Викторина «Животные тайги», старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Кристина Геннадьевна Пушмина

Виктроина для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushmina_k.g._na_konkurs.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия с использованием электронного учебного оборудования

Викторина  «Животные тайги»

                                                                                                 

                                                                                                  Образовательная область: «Познавательное развитие»

                                          Возраст детей: 5-7 лет

                                                                                                      Составила: Пушмина Кристина Геннадьевна, воспитатель

МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Лесная полянка»

2021г

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной  деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению и расширению  знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга».
  2. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных.
  3. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом.
  4. Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа.

5.  Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Аннотация

Актуальность: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Новизна: ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Новизна моего опыта заключается в разработке презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Материал (игра-викторина) направлен на обобщение и систематизирование знаний детей о животных тайги , развитие мыслительных процессов, воспитание самостоятельности, культуры поведения, воспитание начал экологической культуры. Образовательная деятельность строится в форме обсуждения.

Степень распространение представленного материала: Технологическая карта занятия  и игра-викторина по познавательному развитию могут быть использованы педагогами других детских садов. 

Практическая значимость: Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования. Умения и навыки, полученные на занятии, дети легко могут перенести в другие виды деятельности.

Технологическая карта занятия

Группа/Дата/Воспитатель

Старшая группа, 15.03.2021 г., Пушмина К.Г.

Тема

Викторина «Животные тайги»

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательная деятельность

Культурно-смысловой контекст (для чего это нужно воспит.?)

Выяснить в ходе викторины кто самый лучший знаток животных тайги.

Цель:

Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной  деятельности.

Задачи (вместе с детьми…)

Способствовать закреплению и расширению  знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга».

Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных.

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом.

Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа.

Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, пазлы «медведь», «бурундук», дипломы.

Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Предполагаемые результаты

(в результате  

воспитанники    

  смогут..)

1. Организационно- мотивационный этап Приглашение                детей        к совместной        деятельности, мотивация по трем типам

(С.Г. Якобсон)

Детей привлекает звонок по скайпу. На экране появляется Незнайка.

В: Нам звонит Незнайка, интересно зачем?

Незнайка сообщает детям, что недавно ходил на экскурсию в лес и многое узнал о животных нашего леса. Обращается к детям:- А что вы знаете о  животных тайги? А кто у вас самый лучший знаток животных нашего леса?

Акцентный вопрос:

В.: Как считаете, кто у нас самый лучший знаток? Как проверить? А с помощью игры-викторины? Незнайка предлагает свою игру, проверим?

Беседа:

Дети обсуждают и предлагают правила игры (за правильный ответ команда получает жетон, в конце игры команда выбирает лучшего знатока).

Делятся на две команды (воспитатель шепотом сообщает на ухо детям названия травоядных (заяц) и хищных (лиса) животных леса и просит детей изобразить каких животных они услышали, таким образом дети делятся на две команды и  придумывают названия своим командам.

- Начинаем.

Фронтально

Сформулировать «детскую» цель- выяснить, кто лучший знаток животных тайги.

Составить и обсудить правила игры, не перебивать друг друга, следовать правилам игры, помогать другим участникам в случае затруднения.

Обладать развитым воображением, которое реализуется в игре.

Активизировать в речи качественные прилагательные, характеризующие животных.

Систематизируют знания о животных по нескольким признакам (зона обитания, чем питаются)

Стремятся выиграть в игре: правильно ответить на вопросы.

Могут взаимодействовать в коллективе сообща.

2. Информационно-практический этап

Создание условий для вариативной детской деятельности.

Непосредственная деятельность детей.

Слайд №1 (разминка) Д/И «Собери пазл»

Каждой команде раздается конверт, в котором находятся пазлы.

 В: Каких животных собрали? Чем они питаются? Как называются детеныши? Чем они полезны для человека?

В: предлагает включить игру, которую  прислал Незнайка. Пока  загружается игра - физкультминутка «Звери делают зарядку»

Демонстрация дидактической игры.

В: Предлагает вспомнить правила работы с доской.

-Начинаем викторину!

Дети по одному от каждой команды выходят к доске и выполняют из меню выбранные самостоятельно задания. За правильные ответы получают жетоны.

Меню игры:

  • Животные заблудились
  • Четвертый лишний
  • Кто живет в берлоге?
  • Кто живет в дупле?
  • Кто живет в логове?
  • Кто живет в норе?
  • Кто что ест
  • Малыши заблудились
  • Чья тень

Гимнастика для глаз «Поучись у животных».

В подгруппах (деление с помощью социо-игровой технологии)

3. Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных        и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

В: Викторина подошла к концу. Какая команда победила?

Дети считают жетоны, определяют команду победителя.

В: Нам нужно выбрать лучшего знатока животных тайги. Для этого предлагаю вам взять звездочки и отдать их тому, кто сегодня, по вашему мнению, был самым лучшим знатоком.

Получилось у вас выполнить задание Незнайки? Что помогло?

Какое задание было самым трудным? Интересным? О каких животных и что еще хотели бы узнать? Кому мы можем об этом рассказать?

Детям вручаются памятные дипломы «Знаток животных тайги».

Фронтально

Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели.

Оценить  лучшего знатока животных тайги (смогут обосновать свой ответ).

Демонстрируют навыки рефлексивной деятельности.

Описание занятия по познавательному развитию в старшей группе

Викторина «Животные тайги»

Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей старшей группы о животных тайги в процессе интерактивной игры в познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению и расширению  знаний детей о животных тайги, о природной зоне «тайга».
  2. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные, характеризующие животных.
  3. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным и четким ответом.
  4. Овладеть практическими способами работы с информацией и продолжать знакомить с современными техническими средствами, позволяющими обмениваться информацией с помощью скайпа.
  5. Оценить умение работать в команде, выполнять определенные действия в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

                                           

Краткое описание работы:

       Задачи занятия поставлены в соответствии с Основной образовательной программой ДО МДОУ Д/С №1 «Лесная полянка» и перспективным комплексно – тематическим планированием для воспитанников старшего возраста.        Одна из задач занятия являлась - овладение детьми практическими способами работы с информацией и знакомство с современными техническими средствами (скайп, интерактивная игра), что и было продемонстрировано в начале и в основной части занятия.

       Организационный момент - привлечение внимание детей, построен с помощью технических средств (обращение по скайпу Незнайки). Средства ИКТ  привлекают внимание ребенка и  формируют у детей  уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей. Дети проявили положительный эмоциональный настрой, заинтересованность на дальнейшую деятельность.

       В водной части была создана проблемная ситуация - постановка проблемы реализуется  через обращение (звонок по скайпу). Использование данного приема усилило положительную мотивацию, интерес детей к происходящему, активизировало познавательную деятельность воспитанников.

         Дети были вовлечены в решение проблемы. Они должны были выяснить, кто из них лучше знает про животных тайги и как это сделать.  Дети поставили перед собой задачу – выбрать в ходе викторины лучшего знатока. Для ее решения необходимо было выполнить задания интерактивной игры, предложенной Незнайкой.

         Основная часть была реализована с использованием интерактивной доски и  игры-викторины «Животные тайги». Каждый ребенок мог выбрать самостоятельно понравившееся задание и решить его. Эту часть составляла: познавательно – исследовательская деятельность, сюрпризный момент, физкультминутка, все это позволило удержать внимание, познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всей образовательной деятельности. Все это способствовало активизации  умственной  деятельности  детей и  повышению мотивации, интереса  к образовательной деятельности, сделало все моменты занятия единым целым. Все задания занятия были подобраны с опорой на зрительный и слуховой анализатор, что способствовало развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

        Перед проведением интерактивной игры с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка под музыкальное сопровождение. Речевой материал соответствует  целям и задачам  занятия, подобран с учетом возрастных особенностях детей, уровнем их речевого развития.

       В ходе занятия были использованы следующие  методы и приёмы:

- наглядные (мультимедийная презентация, интерактивная игра);

- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение);

- игровой (Д/И «Собери пазл», игра-викторина «Животные тайги»).

       Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

       НОД построена с использованием элементов современных педагогических технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. Занятие строилось по принципу интеграции образовательных областей.

       Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.

       В процессе НОД непрерывно велась работа над развитием логического мышления, воображения, умения согласовывать слова в предложении.      Индивидуализация обучения проявлялась в выборе заданий разной сложности, в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, а также в учете педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

       Использование интерактивной игры «Животные тайги» обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.

       В заключительной части занятия, дети определили команду победителя, а также самостоятельно выбрали (с помощью звездочек) лучшего знатока.

       Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Условия использования ИКТ соответствовали требованиям  СаНПиН.

       Заключительная часть: оценка занятия осуществилась с помощью рефлексии с опорой на индивидуальные и личностные достижения детей. В ходе рефлексии ребенок мог проявить умение размышлять, осмыслить происходящее.

       При анализе занятия можно сделать вывод:  все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, самостоятельность, умение применять знания в различных ситуациях, закрепили знания об обитателях тайги, усовершенствовали навык работы с интерактивной доской по предложенному алгоритму.

       Занятие с использованием ИКТ показало, что познавательная мотивация увеличилась, облегчилось овладение детьми сложным материалом. Благодаря презентации и интерактивной игре, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях,  активно высказывали свое мнение, рассуждали.

        Кроме того, фрагменты занятий, на которых использовалась презентация и интерактивная игра, отражают один из главных принципов создания современного занятий – принцип фасциации (принцип привлекательности).

Список использованных источников:

  1. http://nsportal.ru
  2. http://www.detskiysad.ru
  3. http://doshkolnik.ru
  4. http://www.moi-detsad.ru
  5. Microsoft Рower Рoint
  6. Аудио-видео средства
  7. Skype
  8. Электронная почта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"

Тема: «Путешествие в тайгу».   Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...

Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе

Обобщить   знания  детей  о природном мире сибирской тайги....

Викторина "Животные и их детёныши" старшая группа

Образовательная область: коммуникация, старший дошкольный возраст.Развитие речевого взаимодействия, связную диалогическую и монологическую речь.- Закрепление  знания детей о диких и домашних живо...

Семейная викторина "Животные Ямала" для детей старшей группы

Развлечение для детей старшей группы по познанию...

Конспект ООД в старшей группе на тему: "Путешествие в тайгу"

В данном материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на тему: "Путешествие в тайгу" для молодых педагогов дошк...

Проект "Медведь - хозяин тайги" (старшая группа)

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по тайге»

Цель: Дать общее представление о Тайге, о животном и растительном мире тайги. Задачи: расширять знания детей о природе, корригировать произвольное внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на во...