Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Трубицына Алла Владимировна
Воспитатель 1 категории МАДОУ детский сад №4 «Цветик-семицветик» г.Можга.
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы - педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
Качественной характеристикой речи является выразительность в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности.
Согласно федеральным государственным стандартам, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. А самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру
Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации – унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях.
Помочь повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста может театрализованная деятельность. Данный вид деятельности является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В федеральном законе «Об образовании в РФ (от 29.12.12 №273-ФЗ,) в ст.3 п.7 главный акцент ставится на «свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания», а в п.6 подчеркивается «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Соответственно театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, (в том числе в соответствие с ФГС) в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
На сегодняшний день разработан ряд программ по организации театрализованной деятельности с дошкольниками: Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой, Театрализованные игры в детском саду - авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой, и др.
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Цель: формирование выразительности речи у старших дошкольников, посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи старших дошкольников.
Предмет использование театрализованной деятельности как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников.
2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и.д.)
3. Приобщать детей к театрально-исполнительской деятельности.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития коммуникативных способностей детей.
Гипотеза: театрализованная деятельность поможет решить одну из важнейших задач – развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
База исследования: МАДОУ детский сад №4 города Можги.
Для того, чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие выразительности речи, была проведена диагностика. Основой для диагностики послужила методика Лазаренко О.И. Обследовались: темп и ритм речи, умение изменять высоту голоса, интонационная выразительность.
В исследовании приняли участие дети старшей группы.
При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
48% детей не умеют регулировать темп и ритм голоса, 36 % детей не могут изменять высоту и силу голоса, почти у половины детей речь интонационно не выразительна.
В соответствии с выявленными проблемами, сформулированы задачи по работе с детьми:
1. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).
2. Развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.
3. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма (как пропедевтика к восприятию и развитию интонационной выразительности, предпосылка для усвоения логического ударения, правильного членения фразы).
4. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении; жестах мимике (как невербальных средствах оформления речевого высказывания).
5. Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.
Работа проводилась в режимные моменты в соответствии с циклограммой календарного планирования.
План организации театрализованной деятельности соответствует тематике локальных проектов.
Важным условием реализации составленного плана является правильно организованная предметно-пространственная среда. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.
Работа по развитию выразительности речи организована в два этапа:
- формирование навыков восприятия интонации,
- формирование навыков её использования в собственной речи.
Исходя из вышесказанного последовательность работы с детьми в течение недели следующая:
- Восприятие роли. Работа над текстом. Цель: Восприятие интонации.
- Работа над ролью. (В процессе игр и игровых упражнений по развитию выразительности речи). Цель: формирование навыка использования интонации в собственной речи.
- Заключительный этап. Непосредственно театрализованная деятельность.
Работа над текстом проходит в процессе: чтения или рассказывания произведения детям, просмотра мультипликационного фильма.
В течение недели в процессе совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов проводятся игры и упражнения для развития мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции, для усвоения логического ударения, правильного членения фразы, по формированию представлений об интонационных средствах выразительности речи.
На данном этапе также используются следующие приемы формирования выразительности речи:
-речевой образец (произносится подчеркнуто четко, громко, неторопливо);
- повторение (практикуется индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое) ;
- указания (разъясняю детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата) ;
- словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).
В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет? »), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией применяются следующие упражнения:
- упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ;
- упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ;
- упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .
Логическое ударение – выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому привлекается внимание детей к смыслу каждой фразы в инсценировках, стихотворениях, пословицах. При затруднении оказывается помощь в виде наводящих вопросов.
Для развития темпа речи закрепляются с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала используются потешки, поговорки, скороговорки, предлагается детям выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст (при ускорении речи ускоряются и движения).
Также используются подвижные игры с изменением темпа речи и движений («Карусели», «Барабанщики»), заучиваются стихотворения, в сюжете которых заложено изменение темпа речи. В совместной деятельности используются речевые игры на развитие артикуляции и правильного дыхания. Тембр голоса передает эмоции человека, это эмоциональная окраска голоса, его повышение или понижение, усиление или ослабление звучания, поэтому основа работы над тембром – работа над развитием эмоций. С целью развития эмоций используются игры «Мама и детеныши», «Большой – маленький», «Облака», «Школа зверей» и др.
Также понимать и проявлять определенные эмоциональные состояния помогают дидактические игры из серии «Азбука эмоций»: «Ребята с нашего двора» и «Зоопарк настроений», игры «Звукорежиссер», «Прочитай письмо». Проходит заучивание с детьми пословиц и поговорок об эмоциях человека и стихотворения, в которых отражены полярные эмоции. В качестве наглядного материала используются пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц.
Кроме того, являются эффективными творческие игры на развитие выразительности движений, раскованности и произвольности, а также игры и упражнения на развитие пластики и жестов. Велика роль пальчиковых игр, «пальчикового театра», которые планирую ежедневно.
Все вышеперечисленные материалы оформлены в виде картотек, что облегчает ежедневное планирование и работу с детьми.
Самый ответственный – это заключительный этап, дающий промежуточную оценку проводимой работы. Еженедельные спектакли по пятницам с детьми проходят в групповой комнате во второй половине, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в месяц , а также может быть приурочена к определенным праздникам.
Таким образом, систематизированная работа над выразительностью речи показала результаты на итоговой диагностике детей:
- более, чем на 40% улучшились показатели по умению регулировать ритм голоса и выделять ударный слог;
- на 25 % увеличилось количество детей, в группе умеющих регулировать темп голоса и произвольно использовать в речи разные интонации.
На данный момент дошкольники с помощью выразительной речи ярче проявляют себя в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализованной, игровой и художественной. Выразительность речи повлияла не только на формирование их речи, но и способствовало развитию таких качеств личности как открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Оказало широкое влияние на коммуникативную культуру, взаимоотношения с окружающими.
ПЕРСПЕКТИВА
- Составить план по формированию интонационной выразительности для детей всех возрастных групп дошкольного возраста.
- Организовать заседания семейного клуба на тему «Учимся говорить выразительно».
- Организовать обмен опытом с педагогами на уровне детского сада и города по вопросу развития выразительности речи у старших дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника. – М.: Академ А, 1997. – 400 с.
- Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997.- 375 с .
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с .
- Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-191 с.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
- Павалаки И.Ф. «Темпо - ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
- Сорокина Н.Ф., Л. Г. Миланович. Играем в кукольный театр. ( Программа "Театр-Творчество -Дети". – М: Арти, 2004 – 207 с
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988 – 64 с.
- Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
- Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика-Синтез. 2013 – 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...
Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами техник живописи...
Методическая разработка консультации для воспитателей ДОО "Интонационная выразительность речи и приёмы её формирования у детей старшего дошкольного возраста "
В детском саду уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников. Педагогами ведётся целенаправленная работа по формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, разви...
Опыт работы "Развитие речи посредствам театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.
Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....
"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"
Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит....
Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...