - ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь."(с. 28)

Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, она не самоцель, а лишь средство для обеспечения себе удобств, желательных условий.

Сильные стороны:По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть.

Слабые стороны:Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе.

Среда внешнего лоска и карьеры

"Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма - искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают." (с.29)

Сильные стороны: Целеустремленность

Слабые стороны: Основные черты личности, формирующейся в этой среде, — фальшь и лицемерие — «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.

Таким образом, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного, карьерная среда— активного, но зависимого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

Развивающая предметно-пространственная среда в жизни ребенка

Автором представлен материал о значении развивающей предметно-пространственной среды в разностороннем развитии и воспитании дошкольника....

статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......

«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как ...

Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"

Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...

Модель воспитывающей среды в ДОУ

Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться,   какие линии предусмотреть при её построении,.  в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....