Конспект ООД в старшей группе на тему: "Путешествие в тайгу"
план-конспект занятия (старшая группа)
В данном материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на тему: "Путешествие в тайгу" для молодых педагогов дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему:
«Путешествие в тайгу»
для воспитанников дошкольной группы
общеразвивающей направленности 6-го года жизни
(открытый показ для педагогов дошкольного учреждения)
Выполнила: Николашина
Оксана Анатольевна,
воспитатель группы № 6
Излучинск, 2017
Тема: «Путешествие в тайгу».
Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Формирование доброго отношения к природе родного края – Югры.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей об образе жизни народов ханты и манси; расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, о предметах жизнедеятельности, традиционной хантыйской одежде и декоративном орнаменте; закрепить знания детей о сосновых и кедровых шишках; учить различать следы животных; определять по названию деревьев, к какой группе они относятся (лиственные или хвойные), закрепить знания детей о гербе ХМАО-Югры.
Развивающие: развивать эмоционально-волевую сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь; учить элементарным мыслительным операциям; развивать двигательную активность.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе; воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов, проживающих в нашем крае; воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.
Работа над словарём: тайга, олень, нарты, чум, хвойный, лиственный.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.
Активизация детской деятельности: путешествие на «нартах» в оленьей упряжке; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.
Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр: «С какого дерева шишки?», «Узнай, чей след?», «Хантыйский орнамент», «Узнай предметы», «Собери пазл», «Какие деревья растут в тайге».
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация успеха, ситуация выбора, слушание песен о доброте, спокойных мелодий для релаксации, физ.минутка, смена видов деятельности.
Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.
Развивающая предметно-пространственная среда для ООД: выставка: «Мой край Югра» (ягоды – клюква, брусника; хантыская кукла Акань; предметы жизнедеятельности народов ханты и манси, сделанные из дерева и бересты: чум, нарты, лабаз, облас; цветные ленточки (по количеству детей); «магнитофон; магнитные доски; чучело совы; конверт с письмом; записи: хантыйские песни; аудиозапись песни «Лесной олень», хантыйская мелодия на выход персонажа хозяйки тайги декорации из бумаги – олень; карта обозначений станций; сосновые и кедровые шишки; следы животных Севера; фотографии животных Севера; хантыйские орнаменты; герб ХМАО-Югры в разрезе для сбора пазла; дерево.
Персонаж: тётушка Аннэ.
Виды деятельности детей в ООД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края», просмотр презентации «Мой край, моя Югра», украшение трафарета хантыйской одежды орнаментом, дидактические игры: «Чьи следы», «Хантыйские орнаменты», «Предметы жизнедеятельности народов ханты и манси».
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит хантыйская мелодия. (Дети входят в группу).
I. Вводная часть. Организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
Организационный момент «Здравствуй»
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок!
Мы живём в одном краю.
Любим мы свою Югру!
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а в каком краю мы с вами живём? Как называется наш округ?
Дети: Ханты-мансийский автономный округ.
Воспитатель: Совершенно верно. И, сегодня мы с вами поговорим о нашем Ханты-мансийском автономном округе – Югре.
Ребята, а кто наши коренные жители?
Дети: ханты и манси.
Воспитатель: Правильно. Назовите чем они занимаются. Основной их вид деятельности, их промыслы.
Дети: рыболовство, охота, оленеводство.
Воспитатель: Верно. Какие вы молодцы. Ребята, народы ханты и манси, которые занимаются оленеводством ведут кочевой образ жизни. Они часто переезжают с места на место. Почему, как вы думаете?
Дети: Из-за оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма.
Воспитатель: Верно. Они пасут большие стада северных оленей. И, чтобы обеспечить пищей стадо оленей, оленеводам приходиться кочевать с ними. А что значит кочевать? Передвигаться с места на место. Северные народы заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения и пища (из мяса оленя готовят еду), из шкуры оленя шьют одежду и обувь. А чем питаются олени?
