Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Трубицына Алла Владимировна

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Трубицына Алла Владимировна

Воспитатель 1 категории МАДОУ детский сад №4 «Цветик-семицветик» г.Можга.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.

Качественной характеристикой речи является выразительность в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.

Согласно федеральным государственным стандартам, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. А самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации – унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях.

Помочь повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста может театрализованная деятельность. Данный вид деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип  обучения: учить играя.

В федеральном законе «Об образовании в РФ (от 29.12.12 №273-ФЗ,) в  ст.3 п.7 главный акцент ставится на «свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания», а в п.6 подчеркивается «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Соответственно театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, (в том числе в  соответствие с ФГС) в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

На сегодняшний день разработан ряд программ по организации театрализованной деятельности с дошкольниками: Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович,  Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой, Театрализованные игры в детском саду - авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой, и др.

Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Цель: формирование выразительности речи у старших дошкольников, посредством театрализованной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования выразительности речи старших дошкольников.

Предмет использование театрализованной деятельности как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников.

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и.д.)

3. Приобщать детей к театрально-исполнительской деятельности.

4. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития коммуникативных способностей детей.

Гипотеза:  театрализованная деятельность поможет  решить одну из важнейших задач – развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

База исследования: МАДОУ детский сад №4 города Можги.

Для того, чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие выразительности речи, была проведена диагностика. Основой для диагностики послужила методика Лазаренко О.И.  Обследовались: темп и ритм речи, умение изменять высоту голоса, интонационная выразительность.

В исследовании приняли участие дети старшей группы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

48% детей не умеют регулировать темп и ритм голоса, 36 % детей не могут изменять высоту и силу голоса, почти у половины детей речь интонационно не выразительна.

В соответствии с выявленными проблемами, сформулированы задачи по работе с детьми:

1. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).

2. Развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.

3. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма (как пропедевтика к восприятию и развитию интонационной выразительности, предпосылка для усвоения логического ударения, правильного членения фразы).

4. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении; жестах мимике (как невербальных средствах оформления речевого высказывания).

5. Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.

 Работа проводилась в режимные моменты в соответствии с циклограммой календарного планирования.

План организации театрализованной деятельности соответствует тематике локальных проектов.

Важным условием реализации составленного плана является правильно организованная  предметно-пространственная среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности. 

Работа по развитию выразительности речи организована в два этапа:

 - формирование навыков восприятия интонации,

 - формирование навыков её использования в собственной речи.

Исходя из вышесказанного последовательность работы с детьми  в течение недели следующая:

  1. Восприятие роли. Работа над текстом.  Цель: Восприятие интонации.
  2. Работа над ролью.  (В процессе игр и игровых упражнений  по развитию выразительности речи). Цель: формирование навыка использования интонации в собственной речи.
  3. Заключительный этап. Непосредственно театрализованная деятельность.

Работа над текстом проходит в процессе: чтения или рассказывания произведения детям, просмотра мультипликационного фильма.

В течение недели в процессе совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов проводятся игры и упражнения для развития мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции, для усвоения логического ударения, правильного членения фразы, по формированию представлений об интонационных средствах выразительности речи.

На данном этапе также используются следующие приемы формирования выразительности речи:

-речевой образец (произносится подчеркнуто четко, громко, неторопливо);

- повторение (практикуется индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое) ;

- указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата) ;

- словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет? »), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяются следующие упражнения:

- упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ;

- упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ;

- упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .

Логическое ударение – выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому привлекается внимание детей к смыслу каждой фразы в инсценировках, стихотворениях, пословицах. При затруднении оказывается помощь в виде наводящих вопросов.

Для развития темпа речи закрепляются с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, скороговорки, предлагается детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).

Также используются подвижные игры с изменением темпа речи и движений («Карусели», «Барабанщики»), заучиваются стихотворения, в сюжете которых заложено изменение темпа речи. В совместной деятельности используются речевые игры на развитие артикуляции и правильного дыхания. Тембр голоса передает эмоции человека, это эмоциональная окраска голоса, его повышение или понижение, усиление или ослабление звучания, поэтому основа работы над тембром – работа над развитием эмоций. С целью развития эмоций используются игры «Мама и детеныши», «Большой – маленький», «Облака», «Школа зверей» и др.

Также понимать и проявлять определенные эмоциональные состояния помогают дидактические игры из серии «Азбука эмоций»: «Ребята с нашего двора» и «Зоопарк настроений», игры «Звукорежиссер», «Прочитай письмо». Проходит заучивание с детьми пословиц и поговорок об эмоциях человека и стихотворения, в которых отражены полярные эмоции. В качестве наглядного материала используются пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц.

Кроме того, являются эффективными творческие игры на развитие выразительности движений, раскованности и произвольности, а также игры и упражнения на развитие пластики и жестов. Велика роль пальчиковых игр, «пальчикового театра», которые планирую ежедневно.

Все вышеперечисленные материалы оформлены в виде картотек, что облегчает ежедневное планирование и работу с детьми.

Самый ответственный – это заключительный этап, дающий промежуточную оценку проводимой работы. Еженедельные спектакли по пятницам с детьми проходят в групповой комнате во второй половине, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в месяц , а также может быть приурочена к определенным праздникам.

Таким образом, систематизированная работа над выразительностью речи показала результаты на итоговой диагностике детей:

- более, чем на 40%  улучшились показатели по умению регулировать ритм голоса и выделять ударный слог;

- на 25 % увеличилось количество детей, в группе умеющих регулировать темп голоса и произвольно использовать в речи разные интонации.

На данный момент дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.

ПЕРСПЕКТИВА

  1. Составить план по формированию интонационной выразительности для детей всех возрастных групп  дошкольного возраста.
  2. Организовать заседания семейного клуба на тему «Учимся говорить выразительно».
  3. Организовать обмен опытом с педагогами на уровне детского сада и города по вопросу развития выразительности речи у старших дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника. – М.: Академ А, 1997. – 400 с.
  3.  Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997.- 375 с .
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с .
  6.  Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-191 с.
  7. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  8.  Павалаки И.Ф. «Темпо - ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
  9.  Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
  10.  Сорокина Н.Ф., Л. Г. Миланович. Играем в кукольный театр. ( Программа "Театр-Творчество -Дети". – М: Арти, 2004 – 207 с
  11.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
  12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988 – 64 с.
  13.  Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
  14.  Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика-Синтез. 2013 – 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами  техник живописи...

Методическая разработка консультации для воспитателей ДОО "Интонационная выразительность речи и приёмы её формирования у детей старшего дошкольного возраста "

В детском саду уделяется большое внимание речевому развитию  дошкольников. Педагогами ведётся целенаправленная работа по формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, разви...

Проект по развитию театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Театр глазами детей»

Паспорт проектаВид проекта:  информационно-творческий, познавательно-игровой.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидае...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"

Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит....