Викторина «Животные тайги», старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Виктроина для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushmina_k.g._na_konkurs.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия с использованием электронного учебного оборудования
Викторина «Животные тайги»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возраст детей: 5-7 лет
Составила: Пушмина Кристина Геннадьевна, воспитатель
МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»
2021г
Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной деятельности.
Задачи:
- Способствовать закреплению и расширению знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга».
- Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных.
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом.
- Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа.
5. Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Аннотация
Актуальность: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.
Новизна: ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна моего опыта заключается в разработке презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Материал (игра-викторина) направлен на обобщение и систематизирование знаний детей о животных тайги , развитие мыслительных процессов, воспитание самостоятельности, культуры поведения, воспитание начал экологической культуры. Образовательная деятельность строится в форме обсуждения.
Степень распространение представленного материала: Технологическая карта занятия и игра-викторина по познавательному развитию могут быть использованы педагогами других детских садов.
Практическая значимость: Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования. Умения и навыки, полученные на занятии, дети легко могут перенести в другие виды деятельности.
Технологическая карта занятия
Группа/Дата/Воспитатель | Старшая группа, 15.03.2021 г., Пушмина К.Г. | ||
Тема | Викторина «Животные тайги» | ||
Культурная практика (вид деятельности) | Познавательная деятельность | ||
Культурно-смысловой контекст (для чего это нужно воспит.?) | Выяснить в ходе викторины кто самый лучший знаток животных тайги. | ||
Цель: | Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной деятельности. | ||
Задачи (вместе с детьми…) | |||
Способствовать закреплению и расширению знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга». Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом. Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа. Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом. | |||
Оборудование | Интерактивная доска, ноутбук, пазлы «медведь», «бурундук», дипломы. | ||
Структурная часть | Содержание ОД | Способы организации детей | Предполагаемые результаты (в результате воспитанники смогут..) |
1. Организационно- мотивационный этап Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трем типам (С.Г. Якобсон) | Детей привлекает звонок по скайпу. На экране появляется Незнайка. В: Нам звонит Незнайка, интересно зачем? Незнайка сообщает детям, что недавно ходил на экскурсию в лес и многое узнал о животных нашего леса. Обращается к детям:- А что вы знаете о животных тайги? А кто у вас самый лучший знаток животных нашего леса? Акцентный вопрос: В.: Как считаете, кто у нас самый лучший знаток? Как проверить? А с помощью игры-викторины? Незнайка предлагает свою игру, проверим? Беседа: Дети обсуждают и предлагают правила игры (за правильный ответ команда получает жетон, в конце игры команда выбирает лучшего знатока). Делятся на две команды (воспитатель шепотом сообщает на ухо детям названия травоядных (заяц) и хищных (лиса) животных леса и просит детей изобразить каких животных они услышали, таким образом дети делятся на две команды и придумывают названия своим командам. - Начинаем. | Фронтально | Сформулировать «детскую» цель- выяснить, кто лучший знаток животных тайги. Составить и обсудить правила игры, не перебивать друг друга, следовать правилам игры, помогать другим участникам в случае затруднения. Обладать развитым воображением, которое реализуется в игре. Активизировать в речи качественные прилагательные, характеризующие животных. Систематизируют знания о животных по нескольким признакам (зона обитания, чем питаются) Стремятся выиграть в игре: правильно ответить на вопросы. Могут взаимодействовать в коллективе сообща. |
2. Информационно-практический этап Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей. | Слайд №1 (разминка) Д/И «Собери пазл» Каждой команде раздается конверт, в котором находятся пазлы. В: Каких животных собрали? Чем они питаются? Как называются детеныши? Чем они полезны для человека? В: предлагает включить игру, которую прислал Незнайка. Пока загружается игра - физкультминутка «Звери делают зарядку» Демонстрация дидактической игры. В: Предлагает вспомнить правила работы с доской. -Начинаем викторину! Дети по одному от каждой команды выходят к доске и выполняют из меню выбранные самостоятельно задания. За правильные ответы получают жетоны. Меню игры:
Гимнастика для глаз «Поучись у животных». | В подгруппах (деление с помощью социо-игровой технологии) | |
3. Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия | В: Викторина подошла к концу. Какая команда победила? Дети считают жетоны, определяют команду победителя. В: Нам нужно выбрать лучшего знатока животных тайги. Для этого предлагаю вам взять звездочки и отдать их тому, кто сегодня, по вашему мнению, был самым лучшим знатоком. Получилось у вас выполнить задание Незнайки? Что помогло? Какое задание было самым трудным? Интересным? О каких животных и что еще хотели бы узнать? Кому мы можем об этом рассказать? Детям вручаются памятные дипломы «Знаток животных тайги». | Фронтально | Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели. Оценить лучшего знатока животных тайги (смогут обосновать свой ответ). Демонстрируют навыки рефлексивной деятельности. |
Описание занятия по познавательному развитию в старшей группе
Викторина «Животные тайги»
Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной деятельности.
Задачи:
- Способствовать закреплению и расширению знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга».
- Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных.
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом.
- Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа.
- Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Краткое описание работы:
Задачи занятия поставлены в соответствии с Основной образовательной программой ДО МДОУ Д/С №1 «Лесная полянка» и перспективным комплексно – тематическим планированием для воспитанников старшего возраста. Одна из задач занятия являлась - овладение детьми практическими способами работы с информацией и знакомство с современными техническими средствами (скайп, интерактивная игра), что и было продемонстрировано в начале и в основной части занятия.
Организационный момент - привлечение внимание детей, построен с помощью технических средств (обращение по скайпу Незнайки). Средства ИКТ привлекают внимание ребенка и формируют у детей уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей. Дети проявили положительный эмоциональный настрой, заинтересованность на дальнейшую деятельность.
В водной части была создана проблемная ситуация - постановка проблемы реализуется через обращение (звонок по скайпу). Использование данного приема усилило положительную мотивацию, интерес детей к происходящему, активизировало познавательную деятельность воспитанников.
Дети были вовлечены в решение проблемы. Они должны были выяснить, кто из них лучше знает про животных тайги и как это сделать. Дети поставили перед собой задачу – выбрать в ходе викторины лучшего знатока. Для ее решения необходимо было выполнить задания интерактивной игры, предложенной Незнайкой.
Основная часть была реализована с использованием интерактивной доски и игры-викторины «Животные тайги». Каждый ребенок мог выбрать самостоятельно понравившееся задание и решить его. Эту часть составляла: познавательно – исследовательская деятельность, сюрпризный момент, физкультминутка, все это позволило удержать внимание, познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всей образовательной деятельности. Все это способствовало активизации умственной деятельности детей и повышению мотивации, интереса к образовательной деятельности, сделало все моменты занятия единым целым. Все задания занятия были подобраны с опорой на зрительный и слуховой анализатор, что способствовало развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Перед проведением интерактивной игры с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка под музыкальное сопровождение. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия, подобран с учетом возрастных особенностях детей, уровнем их речевого развития.
В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы:
- наглядные (мультимедийная презентация, интерактивная игра);
- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение);
- игровой (Д/И «Собери пазл», игра-викторина «Животные тайги»).
Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
НОД построена с использованием элементов современных педагогических технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. Занятие строилось по принципу интеграции образовательных областей.
Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.
В процессе НОД непрерывно велась работа над развитием логического мышления, воображения, умения согласовывать слова в предложении. Индивидуализация обучения проявлялась в выборе заданий разной сложности, в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, а также в учете педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.
Использование интерактивной игры «Животные тайги» обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.
В заключительной части занятия, дети определили команду победителя, а также самостоятельно выбрали (с помощью звездочек) лучшего знатока.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Условия использования ИКТ соответствовали требованиям СаНПиН.
Заключительная часть: оценка занятия осуществилась с помощью рефлексии с опорой на индивидуальные и личностные достижения детей. В ходе рефлексии ребенок мог проявить умение размышлять, осмыслить происходящее.
При анализе занятия можно сделать вывод: все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, самостоятельность, умение применять знания в различных ситуациях, закрепили знания об обитателях тайги, усовершенствовали навык работы с интерактивной доской по предложенному алгоритму.
Занятие с использованием ИКТ показало, что познавательная мотивация увеличилась, облегчилось овладение детьми сложным материалом. Благодаря презентации и интерактивной игре, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно высказывали свое мнение, рассуждали.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых использовалась презентация и интерактивная игра, отражают один из главных принципов создания современного занятий – принцип фасциации (принцип привлекательности).
Список использованных источников:
- http://nsportal.ru
- http://www.detskiysad.ru
- http://doshkolnik.ru
- http://www.moi-detsad.ru
- Microsoft Рower Рoint
- Аудио-видео средства
- Skype
- Электронная почта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"
Тема: «Путешествие в тайгу». Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...
Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе
Обобщить знания детей о природном мире сибирской тайги....
Викторина "Животные и их детёныши" старшая группа
Образовательная область: коммуникация, старший дошкольный возраст.Развитие речевого взаимодействия, связную диалогическую и монологическую речь.- Закрепление знания детей о диких и домашних живо...
Семейная викторина "Животные Ямала" для детей старшей группы
Развлечение для детей старшей группы по познанию...
Конспект ООД в старшей группе на тему: "Путешествие в тайгу"
В данном материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на тему: "Путешествие в тайгу" для молодых педагогов дошк...
Проект "Медведь - хозяин тайги" (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по тайге»
Цель: Дать общее представление о Тайге, о животном и растительном мире тайги. Задачи: расширять знания детей о природе, корригировать произвольное внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на во...