Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»
проект (старшая группа)

Паспорт проекта

Вид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит:

- Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_glazami_detey.docx194.61 КБ

Предварительный просмотр:

http://do2.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/438/437746/437746_html_m40f83411.png

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

X ΙΙ ОТКРЫТЫЙ межРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«СЕКРЕТ УСПЕХА»

Проект

Развитие театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Театр глазами детей»

                 C:\Users\PC\Desktop\л.в\teatr.gif        

                                                                              Руководители проекта: Воспитатели ВКК  Первухина Лариса Владимировна,

                                Контарева Анжелика Николаевна,

           Музыкальный руководитель: Бессмолина Елена Викторовна

  Оглавление

Паспорт проекта

         3

Проблема

         3

Актуальность данной проблемы

         4

Цель проекта

         5

Задачи проекта

         5

Направления работы по организации театрализованной деятельности

         6

Формы работы с детьми

         6

Методы, приемы

         6

Риски. Пути предотвращения

         6

Этапы реализации проекта

 7

Ι Подготовительный

 7

ΙΙ Практический

 7

ΙΙΙ Обобщающий

10

Результативность. Вывод

11

Список литературы

12

Приложения

13

Приложение №1 – Дидактический материал по организации театрализованной деятельности

                                     Работа с педагогами

Приложение №2 - Консультация для педагогов

       

Приложение №3 – Семинары - практикумы

   

Приложение №4 – Мастер – класс «Театр ложек своими руками»

   

                                     Работа с детьми

Приложение №5- Конспекты  непосредственно – образовательной деятельности

Приложение №6 – Программа клуба театральной студии «Капитошка»

Приложение №7 – Фотоотчет «Театральные этюды, игры, песенные импровизации»

Приложение №8 -  Театральная неделя. Выставка рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой»

Приложение №9 –«Сказкатерапия» (инновационная деятельность в работе с детьми по театрализованной деятельности)

Приложение №10- Театральные постановки детей (фотоотчет)

                                       Работа с родителями

Приложение №11 – Конспекты родительских собраний

Приложение №12 – Консультации для родителей

Приложение №13 – Круглый стол «Театральная мастерская» (фотоотчет)

Приложение №14 - Папки – передвижки

 Приложение№15–Детско-родительские праздники по театрализованной деятельности

Приложение №16 - Анкетирование «Любите ли Вы театр?»

Приложение №17 – Обобщение и распространение опытом

                                                                                             

Паспорт проекта

Вид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит:

- Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, к  различным  видам  театра, к  театральной  культуре.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год

Проблема

    «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и   его воплощении»

        JI.C. Выготский

    В старшей и подготовительной, к школе,  группах проводился опрос , было выявлено, что  современные, дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют чёрствость и равнодушие, их интересы ограничены, а игры однообразны. Имея недостаток наблюдательности, творческой выдумки, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Чтобы избежать это -  самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Актуальность данной проблемы

      Театр – это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр  позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, она помогает всесторонне развивать ребёнка.

Наш детский сад – дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования и коррекционную программу для детей, имеющих нарушения речи. Театрализованная деятельность для нас  - одно из средств развития всех психических процессов в воспитании, обучении и развитии детей.  Почему? Формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется  словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, совершенствуется  диалогическая и монологическая  речь, ее грамматический строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Коррекционно-развивающие игры, артикуляционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, игры на развитие интонационной выразительности, скороговорки на развитие дикции развивают все компоненты устной речи, произносительную сторону речи, связную речь. У дошкольников развивается литературная речь, они приобщаются к словесному искусству, происходит развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.  При  ознакомлении  с различными видами искусств расширяется кругозор детей,  развиваются интеллектуальные возможности.

Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, формируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность  позволяет ребенку решать личные проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо

персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Для передачи  выразительности исполнения просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства и выступлением перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Поэтому  приоритетным направлением коллектива нашего детского сада является организация театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

     Творческой группой нашего детского сада разработана авторская программа  по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр – творчество – дети». Программа разработана с учетом примерной основной программы, реализуемой в детском саду: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой);  Программа «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду.

     Программа определяет содержание, основные пути развития театрализованной деятельности в муниципальном образовательном учреждении и направлена на развитие театральных способностей детей, имеет большое значение для решения ряда социальных проблем.

 Цель проекта: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

 Задачи проекта:

- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

- Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.

- Учить детей различным средствам импровизации.

-  Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

- Развивать творческие способности при создании образов. -  Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

Направления работы с детьми  по театрализованной деятельности:

1.Формирование устойчивого интереса к театральной культуре.

2.Создание театрально – игровой деятельности, музыкально –творческого развития.

3.Освоение основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера.

4.Освоение художественно – речевой деятельности.

5 Работа над спектаклем.

Формы работы с детьми:

  • Беседа о театре и театральной студии;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровые упражнения;
  • Подвижные игры с элементами драматизации;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Театрализованные игры, песенные импровизации;
  • Воображаемые путешествия;
  • Проведение спектаклей;
  • Организация развивающих и творческих игровых занятий;
  • Организация совместных с родителями мероприятий;
  • Организация театральных вечеров с показом театрализованных представлений.

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

- драматизация детских литературных произведений;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;

- театрализованные игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.

Развивающая среда включает в себя:

 Различные виды театров;

 Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей;

 Костюмы для игр – драматизаций;

 Детская художественная литература и др.

Риски

Пути преодоления

Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации театрализованной деятельности

Организация и проведение педагогических советов, семинарах, консультаций, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Низкая познавательная активность детей

Для повышения познавательной активности детей и родителей провести в группе родительское собрание на тему: «Театр с детского сада»

Низкая заинтересованность родителей

Заинтересовать родителей, распределив среди них ответственных за выполнение отдельных направлений проекта. Привлечь к активному участию в проекте

Недостаток финансового обеспечения

Участие в конкурсах социально – значимых проектов. Привлечение и взаимодействие со спонсорами.

Этапы реализации проекта

Ι Подготовительный

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.

2. Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

3. Подборка речевых упражнений.

4.Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

Сентябрь

Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме.

Подобрана картотека театральных игр, упражнений на развитие средств образной выразительности (мимика, жесты, позы, пантомимика)

2.Определение системы, направлений, цели, задач по театрализованной деятельности в детском саду.

3.Формирование и создание условий для работы по театрализованной деятельности

Сентябрь

Создана предметно – развивающая среда

4.Разработка тестового материала по выявлению знаний детей.

5.Разработка тематических занятий по театрализованной деятельности.

6.Составление комплексно – тематического плана

Октябрь

Составлен комплексно – тематический план, подобран тестовый материал

7.Разработка дидактического материала по театрализованной деятельности

8. Изготовление папок:

«Театрализованная игра как способ обучения дошкольников», «Теневой театр для детей», «Домашний  театр», «27 марта Всемирный день театра», «Виды театров», «Театр и дети»

Октябрь – ноябрь

Определены направления работы

ΙΙ Практический

Работа с педагогами

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Консультации для педагогов:  «Организация работы по театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте», «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей детей детском саду», «Театральная игра как способ обучения дошкольников», «Театральная деятельность в детском саду», Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?», «Театральные куклы - как средство развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста», Работа театральной студии «Капитошка» (отчет), «Сказкотерапия как прием социально – крммуникативного развития дошкольников»

1 раз в месяц

Творческая направленность педагогов

2.Семинары – практикумы: Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» по театрализованной деятельности; «Театральный калейдоскоп»

3. Мастер – класс «Театр ложек своими руками»

Ноябрь

Декабрь

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа с детьми

Срок

Ожидаемые результаты

1.Проведение НОД по театрализованной деятельности: «Знакомство с театром», «Знакомство  с видами театров», «Волшебный мир театра», «У Солнышка в гостях», «Путешествие в мир театра», «Морозко», «Сказки вышли погулять», «Белоснежка и  семь гномов»,«Глазами всех цветов».

1 раз в месяц

Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Дети владеют средствами образной выразительности, импровизируют сценки, диалоги с использование музыки.

2.Работа театральной студии «Капитошка»

Сентябрь – май

- Созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- появился интерес к театральной культуре,

- дети имеют представление о различных видах театров, театральных жанрах;

- владеют  различными средствами импровизации;

- у детей развиты артистические  способности: умеют перевоплощаться в образы, импровизировать,

- возрос интерес к художественно – творческим способностям (изготовление декораций атрибутов, костюмов к театральным  куклам),

- вовлечены родители в воспитательно – образовательный процесс для совместной работы.

3.Ознакомление детей с видами театров:

Стендовые: теневой театр, фланелеграф,

Настольный: театр картинок, театр игрушек,  вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера, театр из кружек.

Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.

Напольный:  конусный,  театр марионеток, «Люди – куклы»

Январь

Дети различают виды театров, вовлечены к импровизациям с данными видами театров

4. Театральная неделя

1 день – «Здравствуй, сказка».

2 день – «Путешествие в страну любимых сказок» (выставка рисунков «Мой  любимый сказочный герой»).

3 день – «В гости к Самоделкину» (изготовление книжек – малышек).

4 день – «Сказочные превращения» (игры – импровизации).

5 день – «В гостях у сказки» (постановка сказки).

Февраль

- Дети различают виды сказок. - Понимают и объясняют смысл сказок.

- Через сказки дети научились владеть средствами образной выразительности.

- Выражают эмоциями характеры героев.

- Применяют полученные навыки в театрально – игровой деятельности.

5 « Сказкатерапия». Инновационная деятельность в работе с детьми по театрализованной деятельности

Март - апрель

При помощи планшета дети научились проявлять индивидуальные особенности, применять роль на себя, действовать самостоятельно от лица героя, умеют анализировать свои действия и действия других, умеют самостоятельно применять суждения к происходящим действиям.

