Квест-технология в младшем дошкольном возрасте. Проект.
методическая разработка (младшая группа)
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка.
Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим. В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые формы взаимодействия с воспитанниками. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии. Детские квест-игры – это форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач для дошкольников, поставленных с определённой целью.
Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-tehnologiya_v_mladshem_doshkolnom_vozraste._proekt.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №38 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА
САНК-ПЕТЕРБУРГА
План работы по
самообразованию:
«Квест-игра, как средство развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Чепурная Татьяна Игоревна, воспитатель
Санкт-Петербург
2022 – 2023
Квест-игра, как средство развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста.
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка.
К сожалению, игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим. В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые формы взаимодействия с воспитанниками. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии. Детские квест-игры – это форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач для дошкольников, поставленных с определённой целью. То есть квест – это игровое приключение, во время которого детям необходимо разгадать несколько загадок, пройти череду разных препятствий, чтобы достичь заранее поставленной перед ними цели. Игры-квесты открывают неограниченные возможности как в закреплении пройденного, уже известного для детей материала, так и в поиске ответов на новые, впервые возникшие во время игры проблемные ситуации. Коллективно решая задания в квест-игре посредством «мозговой атаки», дети сами получают информацию. Взрослый в данной игре является только проводником, партнёром, наставником.
В чём же актуальность квест-игр для детей дошкольного возраста?
Во-первых, это игра, а игра всегда любима детворой, в какой форме она бы не проводилась. Она всегда доставляет дошкольникам большое удовольствие, вызывает задорный детский смех, весёлые улыбки и яркие, добрые, положительные эмоции на долгое время. Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма»
Во-вторых, квест-игра имеет свои преимущества для детей дошкольного возраста:
- позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения задания.
- формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания
- обогащает детей впечатлениями и побуждает к совместному обсуждению.
- позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Задания в квесте требуют внимательности, сообразительности, логического мышления, а иногда и нестандартного решения поставленных задач, а значит, игра развивает умственные способности дошкольников. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, ребята осваивают, познают и осознают массу новой информации, которая интересна, полезна и увлекательна для них.
В основном квест – коллективная игра, и это тоже свой плюс. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. Ребенок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Цель: Создать условия для развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста посредством квест-игр. Повысить профессиональную компетентность в вопросах изучения квест-технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- Использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;
Познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
- Активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников;
- Сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание;
- Развитие воображения и творческой активности.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Литература по теме самообразования
Время работы с материалами | Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Планируемый результат |
Сентябрь | Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей | Мозаика-Синтез Москва, 2010 М.: Дрофа, 2010. – 176 с Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441. |
данной теме.
прочитанного.
задачи работы над темой.
по самообразованию. |
Октябрь-май | Харченко Т.Е. Квест-игры для дошкольников. Колесникова И.В. «Проведение квест-игры «В поисках сокровищ» | СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 – 128с. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59. |
исследовательская работа по теме самообразования;
мероприятиях, посвященных теме самообразования.
демонстрационные материалы по теме.
проведена практическая работа с детьми, родителями, педагогами.
оценка результатов своей деятельности, а также деятельности детей.
работы по теме самообразования.
материалы и отчет.
использован самим педагогом в процессе дальнейшей работы и распространяться. |
Перспективный план по теме самообразования.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | ||
Дети | Педагоги | Родители | |||
Диагностический (организационный) |
| Сентябрь – ноябрь 2021 года | Диагностика на уровень сформированности познавательных процессов у младших дошкольников | Родительское собрание. Анкетирование. «Квест-игра, как активная форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении» | |
Практический |
| Октябрь | Квест-игра «Спасаем осень» | ||
Ноябрь | Квест-игра по русской народной сказке «Репка» | Буклеты. «Преимущества квест-технологии» | |||
Декабрь | Квест-игра «В гости к Дедушке Морозу» | Ознакомление с буклетом по квест-технологии. | Консультация (папка-передвижка) «Как организовать дома игру с элементами квест-технологии» | ||
Январь | Квест-игра «Буратино учит правила дорожного движения» с использованием ИКТ | Ознакомление с папками-передвижками «Роль квест-игр в развитии речи детей», «Как организовать дома игру с элементами квест-технологии» | |||
Февраль | Квест-игра «Непоседа Колобок» | Консультация. «Квест-игра-современная образовательная технология. Играем в саду и дома» | |||
Март | Квест-игра «Букет для Весны» с использованием ИКТ | ||||
Апрель | Квест-игра «Дикие животные» с использованием ИКТ | ||||
Май | Квест-игра «В поисках сокровищ» | Открытое занятие с использованием квест-технологии («В поисках сокровищ»). | Беседы и анкетирование о результатах использования квест-технологии в работе с детьми дошкольного возраста. | ||
Обобщающий |
| Апрель-Май 2022г. | Открытое занятие с использованием квест-технологии («В поисках сокровищ»). | Открытое занятие с использованием квест-технологии («В поисках сокровищ»). | Домашнее задание. Провести квест-игру и сделать фотоотчёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)
«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...
Методическая разработка образовательной деятельности с использованием квест-технологии для детей младшего дошкольного возраста по теме «Буратино на поле чудес»
Развивать математические навыки у детей....
Сценарий физкультурного развлечения с использованием квест-технологии для детей старшего дошкольного возраста "Сокровища пиратов"
Развивать умение ориентироваться на местности по схеме, воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом с использованием современных педагогических технологий....
Конспект НОД (индивидуальное/подгрупповое логопедическое занятие) по коррекции звукопроизношения с использованием квест-технологии для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «В поисках сокровищ»
quot;В поисках сокровищ"- квест-игра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию с элементами квест – технологии с детьми старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия»
Данная образовательная деятельность напрвлена на создание условий для воспитания чувства любви, гордости и патриотизма к своей Родине....
Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «Новогодний переполох»
Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «Новогодний переполох»Цель: создание условий для развития умения работать в команде и совместно ...
Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождение Деда Мороза»
Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождение Деда Мороза»Цель: создание условий для развития умения работать в команде и совме...