Дети: Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.
Воспитатель: Верно. Какие ягоды растут в наших лесах?
Дети: в наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.
Воспитатель: Какие птицы летают над тайгой?
Дети: Над тайгой летают сороки, глухари, совы, куропатки, тетерева, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте пение птиц.
Звучит пение птиц. В это время воспитатель вносит сову.
Воспитатель: открывайте глаза. Кто это к нам прилетел?
Дети: сова.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, она прилетела к нам с письмом. Оно адресовано вам, детям 6 группы. Прочтём?
Дети: да.
Содержание письма.
«Здравствуйте ребята. Меня зовут тётушка Аннэ. Я живу в тайге, на стойбище ханты. Приезжайте ко мне в гости. Вот вам карта, как ко мне добраться».
Воспитатель.
Ребята, поедем в гости к Хозяйке тайги? Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в тайге. Знайте, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу.
Воспитатель
Ой, здесь, только часть карты…
Видимо сова потеряла по дороге. Но ничего, смекалка нам поможет в пути.
Ребята, на чем будем добираться?
Дети: на оленях.
Воспитатель: Тогда приглашаю всех в оленью упряжку. Садимся в нарты.
Звучит песня «Лесной олень».
Воспитатель: Вот мы и приехали. Воспитатель читает объявление, которое написано тётушкой Аннэ: чтобы встретиться со мной, вам необходимо пройти весь маршрут, выполнить мои задания и собрать карту.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы готовы?
Тогда в путь. Вы видите обозначения станций? Находим их по порядку и выполняем задания тётушки Аннэ.
1 станция: «С какого дерева шишки?».
Воспитатель:
Посмотрите, детвора,
Шишка не простая
Только вот я не пойму,
С какого дерева такая?
Дети: с сосны, с кедра.
Проводят пальчиковую гимнастику:
Эта шишка не простая.
Вся колючая такая.
Меж ладошками кладём.
И ладошки разотрём.
Вверх и вниз её катаем.
Свои руки развиваем.
Воспитатель делит детей на две команды. Одна команда собирает в корзину – сосновые шишки. Другая – кедровые.
Звучит музыка хантыйская – Танец медведя. Дети собирают шишки.
Воспитатель: молодцы, справились с заданием и вот часть от карты.
2 станция: «Узнай, чей след?»
Воспитатель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав их, мы вспомним, кто эти звери.
Загадки:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (Медведь).
У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки. (Белка)
Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу. (Олень)
Следы: медведя, зайца, белки, оленя.
Воспитатель: забираем ещё одну часть от карты.
3 станция: Физкультминутка «Олень»
«У оленя дом большой!»
У оленя дом большой!
Он глядит в своё окошко,
Заяц по полю бежит,
И ушами шевелит.
- Тук – Тук!
- Дверь открой! -
- Там в лесу охотник злой!
- Заяц! Заяц, забегай,
- Лапу мне давай.
Воспитатель: Молодцы. Забираем ещё одну часть карты.
4 станция: «Хантыйский орнамент».
Воспитатель: Ребята, а чем занимались женщины ханты и манси? Расшивали одежду орнаментом. Орнаментом украшали и украшают сегодня свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Ханты считают, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название.
Детям необходимо определить орнаменты.
4 орнамента: солнце, дом, глухарь, заячьи ушки.
5 станция: «Узнай предметы».
На столе стоят предметы, которыми пользуются ханты в своей жизни: нарты, лабаз, облас, чум.
Воспитатель: Ребята, что это за предмет?
Дети: нарты – северные сани. Для чего они служат?
Дети: для передвижения.
Воспитатель: А кто управляет оленями, запряжёнными в нарты?
Дети: каюр.
Воспитатель: А это что за предмет?
Дети: облас.
Воспитатель: для чего он служит?
Воспитатель: А это что за предмет?
Дети: лабаз.
Воспитатель: А для чего он служит?