6.Проведение театральных постановок с участием родителей: «Золотая  Осень», «Супермама», «По дорогам сказок», «День Матери», «Парад новогодних костюмов», «Театральная неделя», «Репка» на новый лад, «Лесное происшествие», «Вышли сказки погулять»

Ежегодно

Родители вовлечены в воспитательно- образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

7.Организовать наблюдение за детьми в сюжетно – ролевой игре «Мы идем в театр»

Май

- Дети обучены сюжетно – ролевой игре «мы идем в театр»,

- Умеют брать роли и легко с ними справляются,

- самостоятельно находят атрибуту к игре,

-  владеют средствами образной выразительности (мимика, жесты, пантомимика)

- умеют разыгрывать диалоги,

- сформированы навыки доброжелательного и уважительного отношения друг к другу

Работа с родителями

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Составить план педагогического сопровождения по театрализованной деятельности

Сентябрь

Педагогическое сопровождение родителей по театрализованной деятельности

2.Родительские собрания:

Раз в квартал

У родителей появился интерес к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

3.Провести консультации для родителей по вопросам:

В течение всего периода

Родители стали более компетентны в вопросе развития театрализованной деятельности детей

4.Круглый стол «Театральная мастерская»

Октябрь - ноябрь

Родители заинтересованы в изготовлении театральных кукол

5.Оформить папки - передвижки

В течение всего периода

Родители стали более компетентны в вопросе развития театрализованной деятельности детей

6. Разработать детско – родительские праздники по театрализованной деятельности

Ежегодно

- Проведены Дни открытых дверей

- Разработаны детско – родительские праздники с элементами театрализации:

- «Идем в театр»

- «Ждем Деда Мороза»

- «Праздники нашей семьи»

Обобщающий

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1.Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, музыкальный руководитель)

Ежегодно

-Нормализовалось коммуникативное общение,

- Повысилась познавательная мотивация у детей,

- Дети стали более раскрепощенные,

- Появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности,

- Речь стала более четкой, интонационно- выразительной,

- Дети стали чаще проявлять  песенные, танцевальные импровизации

2. Анкетирование родителей: «Любите ли Вы театр?»

Май

Выявлен уровень компетентности у родителей по театрализованной деятельности

3.Обобщение опыта по данной теме

2020 учебный год

Распространение опыта на районном конференции. для воспитателей старших групп

Результативность

1.У дошкольников развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.

2.Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

3.Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.

4.У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).

5.Дети стали лучше владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф , плоскостным , пальчиковым , настольным, би-ба-бо и др.) ;

6.Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями;

7.Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;

8.Родители и дети познакомились с историей театра, его видами;

9.В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам, видами театра, персонажами кукольного театра.

10.Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.

11.Дошкольники в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.

 Вывод

Проект «Театр глазами детей»  был направлен на создания интереса родителей и детей к театру и  позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.

 

Литература и ссылки на источник.

1.Т.Н.Доронова «Играем в театр», М.-2005,

2.Л.В.Куцакова «Воспитание ребёнка-дошкольника», М.-2003,

3.А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», М.-2003,

4.Н.Д.Сорокина «Играем в кукольный театр», М.-2006,

5.Т.И.Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.-2000,

6.О,А,Соломенникова «Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада», М.-2006,

7.«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-П.Детство-Пресс.2010,

8.Л.В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991,

9.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1981,

10.Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации, М.: 2006

11.Л.С.Фурмина. Возможность творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх: Монография / Под. ред. Н.А.Ветлучиной. М., 1972,

12.Д.Б.Эльконин. Психология игры. М.,1978,

13.А.П.Усова. Роль игры в воспитании детей / Под. ред. А.В.Запорожца. М., 1976,

14.В.И.Березкин. Искусство оформления спектакля.- М.,1986,

15.Л.П.Буева. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,1972,

16.Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991,

17.Ю.В.Колчеев, Н.И. Колчеева. Театрализованные игры в школе. М.,2000,

18.А.Д.Понсов. Конструкции и технология изготовления театральных декораций.- М.,1988,

19.В.Ф.Рындин. Как создается художественное оформление спектакля.- М.,1962,

20.Э.Т.Чурилова. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.,2001.

21. Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков» Пособие для музыкальных руководителей, с.30.

22. О.Н. Анцыпирович,  О.Н.Зыль «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраст.» , с.22.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·                   Создать условия ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ ИДЕМ В ТЕАТР!»

Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.                                  ...

Краткосрочный проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный мир театра»

Информационно-творческий проект в старшей группе    Тема проекта: «Волшебный мир театра».Тип проекта: краткосрочный, групповой дети 5-6 лет, коллективный.Вид проекта: и...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательный мир театра»

Проект «Увлекательный мир театра» адресован детям старшего дошкольного возраста. Технология проекта является актуальным методом воспитательно - образовательной работы на современном этапе ...