Проект "Медведь - хозяин тайги" (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Масагутова Ильвира Зуфаровна

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой.

Мишка — медведь - герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток.

Знакомство с медведем, как с представителем животного мира способствует развитию у детей познавательной активности, словарного запаса, связной речи, творческих способностей.

Проект «Медведь – хозяин Тайги» нацеливает детей на самостоятельное формулирование исследовательской задачи, исходя из проблемной ситуации, возникшей в ходе осуществления проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_medved_hozyain.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Золотая рыбка»

ПРОЕКТ

«Медведь – хозяин тайги»

группа компенсирующей направленности

для детей с амблиопией и косоглазием

шестого года жизни «Капитошка» 

Подготовила:

воспитатель

Масагутова Ильвира Зуфаровна

г. Мегион

2017-2018г.г.


Актуальность

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой.

Среди многочисленных представителей дикого мира есть такое животное как медведь. Хозяин тайги, ее царь-государь. Громадный одетый в теплую бурую шубу, неповоротливый на вид, он ходит так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами.

Мишка — медведь - герой многих русских народных сказок, песен, стихов и прибауток.

Проект «Медведь – хозяин Тайги» нацеливает детей нашей группы на самостоятельное формулирование исследовательской задачи, исходя из проблемной ситуации, возникшей в ходе осуществления проекта.

Знакомство с медведем, как с представителем животного мира способствует развитию у детей познавательной активности, словарного запаса, связной речи, творческих способностей.

Тип проекта: исследовательский

Сроки реализации: среднесрочный

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности для детей с функциональными расстройствами зрения шестого года жизни, родители воспитанников, воспитатели группы.

Цель проекта: Выяснить с детьми, почему медведя называют хозяином Тайги.

Задачи:

1. Формировать интерес к исследовательской деятельности. Учить в процессе познавательно – исследовательской деятельности умению выдвигать предположения, получать информацию об интересующем объекте в различных источниках.

2. Способствовать изучению детьми объектов живой природы (медведя) во взаимосвязи со средой обитания и формированию в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его миром природы.

3. Содействовать укреплению связи ДОУ с семьями воспитанников.

Предполагаемый результат: Дети научатся добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Дети овладеют умением организовывать презентации проектов.

1 Этап

Подготовительный

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявление родителям, встреча педагогов за круглым столом).
  2. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
  3. Подобрать наглядный и дидактический материал по теме проекта.

2 Этап

Разработка проекта:

1. Разработать конспекты занятий для детей, консультации и памятки для родителей.

2. Составить план – схему реализации проекта.

Проблемная ситуация: Папа рассказал Сереже, что в лесу развелось много медведей – они там настоящие хозяева. В детском саду Сережа спросил: «А правда, что медведей называют хозяином леса?»

3 Этап

Реализация проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание

Программное содержание

Сроки реализации

1

Беседы с детьми на темы: «Медведи бывают разные»; «Чем бурый медведь отличается от белого», «Все ли медведи впадают в спячку».

Расширять знания детей о разнообразии медведей, учить находить отличия по разным признакам, знакомить с природой родного края.

Март - апрель

2

Дидактические игры «Угадай животное по элементу», «Где чей дом?», «Составь картинку», «Дорисуй животное», «Нарисуй животное по точкам»

Закреплять знания детей о характерных особенностях медведя, развивать мышление, память, речь.

Март - апрель

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Содержание

Программное содержание

Сроки реализации

1

Проведение сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «В гостях у медведя», «Юные экологи»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной  деятельности.

Март - апрель

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание

Программное содержание

Сроки реализации

1

НОД Развитие речи. Рассматривание картины: «Утро в сосновом бору»

И.И. Шишкина.

Формировать интерес к окружающей жизни, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

1 неделя марта

2

Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Мужик и медведь», К.Чуковский «Краденое солнце», Л. Куборев «Спроси у медведя», Л. Квитко «Медведь в лесу», венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, побуждать рассказывать о прочитанном, формировать эмоциональное отношение к литературе

Март

3

Чтение научно-познавательной литературы: Е.Чарушин, Г.Снегирев «Михаил», В.Чаплина «Как медведь в лесу живет», В. Бианки «Теремок», Э.Шим «Медведь и сорока»

Учить внимательно и заинтересовано слушать познавательную литературу, прививать интерес к чтению произведений познавательного характера.

Апрель

4

«Вечер загадок»

Закрепить умение детей отгадывать загадки. Формировать представление о жанре загадки

2 неделя марта

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание

Программное содержание

Сроки реализации

1

П/и «У медведя во бору»

Учить детей выполнять движения по сигналу, развивать навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием.

Март

2

П/и «Медведь и пчелы»

Учить играть по правилам, закреплять основные виды движений, учить договариваться.

Апрель

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Содержание

Программное содержание

Сроки реализации

1

Пальчиковый театр «Маша и медведь»

Продолжать учить детей пересказывать содержание сказки, интонацией передавать образ героя. Развивать связную монологическую речь.

1 неделя марта

2

Лепка «Медведь»

Закрепить навыки лепки из пластилина, формировать умение передать характерные особенности строения животного, учить соблюдать пропорции тела. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Воспитывать у детей интерес к лепке.

2 неделя марта

3

Конструктивно-модельная деятельность на тему: «Такие разные медведи»

Учить выделять основные части и детали конструкций, поощрять самостоятельность, творчество, инициативу.

1 неделя апреля

4

Проведение игр-драматизаций по сказкам «Три медведя», «Машенька и медведь», «Два жадных медвежонка»

Развивать память, связную речь, закреплять умение интонацией передавать образ героя, воспитывать доброжелательные отношения в процессе деятельности.

Март - апрель

5

Изготовление коллажа «Медведи»

Закреплять умение правильно держать ножницы, аккуратно наклеивать детали. Развивать мелкую моторику рук.

2 неделя апреля

6

Игра на детских музыкальных инструментах. «Медведь» В. Ребикова

Совершенствование подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию песни.

2 неделя марта


Взаимодействие с родителями

Содержание

Сроки реализации

1

Сбор информации родителями и детьми о медведях.

Март - апрель

2

Выставка совместных творческих работ родителей и детей.

Апрель

3

Выполнение индивидуальных проектов по теме исследования

Март - апрель

4

Выпуск сборника стихов «Стихи о медведях»

Март

5

Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»

Март - апрель

6

Оформление выставки «Такие разные медведи»

Апрель

7

Консультация «Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»

Март

4 этап

Презентация проекта

  1. Выставка плакатов «Медведь – хозяин тайги»
  2. Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»
  3. Выставка дидактических игр и пособий по проектной деятельности.
  4. Защита детьми индивидуальных проектов по теме исследования.

Методическая литература

  1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.
  2. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
  3. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
  4. О.В.Епифанова «Окружающий мир»
  5. А.И.Иванова «Естественно научные наблюдения»

Приложение 1

Тема: Изготовление коллажа «Медведи»

Интегрируемые познавательные области: художественное творчество, коммуникация, познание.

Цель: Закреплять умение правильно держать ножницы, аккуратно наклеивать детали. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: образец аппликации, заготовки из цветной бумаги на каждого ребенка, основа из картона, клей, тряпочка, клеенка, игрушка медведя.

Содержание организованной деятельности:

1. Мотивационный момент.

Ребята к нам в гости пришла медведица и хочет чтобы мы сделали портреты ее медвежат, поможем ей.

2. Беседа

Рассматриваем игрушку медведя, обращаем внимание на части тела: голова, уши, туловище, лапы, их форму: круглая и овальная.

3. Предложить детям :

Рассмотреть образец поделки, выложить изображение медведя на фланелеграфе, с учетом образца.

Рассмотреть готовые формы на подносе (найти голову, уши, туловище, лапы).

Выложить детали аппликации по образцу.

Наклеить элементы изображения.

4. Устроить выставку готовых работ. Медведица благодарит детей за такие красивые портреты ее малышей.


Тема: «Рассматривание и описание картины И. Шишкина

«Утро в сосновом бору»

Цель: Формировать интерес к окружающей жизни, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Задачи: Упражнять в подборе прилагательных. Развивать умение придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (медведей, сосен).

Материалы: Иллюстрация картины «Утро в сосновом бору»

Ход занятия

Воспитатель: Перед нами картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». На ней изображено утро в сосновом лесу. Утро раннее солнечное. Беловатый туман поднимается из оврага. Небо покрыто нежными розовыми облаками. Сквозь облака проглядывают первые лучи солнца, которые золотят верхушки деревьев. Лес густой и непроходимый.

Воспитатель: Ребята ответьте на вопрос: Какое время суток изображено на картине? (ответы детей: утро). Какое? (раннее, солнечное). Почему вы так решили? (ответы детей : потому что видны облака) Какие облака? (ответы детей: нежные, розовые). Лес какой? (ответы детей: густой и непроходимый).

Воспитатель: В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.

Воспитатель: послушав, этот абзац давайте ответим на вопросы: Кто изображен в центре картины? (ответы детей: мама медведица и трое медвежат). Какие медвежата? (ответы детей: шаловливые, маленькие, мохнатые, а один любопытный). Каким изображает художник сосновый бор? (ответы детей: таинственный, сказочный).

Воспитатель: На дальнем плане картины изображены высокие, могучие, вековые сосны, у них прямые стволы, покрытые серой корой. Ветки – раскидистые, похожи на зеленый шатёр. Глядя на эту картину, испытываешь чувства радости, бодрости, прилив сил. Оттенки теплых цветов вызывают спокойствие.

Воспитатель: Что изобразил художник на дальнем плане? (ответы детей: сосны), какие? (ответы детей: высокие, могучие, вековые). Какие чувства испытываешь, глядя на эту картину? (ответы детей: чувства радости и бодрости).

Воспитатель: Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.


Драматизация по сказке «Три медведя»

Цель: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

-закрепить знания детей о содержании сказки «Три медведя»;учить отвечать на вопросы полным предложением;

-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; расширять и активизировать словарный запас.

-воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.

Ход деятельности:

В: -Ребята, а вы любите сказки?

-Хотите отправиться в гости к сказке?

-Давайте возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова.

1,2,3, вкруг себя повернись и в сказке очутись!

Тише, тише не шумите,

Сказку нашу не спугните,

Здесь бывают чудеса

Где же спряталась она?

В:-Ребята, вот мы с вами, и пришли в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем.

-Посмотрите там в далеке на опушке чья то спряталась избушка. (Картинка «Избушка»)

-Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы?

(Варианты ответов детей.)

В: Почему вы думаете, что это следы медведя? (Ответы детей)

Давайте осторожно пройдем по этим следам и тихонько сядем на стульчики. (Дети наступают на «следы», проходят и садятся на стульчики.)

-Вот мы и возле избушки. Как вы думаете кто здесь живет?(ответы детей)

-А кто же на самом деле живет в избушке (картинка «Медведь»)

-Вы правильно угадали здесь живет медведь, и следы тоже были медвежьи.

-А зовут его Михайло Потапыч.

-Но живет Михайло Потапыч не один, а со своей семьей

А кто еще в семье у Михайла Потапыча?

-Догадались, из какой сказки медведи?

-Ребятки, а скажите мне почему мишек называют косолапыми?

(Ответы детей.)

-Ребята, а чем питаются медведи? (Варианты ответов детей) .

А как вы думаете, что еще едят медведи? (Ответы детей)

(Картинка «Пища медведей»)

В:-Однажды, медведи пошли в лес.

-Покажите, как ходят мишки. (Дети встают и движениями имитируют походку медведей.)

В:А в то время пока мишек не было дома к ним кто-то пришёл.

-А кто к ним пришёл давайте узнаем собрав пазл (На столе нужно собрать пазл с изображением Машеньки).

Ребята, что делала Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей ).

-Ребята, а давайте вспомним где больше всего понравилось сидеть Маше?

-У Мишутки стульчик маленький, а у Михайла Потапыча - (Большой.)

А на какой кроватке понравилось Машеньке спать?

У Мишутки кровать низкая, а у Михайла Потапыча - (Высокая.)

-Из какой тарелочки ела Машенька?

- Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнем вместе с Маше

Физ. минутка для глаз

Ела Маша и пила, на кроватку прилегла.

И уснула сладким сном тише, тише, не шумите,

Машу вы не разбудите.

-Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.)

Увидела медведей - испугалась. (Мимикой и движениями показывают испуг.

А что же было дальше, ребята? Смогла ли Маша убежать от медведей?

Давайте мы сейчас оденем костюмы героев и проиграем эту сказку.


Подвижная игра

«У медведя во бору»

Программное содержание:

Развивать двигательную и речевую активность детей

Умение соотносить свои действия со словами

Быстро реагировать на словесный сигнал

Развивать выдержку

Атрибуты к игре: маска медведя

Игровые правила: медведь громко рычит, только после долгого звука р-р-р дети могут убегать. Они имитируют прогулку в лесу; бег по сигналу.

Ход игры:

- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картину. (показывается картина, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р» - рычит он. Давайте все вместе порычим как медведь.(Дети произносят «р-р-р-). Как тихо! Наверное, медведь ещё далеко. Давайте ещё раз порычим, но погромче.(Дети произносят звуки громче). Как громко рычит у нас Алмаз. Он и будет сейчас медведем.( Одевается на мальчика маска медведя, уводится в сторонку и садится на стульчик)

- Здесь будет жить наш мишка. А мы с вами пойдем в лес и будем собирать грибы и ягоды. Но как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой. Только убегать раньше, чем медведь зарычит «Р-р-р» нельзя. Когда будем с вами гулять по лесу, нужно говорить такие слова и вместе с ними будем выполнять движения:

Слова и движения

У медведя во бору     (Все имитируют сбор грибов и

Грибы, ягоды беру    ягод, медленно приближаясь

А медведь не спит      к лесу, где живет медведь)

И на нас рычит «Р-р-р

- Когда медведь зарычит , дети убегают, а он их догоняет.

Во время игры следить за тем, чтобы все дети близко подходили к медведю. Назвать тех, кто старается все время держаться позади всех ребят, подальше от медведя. Помочь таким детям преодолеть страх, подбодрить их. «Будь смелее, не отставай от всех детей!».

После того, как медведь поймает несколько ребят, выбирается по считалочке новый медведь и игра продолжается.

Анализ игры:

В конце игры выяснить, понравилась ли им игра. Отметить наиболее активных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие" "Помоги щенку найти хозяина"

Закрепить умение детей составлять рассказы описания из личного опыта, обучить детей устному составлению объявлений, состоящих из рассказов в описательной форме, воспитывать чувства сострадания, желани...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Тематическое планирование "У каждого домика есть свой хозяин" младшая группа

Тематическое планирование во второй младшей группе детского сада. Тема: «У каждого домика есть свой хозяин» ...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Программное содержание:- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;- развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;- закреплять у детей знания о животных жарких стран...

Викторина «Животные тайги», старшая группа

Виктроина для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ оборудования....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...