Дети: для хранения продуктов питания.
Воспитатель: А это что за предмет?
Дети: чум.
Воспитатель: да верно, это жилище народов ханты и манси. Чум строят из деревянных шестов, покрывают оленьими шкурами.
Воспитатель: вот мы и прошли весь маршрут, выполнили все задания тётушки Аннэ. Давайте соберём, что уж у нас получилось. Герб ХМАО-Югры.
Звучит хантыйская мелодия. К детям выходит тётушка Аннэ.
Тётушка Аннэ: питявэла. Дети я поздоровалась с вами на хантыйском языке. Я рада приветствовать вас у себя на стойбище. Добро пожаловать. Я наблюдала за вами. Вижу вы знаете свой край. Молодцы. Мне тоже хотелось бы с вами поиграть.
Тётушка Аннэ проводит игру «Какие деревья растут в тайге?».
Тётушка Аннэ: Ребята вы знаете лиственные и хвойные деревья?
Дети: да.
Тётушка Аннэ: У лиственных деревьев что есть?
Дети: листочки.
Тётушка Аннэ: а у хвойных?
Дети: иголочки.
Тётушка Аннэ: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево, хвойное- то руки внизу, а если лиственное - то руки вверх.
Деревья: ель, берёза, сосна, кедр, осина, рябина.
Тётушка Аннэ: У народов ханты есть такой обычай – привязывать цветные ленточки к деревьям. Но, сначала надо загадать желание. Загадать самое сокровенное желание и привязать ленточку.
Звучит хантыйская мелодия дети привязывают цветные ленточки к дереву. «Ленточка желания».
Заключительная часть. Рефлексия.
Тётушка Аннэ:
- Вам понравилось у меня в гостях?
- Что нового, интересного узнали?
- Что запомнили?
Вам пора в детский сад, а от меня примите дар тайги – корзинку шишек и клюкву. И ещё у меня для вас есть подарок – оберег кукла Акань. Эту куклу вы оставите в группе. Пусть в вашей группе все дети будут здоровы и счастливы.
Приходите ещё, не забывайте меня. Нарисуйте своё впечатление о тайге и пришлите мне в тайгу. Буду ждать с нетерпением ваши рисунки. Имулом - до свидания.
Воспитатель: ребята, садимся в оленью упряжку и возвращаемся в детский сад.
Звучит песня «Лесной олень».
Вот вернулись мы с вами в детский сад.
Понравилось вам наше путешествие?
О чём мы с вами сегодня говорили?
Воспитатель: Да, сегодня мы с вами путешествовали по родному краю Ханты – Мансийскому Автономному Округу. Там, где мы с вами живем, где большинство из вас родились. Это наша Родина. 10 декабря исполнилось 87 лет нашему Ханты-мансийскому автономному округу.
Как можно выразить свою любовь к родному краю?
Кто из вас может рассказать стихотворение о родном крае?
Кожокарь Вера:
Мы любим край, богатый клюквой и морошкой.
Где комары кусают нас немножко.
Где очень длинная, суровая зима.
Но, всё же как нам эта Родина мила.
Воспитатель: Спасибо большое. До свидания, до новых встреч.
Звучит хантыйская мелодия», гости расходятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-286849-1387301448.jpg)
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )
Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-157417-1477157730.jpg)
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие в Носандию»
Конспект занятия по ознакомлению детей с фразеологизмами с ключевым словом "нос"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-470056-1408270441.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Путешествие по стране дорожных знаков"
Правила безопасного движения при выходе из траспорта. Закрепить все знания полученные по этой теме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-556756-1427268882.jpg)
Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"
Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-556756-1427268882.jpg)
Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"
Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...
Конспект НОД в старшей группе на тему: « Путешествие в деревню Простоквашино»
Конспект НОД в старшей группе на тему:« Путешествие в деревню Простоквашино»...
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие на транспорте».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме: «Путешествие на транспорте».Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы...