Внедрение технологии развития эмоционального интеллекта
презентация
Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребёнка и взрослого – это полезный жизненный инструмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Л. Выготский Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребёнка и взрослого – это полезный жизненный инструмент. В ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального и социального интеллекта. Именно в дошкольном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Что же таит в себе понятие эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе . Понимание ребёнком своих эмоций Эмоциональный интеллект ребёнка Отношение к себе, жизни, другим Поиск гармонии с собой, другими
Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии , осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого. Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 1. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. 2. Ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением. 3. Формируется эмоциональное предвосхищение. 4. Формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. 5. Чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными. Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте.
Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций) по Л.Ю. Борохович Возраст ребенка Характеристика проявлений эмоций 3–4 года Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД : сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. 4–5 лет Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства. ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой. 6–7 лет Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.
А теперь, вспомните детей вашей группы. Теперь вы понимаете. Почему дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, что нужно изменить, на что обратить внимание? Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы. Познакомьтесь, пожалуйста с некоторыми из них и проанализируйте, какие подойдут именно вашим детям. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра - ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания. Трудовая деятельность - достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы. Произведения художественной литературы - сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя. Творческая деятельность - развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей.
Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта: Знакомить детей с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением
Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта:
В профессиональной деятельности педагога возможно использование следующих технологий, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта воспитанников: технология М. Монтессорри , образовательная кинезиология , сказкотерапия , проектная технология. Каждую из них можно назвать отдельной гранью бриллианта под названием эффективные технологии развития эмоционального интеллекта. У каждой из них существуют области применения, свои границы и преимущества. Особенно сфокусируемся на таких технологиях как сказкотерапия и образовательная кинезиология (наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения), так как они наиболее природосообразны для детей дошкольного возраста. Сказкотерапия – это совершенно естественный и мощный инструмент при работе с ним. Сказка – это живой язык, на котором и общаются дети. Говоря с ним на одном языке, мы достигнем взаимопонимания гораздо быстрее и с меньшими затратами. У сказкотерапии необычайно много вариантов использования – сочинение, интерпретация сказок, художественное творчество с использованием сказок, проживание новых моделей поведения через сказки, воспитание лидерских качеств. Имея в своём арсенале большое множество инструментов, сказкотерапия очень близка и понятна детям. Образовательная кинезиология как раз и позволяет посредствам специальных движений (которые можно организовать как игру) запустить механизмы обучения, которые есть у каждого. Таким образом, у детей повышается работоспособность, происходит отдых через смену деятельности, они становятся спокойнее, совершают более обдуманные поступки, улучшаются навыки саморегуляции и коммуникативные навыки. Несмотря на простоту упражнений, они производят эффект, как краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Таким образом, набор техник и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей и тех людей, которые задействованы в работе. Можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием социализации дошкольника. Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в сотрудничестве с родителями воспитанников. Педагоги должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка — главное условие его физического и душевного здоровья.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя семья» как технология развития эмоционального интеллекта
Проект «Моя семья» в I младшей группе (дети 2- 3 года)...
Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта
Вашему вниманию предоставляется конспект сценарного планаорганизации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта ...
Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова
Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...
Технология развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)? Эмоциональный интеллект – способность распознавать и управлять своими эмоциями, понимать чувства и мотивацию других людей для эффективного взаимодейс...
Презентация на тему " Технология развития эмоционального интеллекта"
В презентации представлена технология развития эмоционального интеллекта в доступном виде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ»
материал для педагогов...
Современные психолого-педагогические технологии развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
Целевая аудиторияВебинар рассчитан на педагогов, психологов, родителей дошкольников и других слушателей, желающих расширить свои знания о методах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст...