Проект «Моя семья» как технология развития эмоционального интеллекта
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Моя семья»
в I младшей группе (дети 2- 3 года)
Вид проекта: краткосрочный
Девиз проекта:
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Сроки реализации проекта: 3 месяца.
Участники проекта (партнеры): родители, педагоги ДОУ.
Целевая аудитория: дети 2-3 лет.
Актуальность.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема:
- Недостаток знаний у детей о своей семье.
- Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта:
- Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье.
- Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка).
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Ожидаемые конечные результаты:
- Владеть понятием «семья».
- Иметь представление о родственных отношениях.
- Знать информацию о своей семье, профессиях родителей.
- Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
Ресурсы:
Информационные: В ДОУ работают специалисты
- педагог-психолог
- инструктор по ФИЗО
- музыкальный руководитель
Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Материально-техническое обеспечение: В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам; музыкальный и физкультурный зал; кабинет для индивидуальных занятий с психологом; методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.
Этапы реализации проекта
1 этап –подготовительный:
- Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Семья».
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми)
Познавательная деятельность:
- Рассматривание фотографий членов семьи.
- Тематические занятия «Я и моя семья», «Как я помогаю своим родным дома».
- Отгадывание загадок о семье, рассматривание иллюстраций
- Знакомство с профессиями родителей.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Семья», «Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д., «Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений, «Составь семью из фигурок», «Я мамин (папин) помощник, потому что я…», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Радость или огорчение?» (родителям от поступков детей; с белыми или черными фишками, «Кто как трудиться в нашей семье?».
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
- Драматизация по сказке «Репка».
- Строительные игры «Мебель для дома».
Коммуникативная деятельность:
- Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
- Разъяснение и заучивание пословиц и поговорок о семье.
- Чтение стихотворений о семье «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; «Семья», «Мой дом» М. Тахистова; «Кто играет» А. Шибаев.
- Чтение рассказа «Сестрино горе».
- Составление детьми рассказов о своей семье.
- Беседы по картинкам.
Изобразительная деятельность:
- Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация).
- Рисование портретов родителей на воздушных шарах.
- Рисование рисунков «Моя семья».
- Лепка «Мебель для моей семьи (стол)»
- Конструирование «Дом для моей семьи».
Музыкальная деятельность:
- Постановка и презентация родителям сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Сотрудничество с семьей:
- Консультации для родителей.
- День открытых дверей «Наша жизнь в детском саду».
- Создание родителей с детьми книжки малышки «Все работы хороши».
- Мастер класс от мам по изготовлению тортов совместно с детьми.
-Совместное изготовление детьми и родителей поделок ко дню космонавтики.
- Подготовка презентации сказки «Репка» (костюмы, декорации).
- Субботник (уборка территории детского сада родители совместно с детьми)
- Проведение родительского собрания «Семья глазами наших детей»
- «Бессмертный полк» посвящённый празднованию Дня Победы.
3-й этап –заключительный:
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Спортивный праздник «Спортивная семья!»
- Презентация проекта.
Используемая литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2019 г.
2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г
3. Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. –Волгоград: Учитель, 2015 г.
4. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2018 г.
5. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Зверева О. Х., Кротова Т. В.:-М.: Т. Ц. Сфера, 2015.
6.. «Работа с семьей: необязательные инструкции» Свирская Л.: -М.: Линка- Пресс, 2017.
7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта
Вашему вниманию предоставляется конспект сценарного планаорганизации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта ...
Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова
Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...
Технология развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)? Эмоциональный интеллект – способность распознавать и управлять своими эмоциями, понимать чувства и мотивацию других людей для эффективного взаимодейс...
Презентация на тему " Технология развития эмоционального интеллекта"
В презентации представлена технология развития эмоционального интеллекта в доступном виде...
Внедрение технологии развития эмоционального интеллекта
Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он...
Современные психолого-педагогические технологии развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
Целевая аудиторияВебинар рассчитан на педагогов, психологов, родителей дошкольников и других слушателей, желающих расширить свои знания о методах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст...