Технологическая карта занятия по речевому развитию
учебно-методический материал (старшая группа)
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkar.docx | 72.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по речевому развитию.
Возрастная группа: Старшая.
Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательные:
- обучение составлению рассказа по сюжетной картине
- упражнение в умении выделять основные элементы картины и анализировать их
Развивающие:
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи детей
- расширение словарного запаса детей прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).
- развитие воображения и творческой активности.
Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения, дружелюбия, любви к прекрасному, бережного отношения к природе.
Основная образовательная область: развитие речи.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: картина, рамки разных размеров, цветные карандаши, лист А4 на каждого ребенка, мольберт, ТСО (запись звуков), мех, камни, веточки, контейнеры с травой, листьями, цветами, мхом.
Предварительная работа: беседа «Животные леса», рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя
| Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный
| - Сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Кто знает, что это такое? - А какие музеи в нашем городе вы знаете? - На нашей экскурсии мы познакомимся с картиной «Лиса с лисятами». Как вы думаете, что может быть изображено на картине с таким названием? - Сейчас я превращусь в художника и с вашей помощью попробую написать картину. Педагог зарисовывает на мольберте ответы детей, создавая картину. | Слово: высказывание детей, обсуждение. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым. Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы. |
2 | Деятельностный | - А теперь давайте посмотрим, что изображено у автора, и что придумали мы. Картина открывается, и дети сравнивают оригинал и результат своих ответов. Проводится сравнительный анализ. - Кто изображен на картине? А у нас? - Какие они? А у нас? - Что делают? А у нас? - Где находятся персонажи, какой фон изображен на картине? А у нас? - Как вы думаете, название картины полностью раскрывает ее содержание? - Как бы вы назвали эту картину? - Вам понравилось картина, которую мы нарисовали? - Поместим ее в уголок творчества. (Педагог переносит картину в уголок ХЭР) - Ребята, а вам нравиться картина «Лиса с лисятами»? - Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее. Почему? - Что привлекло внимание, что не нравиться? Почему? - Где находится лиса с лисятами? - Можно ли понять по картине, какое время года изображено? - Какое время суток? - Посмотрите, как весело лисятам под теплым солнышком. Давайте и мы встанем и поиграем с солнышком. Физминутка: Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) Появление «Волшебной рамки». Для того чтобы дети смогли выделять из всего изображения только один элемент, необходимо использовать рамки разного размера, важно, чтобы рамка была достаточно маленькая, что бы в нее попал только один герой, и при этом позволила полностью описать анализируемый элемент). - Чтобы поближе увидеть солнышко, мы используем подзорную трубу. Перед вами на столе лежит лист бумаги. Давайте свернем его в трубочку, чтобы у нас получилась подзорная труба. - Подзорная труба позволяет нам приблизить или увеличить предмет, на который мы смотрим, чтобы лучше рассмотреть его. - Возьмите подзорную трубу и посмотрите в нее на лису. (Педагог прикладывает рамку-кружок к изображению лисы, лисят). - Посмотрите, какая она красивая. Опишите, какая она, что делает. Как мы ее назовем? Составляем описательный рассказ по каждому элементу картины: внешность героя, поведение, предлагаем детям придумать имя (кличку), характеризующую данного героя. - Если бы смогли потрогать лису с лисятами, какие бы они были? Детям предлагаю потрогать мех. - Давайте закроем глаза и представим, что мы пришли к ним в гости. Включаем «Звуки леса». - Что вы слышите в лесу? - Мы наступаем на веточки, траву, листья. Веточки ломаются (сломать ветку)... - Как вы думаете, чем пахнет в лесу? Детям предлагают понюхать веточки, листья, мох. - Теперь, когда мы побывали в лесу, поближе рассмотрели лису с лисятами, предлагаю вам превратиться в журналистов и сделать репортаж «Лиса с лисятами». Дети описывают, педагог записывает. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.
| Ребенок устанавливает сходства и различия предметов и явлений, способен к обобщению. Ребенок может выделять в изображении отдельный элемент, концентрироваться на нем, не отвлекаясь на другие элементы картины, анализировать более мелкие детали. У ребенка появляется стремление выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений. Ребенок может самостоятельно составлять описательный рассказ по картине из 5-7 предложений, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
3 | Рефлексивный | - Молодцы! - Как вы думаете, а что дальше будет делать лисица и ее лисята? - Сегодня на занятии мы с вами познакомились с новой картиной, сходили в гости к лисе с лисятами, сделали репортаж. -И сейчас мы с вами немного отдохнем, а затем вы сами после перерыва превратитесь в художников и изобразите свою лисичку. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.
| Ребенок может составить творческий рассказ – окончание сказки или рассказа. |
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: лепка «Пингвиненок»
Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать технику лепки объемных фигур;
- вызывать интерес к изображению пингвина пластическими средствами;
- закреплять знания детей о пингвинах и среде их обитания;
- формировать умение передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей;
- инициировать создание коллективной композиции;
- закреплять навыки счета в пределах 5, умение сравнивать по количеству предметов, по величине.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, целенаправленное зрительное восприятие;
- развивать фантазию, творческие способности, память;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к отражению представлений о природе в изобразительной деятельности.
Основная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: компьютер, игрушка белого медведя, пластилин.
Предварительная работа: беседа «Животные Арктики и Антарктики», «Природа Северного и Южного полюса», просмотр видеофильма, презентации и иллюстраций по данной теме, отгадывание загадок.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя
| Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный
| В: Сегодня мы с вами отправляется в далекое путешествие к южному полюсу земли. Появляется герой Вносится игрушка белого медведя. Г: Здравствуйте, ребята. Возьмите меня с собой, пожалуйста. Я так хочу попасть на самый юг. Я вам помогу и, что делать, подскажу. П: Возьмем? Г: Пора нам в дорогу собираться. На юге тепло – не надо одеваться. Д: - Нет, холодно, надо теплую одежду надеть. Педагог показывает слайд – Антарктика. Г: Ах, как ярко светит солнце, но везде лежат снега! Что же это? Даже летом не растают никогда? Г: Это ж юг, но где же пальмы? Я хочу позагорать! И на пляже в теплых волнах, с вами, дети, поиграть! П: Мишка, ты все перепутал. На южном полюсе всегда холодно. Наши ребята все тебе сейчас расскажут об этой земле. Г: Что за странная земля! Там где юг – лежат снега! Может птицы не летают? Может, плавают тогда? П: Мишка, на южном полюсе живет такая птица, называется пингвин. Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный – вьюжный Землю там покрыли льдины, А на них живут пингвины. Не летают птицы эти, Но летать они хотят. И подолгу на рассвете В небо низкое глядят! Г: Нет, не правда, ерунда! Не поверю никогда! Ладно, птица не летает, но чтоб плавать - вот беда! Педагог показывает слайд – пингвины. |
Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. |
2 | Деятельностный | Г: Не поверю, пока не докажете, что это птица! - У пингвина есть: крылья, хвост, клюв, они как птицы, высиживают яйца. Пингвины не умеют летать, но зато отлично плавают и ныряют. В воде они видят очень хорошо, это помогает им в добыче пищи. А питаются они рыбой, мелкими рачками, креветками. Под водой пингвины могут находиться без воздуха почти 20 минут. Г: Как двигаются пингвины? П: Они ходят вперевалку. А давайте покажем, как они двигаются. Физкультминутка «Пингвинья стая» Шагает вразвалочку, крылья расставив, По льду вся пингвинья огромная стая. Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин. В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой. Г: На северном полюсе птиц таких нет! Хотел бы я всем рассказать их секрет. Но кто мне поверит? Вот это беда! Ребята! Слепите пингвинов тогда! П: Ребятки, а давайте и вправду слепим для белого медведя фигурки пингвинов. Он их заберет с собой на северный полюс и покажет всем своим друзьям эту чуду-птицу. Педагог показывает слайд – пингвины. П: Посмотрите, из каких частей состоит тело пингвина? П: Сколько всего частей? П: Давайте подумаем, сколько кусочков пластилина нам понадобится? П: Ребята, скажите, сколько кусочков пластилина у вас, сосчитайте? П: А у тебя сколько? П: Найдите и покажите самый большой кусок пластилина. Из него мы будем лепить туловище. П: Теперь найдите самые маленькие. П: Сколько их? П: Из них мы будем делать крылья пингвину. П: Какой кусочек еще остался? Из него получится голова. П: Скажите, а каких кусочков больше, больших или маленьких ? П: Молодцы! Начнем лепить тело пингвина. Возьмите самый большой кусок пластилина. Разогрейте его. Показ педагогом всех манипуляций. П: Сейчас скатайте из него колбаску. П: Теперь прижмите её к доске, чтобы она могла стоять. П: Теперь вытянем хвостик, лапки. Молодцы! Тело пингвина готово. П: Сколько кусков у вас осталось? А сколько было? Стало больше или меньше? П: Найдите среди оставшихся кусков самый большой. П: Из самого большого куска мы будем лепить голову. Какой формы голова? П: Катаем между ладошками шарик. Прилепляем его к телу. П: Что это? П: На что они похожи? Сколько их? Какие они? П: Покажите, какие кусочки пластилина нужно взять, чтобы слепить крылья пингвину. П: Раскатайте две колбаски и расплющите их. П: Прилепите крылья к телу. П: Посмотрите на своего пингвина, он вам нравиться? Чего у него не хватает? П: Подумайте, какого цвета пластилин вам понадобиться, чтобы сделать грудку? П: Глазки? П: Клюв? П: Какой формы должны быть глазки? П: Клюв? П: Грудка? П: Молодцы! Лепим. |
Слово: дети высказывают свое мнение.
Пластилин. | Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы. У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы. Ребенок действует по образцу или алгоритму, может внести в готовое изделие элементы нового (2 – 3). |
3 | Рефлексивный | П: Мишка вот и готовы наши пингвины. Посмотри, они тебе нравятся? А вам, ребятки? П: Пора вам отправляться на северный полюс. А чтобы в дороге не заболеть, ребятки слепят своим пингвинам красивые яркие шарфики. П: Пересаживаем их на льдину. Все, вы готовы к отплытию. Г: До свидания, ребята. Спасибо вам большое. | Слово: дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой деятельности, используя знакомые техники. |
Технологическая карта занятия по ознакомлению с природой.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: Ознакомление с природой «Посев семян»
Цель: Формировать у детей представления о том, как сажать и выращивать рассаду в горшочках для последующей высадки в грунт.
Образовательные:
- вызвать интерес к тому, что растения выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;
- прививать элементарные навыки посадки семян на рассаду;
- закрепить знания об условиях роста растений.
Развивающие:
-развивать познавательную и речевую активность детей, используя ИКТ (мультимедийные технологии: слайд – шоу (видео).
- развивать логическое мышление;
- развивать умение обобщать и делать выводы;
- развивать интерес детей к совместной деятельности.
Воспитательные:
- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
- воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал и оборудование: иллюстрация «Три поросенка», ящики с землей, палочки, совочки, лейка, клеенка, семена, тряпочки, картинки с изображением растений, письмо, картинки с изображением семян и плодов, ИКТ, видео фильм «Пробуждение весны», музыкальных фрагмент.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», беседа «Весенние изменения в природе», «Что нужно растению», «Где что растет», изучение этапов роста растений, просмотр иллюстраций, презентации и видеофильмов по данной теме.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя
| Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный
| - Вот и закончилась зима. К нам спешит теплая солнечная весна. Пора таянья снегов и появления подснежников. Стук в дверь, помощник воспитателя вносит конверт. - Ребятки, посмотрите, нам пришло письмо. Педагог разворачивает письмо и читает. - Пишут вам ваши давние знакомые Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Мы теперь все вместе живем в каменном домике нашего старшего брата. Вот и в наши края пришла весна, солнышко стал сильнее пригревать, растаял снег, бегут ручьи, возвращаются птички. Скоро начнет расти трава и цветы. Как вы знаете, поросята очень любят вкусно покушать, но мы узнали, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. И вот мы решили посадить витаминный огород, и, как только растаял снег, раскидали семена по земле, полили, ждем. Уже прошла неделя, но у нас на огороде, почему то так ничего и не проросло. Просим вас, помогите нам. Ваши друзья, поросята. В: Поможем трем поросятам вырастить витаминный огород? | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.
| Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. Ребенок правильно понимает эмоциональное состояние других людей, проявляет сочувствие; активно выражает готовность помочь, высказывая предположения о причинах эмоционального состояния окружающих. |
2 | Деятельностный | В: В своем письме поросята прислали нам пакетики с семенами растений, которые они хотят посадить… Случилась беда, пакетики порвались, и семена все перемешались. Педагог высыпает из конверта семена и их пакетики. Д\и: «Домик для семян» В: Вы должны, глядя на картинки с изображением семян и плодов, разложить семена по своим пакетикам. Семена петрушки, укропа, календулы, овса. В: Молодцы! Для чего растению нужны семена? Д: Это то, из чего вырастет растение. В: Посмотрите на экран. Что вы видите на этих слайдах? (видео) Д: Как растение прорастает из семени. Показ слайда (видео). Воспитатель с детьми разбирают последовательность прорастания (появление корешка, появление ростка, цветение, появление плодов). В: Перед вами карточки, на которых изображено, как растение прорастает. Вам надо выложить эти карточки по порядку. Физминутка: Катя шла-шла-шла, (дети шагают) Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко») Села, поела, (приседают) Опять пошла. (шагают) В: Скажите, что растению необходимо для роста? Д: Вода, тепло, почва, уход. Правильные ответы появятся на слайдах. В: А кто догадался, почему у поросят на огороде не проросли семена? Д: земля холодная В: Да, правильно. Поэтому весной семена сеют в горшочках в доме, а не высаживают на огороде. В: У нас на столе лежат предметы, необходимые для посадки семян, вам надо выбрать нужные. В: Ребята, сейчас мы с вами посадим семена для витаминного огорода трех поросят. Посмотрите, как правильно надо сеять семена. Сначала кладём почву, делаем бороздки и через расстояние сеем семена, потом небольшим слоем почвы их посыпаем. Берите необходимый инвентарь и будем сеять семена. - Прежде, чем вы приступите к работе, запомните: - будьте осторожны при работе с колющими предметами; - при получении травм немедленно обратись за помощью к воспитателю; - до и после работы вымойте руки с мылом. Для начала подготовим место для посева: поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко равномерно обогревало посеянные зернышки. Теперь сделаем бороздки для семян. Теперь возьмем семена и посеем их в землю с бороздками. После этого присыпим бороздки землей. Теперь обильно польем водичкой. Наметим посеянные семена табличками.
| Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждение.
Садовый инвентарь для детей. | У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы. Ребенок способен объединяться и действовать в группах. |
3 | Рефлексивный | В: Ребята, мы сделали очень важное и нужное дело: мы посеяли семена и дали жизнь новым растениям. Теперь мы с вами будем наблюдать, как будут расти наши новые растения из семян. В: Что мы будем делать регулярно, что бы наши растения хорошо росли? В: Молодцы! И когда на улице станет достаточно тепло, что бы они могли расти в земле, мы их отправим нашим друзьям трем поросятам. В: Вспомните, о чем мы сегодня говорили, что делали? Для чего? Чему вы научились? | Слово: дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.
| Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость. В уходе за растениями нацелен на результат. Мотивом гуманного отношения к животным выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому |
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.
Возрастная группа: средняя.
Тема: «Пространственные отношения»
Цель: способствовать формированию пространственных представлений (верх-низ, направо-налево, вперед-назад); повторению чисел 1-3; закреплению геометрической фигуры – треугольник.
Образовательные:
- способствовать умению выделять пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади)
- закрепить счет в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета
- закрепить знания о геометрической фигуре – треугольник (находить его среди других фигур).
Развивающие:
- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания
- развивать воображение, смекалку, зрительную память
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
- воспитывать аккуратность.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: на фланелеграфе: три медведя, 2 красных треугольника и 1 синий одинакового размера, 4 больших зеленых треугольника,3 средних зеленых треугольника, 3 маленьких зеленых треугольника, иллюстрация леса (с елями), игрушки разной формы, 2 треугольника одинакового цвета и размера, круг, 2 треугольника разного размера и маленький круг. Цифры: 1,2, 3, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса».
Раздаточный материал: комплект треугольников (большой, средний и маленький) для каждого ребенка, по одному большому для каждого ребенка, на каждом столе 5-6 геометрических фигур не треугольники.
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», упражнение в счете до 5, упражнение в различении и назывании геометрических фигур, выделение пространственных отношений «вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади».
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя
| Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный
| - Сегодня мы с вами отправляется в сказку. А к кому вы узнаете, когда отгадаете загадку: Возле леса на опушке Трое их живет в избушке Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? |
| Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. |
2 | Деятельностный | - Жили-были на лесной опушке папа – медведь, как его звали? - Мама-медведица. Как ее звали? - Сколько медведей стало на опушке? Давайте сосчитаем. - А вот к ним прибежал их сынишка. Как его зовут? - Сколько стало медведей? - Значит, два да еще один получится 3. - Ребята, а где живет медведи? - Какие деревья растут в лесу? - Давайте и мы посадим елочки. - Две елочки мы посадим слева от Михайло Потапыча, одну елочку мы посадим справа от Настасьи Петровны. - Сколько елочек мы уже посадили? - А для Мишутки мы сделаем елочку сами, а я вам помогу. Из чего состоит наша елочка? - Посмотрите, внизу находится самый большой треугольник. Найдите у себя самый большой треугольник и положите его перед собой. - Над большим треугольником находиться треугольник поменьше. Возьмите треугольник поменьше и положите его над большим треугольником. - Сколько треугольников мы положили? - Сколько осталось положить? - Где находится самый маленький треугольник? - Возьмите маленький треугольник и положите его самым верхним. Посмотрите, какая елочка у нас получилась. Маленький треугольник лежит на самом верху, Треугольник поменьше посередине, а самый большой лежит внизу. - Мишутке очень понравились ваши елочки. А мы с вами отправляемся в лес на прогулку. Физкультминутка. 1.Три медведя шли домой 2.Папа был большой-большой 3. Мама с ни поменьше ростом, 4. А сынок – малютка просто. 5. Очень маленький он был, 6. С погремушками ходил. 7. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. 1.Дети шагают на месте вперевалочку. 2.Поднять руки над головой, потянуть вверх. 3. Руки на уровне груди. 4. Присесть 5. Присев, качаться по-медвежьи. 6.Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. 7. Дети имитируют игру с погремушками. - Мишутка тоже хочет научиться делать елочку. - Ребята, из каких геометрических фигур мы с вами сложили елочку? - Возьмите один треугольник. Давайте сосчитаем, сколько сторон у этой фигуры? - Сколько углов? - У этой фигуры все по три. Поэтому ее называют… - Теперь Мишутка знает, как из треугольников сложить елочку. Дидактическая игра: «Что похоже на треугольник?» - Ребята, у Мишутки очень много игрушек. И он очень любит с ними играть. Они все разной формы. Давайте выберем только те игрушки, которые имеют треугольную форму. Дидактическая игра: «Третий лишний» - Ой, ребята, Мишутка хотел найти треугольник, но у него все фигуры перепутались. Давайте, ребята, посмотрим, какая здесь фигура лишняя? Почему? - Вот какие молодцы, ребята. Все фигуры поставили на места | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.
| Ребенок нацелен на выполнение задачи вместе с другими детьми. Ребенок считает в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета. Ребенок выделяет пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади). Ребенок находит треугольник среди других фигур. |
3 | Рефлексивный | - Вспомните, сколько медведей было в сказке? - Число 3 мы обозначаем цифрой 3. На что она похожа? - А кто назовет эти цифры? - Давайте все вместе назовем все цифры. - Вам понравилось быть в гостях у медведей? - Нам пора прощаться с медведями и возвращаться в садик. | Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи. |
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: Сравнение численности множеств: одинаково, больше, больше на один, меньше, меньше на один, закреплять знания о геометрических фигурах.
Цель: Формировать умение сравнивать численность множеств.
Образовательные:
- формировать умение сравнивать предметные совокупности различным способами: наложением предметов, расположением предметов определенным образом (над, под)
- формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет
- закрепить умение различать геометрические фигуры
- способствовать формированию умения отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании.
Развивающие:
- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания
- развивать воображение, смекалку, зрительную память
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 3 поросенка, 3 домика.
Раздаточный материал: геометрические фигуры: 3 круга и 3 треугольника каждому ребенку.
Предварительная работа: изучение понятий «столько-сколько», «больше-меньше», упражнять в счете до 5, в различении и назывании геометрических фигур, составление из них разных предметов и сравнении групп предметов путем наложения, чтение сказки «Три поросенка», беседы по темам: «Сезонные изменения в природе осенью», «Одежда и обувь в осенний период», упражнение в словообразовании.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя
| Деятельность детей | Педагогическая целесообразность |
1 | Мотивационный
| - Носик круглый, пяточком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Вы их узнали? - Да. Это - Три поросенка из сказки: старший брат, средний брат, младший брат. - Уже наступила осень, световой день становится меньше. Температура воздуха падает, часто идут дожди, желтеет трава, наступают первые заморозки, улетают птицы. - Бедным поросятам холодно, они попросили нас помочь – построить им домики. Поможем? | Слово: дети вступают в диалог, высказывают свое мнение. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость. |
2 | Деятельностный | - Один построим из соломы, Второй – из веток, Третий – из камней. И будет братьям жить теплей. - Младший поросенок попросил построить ему домик из соломы. Как называется домик, сделанный из соломы? - Первому поросенку мы дадим соломенный домик. Воспитатель вывешивает соломенный домик под первым поросенком. - Средний поросенок попросил сделать ему домик из веточек. Вывешиваем под вторым поросенком домик из веток. - Сколько у нас поросят? Давайте посчитаем. - А сколько домиков мы дали поросятам? - Чего больше поросят или домиков? - На сколько больше поросят, чем домиков? - Что надо сделать, чтобы домиков стало столько же, сколько поросят? - Сколько нужно добавить домиков? - У одного поросенка не хватает домика, поэтому нам надо сделать еще один. - Кто помнит, из чего сделан домик старшего поросенка? - Как называется домик из камня? - Третьему поросенку мы подарим каменный дом. Вывешиваем каменный дом под третьим поросенком. - Сколько поросят к нам пришло? - Сколько домиков мы построили? - У каждого поросенка теперь есть домик? - Можно сказать, что поросят и домиков стало одинаково или поровну. - Один поросенок убежал в лес, рассказать лесным друзьям, что теперь у них есть домики, и они не замерзнут осенью. - Сколько стало поросят? – А сколько домиков? -Кого стало меньше, поросят или домиков? - На сколько поросят меньше, чем домиков? - Что нужно сделать, что бы поросят и домиков стало поровну или одинаково? - Молодцы! Вставайте, пойдем в лес искать поросенка. Физкультминутка. По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, раз-два, раз-два. По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам.. В яму – бух! ходил. - Пока поросенок гулял по лесу, у него замерзли ушки от холода. Ребята, а что носят люди, чтобы не мерзнуть? - А давайте дадим нашим братцам шапочки. - Перед вами на столе лежат мордашки поросят. На какую геометрическую фигуру похожу мордочки поросят? - Сколько их, посчитайте. - Сколько шапочек нам нужно, что бы шапочек и поросят было поровну? - На столе лежат зеленые шапочки. На какую геометрическую фигуру похожа шапочка? - Наденьте каждому поросенку свою шапочку. - Теперь можно сказать, что поросят и шапок стало… | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты
| Ребенок формирует умение сравнивать предметные совокупности расположением предметов определенным образом (над, под). Ребенок способен выделять пространственные отношения над-под. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. |
3 | Рефлексивный | - Поросята очень счастливы, что вы помогли им. Теперь им можно долго гулять по лесу, играть и заниматься спортом. - А вы хотите заниматься спортом? Тогда давайте скажем поросятам: «До свиданья» и пойдем переодеваться на физкультуру. | Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....
Технологическая карта занятия по речевому развитию (II младшая группа)
Тема занятия: чтение рассказа Л. Вороновой «Снег идет»...
Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...
НОД. Технологическая карта занятия по речевому развитию
Технологическая карта занятия по речевому развитию для подготовительной группы...
НОД. Технологическая карта занятия по речевому развитию
Технологическая карта занятия по речевому развитию...
Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»
Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»...