Театрализованная деятельность для дошкольников с ЗПР в старшей группе детского сада.
материал (старшая группа)

Наумова Татьяна Александровна

Значимости театральной деятельности для детей с ЗПР в старшей группе детского сада: Развитие эмоциональной стороны личности детей с ЗПР в процессе тесного знакомства с эмоциями, настроениями персонажей, а также по мере освоения методов выражения чувств и осознания причин тех или иных настроений Развитие речи в процессе совершенствования диалогов, освоения приемов речевой выразительности Развитие способности к самовыражению и реализации собственного потенциала посредством приемов театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon teatr2.pdf1.47 МБ
Файл doklad.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.СЛАЙД Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Театр в детском саду – не просто приятная игра для детей, это достаточно продуктивное средство коррекции и развития.

2 СЛАЙД Значение и специфика театральной деятельности для детей с ЗПР в старшей группе детского сада         заключается в : 

  • Развитие эмоциональной стороны личности детей с ЗПР в процессе знакомства с эмоциями, настроениями персонажей
  • Развитие речи в процессе совершенствования диалогов, освоения приемов речевой выразительности
  • Развитие способности к самовыражению и реализации собственного потенциала посредством приемов театрализованной деятельности.

Отметим одну особенность: удетей  с ЗПР доминирующим является наглядно-действенный образ мышления и доминирует проблема передачи детьми обобщенных эмоциональных состояний образов. По данной причине коллективная работа с привлечением всех ребят и воспитателей-педагогов – крайне важно

3 СЛАЙД  Театральная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются в процессе организованного обучения. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. В процессе общения дети преодолевают излишнюю стеснительность, учатся правильно излагать свои мысли.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральная деятельность - один из самых доступных видов искусства для детей с ЗПР, помогающий решать следующие задачи:

  • Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.
  • Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
  • Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.
  • Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

4 СЛАЙД

Виды театрализованной деятельности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

5 СЛАЙД   Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  • магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

6 СЛАЙД  Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть: СЛАЙД 7

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

8 СЛАЙД  Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.

8. СЛАЙД  Верховой театр

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

9 СЛАЙД Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями.

10 СЛАЙД  Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

  • пересказать сказку;
  • разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

11 СЛАЙД  В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игр-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.  Репертуар в старшей группе ЗПР см.

12 СЛАЙД смотри на проектор

13 СЛАЙД  Коррекционно-педагогической работы по театрализованной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР  происходит в несколько этапов.

Этап №1 включает в себя дыхательные и артикуляционные упражнения-игры, работу над интонацией и тембром голоса

  1. Расслабление мышц речевого аппарата, формирование правильного дыхания.
    На занятиях воспитатель может использовать следующие дыхательные упражнения: «В саду», «Лисичка в саду», «Насос», «Заблудился ослик»
  2. Развитие речевого аппарата – поработать над подвижностью губ и языка («Разбудим язычок». «Заблудился ослик»)
  3. Работа над интонацией и тембром голоса: цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи. Различная окраска голоса поможет ребенку заговорить, как волк, мышка, чайник, медвежонок, дождик. Воспитатель может использовать такое упражнение – «Как хочу, так и говорю»
  4. Предварительное разучивание текстов.

На этом этапе работают логопед, воспитатель и муз.руководитель.

14 СЛАЙД Этап №2 предполагает использование этюдов на выражение основных эмоций(работа над воображением, перевоплощением в заданного персонажа). Такой метод используется как элемент занятий по развитию речи, проводимых логопедом; на музыкальных занятиях, проводимых музыкальным руководителем; на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, проводимым воспитателем.

Театральная разминка включает различные игры и этюды на развитие мимики (игра «Битва», игра «Нарисуй портрет», упражнение «Кривляки», «Куда мы попали?», упражнение «Такая разная музыка»

Этап №3 включает этюды на воспроизведение черт характера. Здесь воспитанники учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Так, в эпизодах «Страшный зверь», «Коршун и наседка» через мимику, жест и позу воспитанники передают некоторые особенности характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость); через «Волшебное колечко» передаются другие чувства, например, добро, зло, справедливость

Такой метод используется как элемент занятий по развитию речи, проводимых логопедом, воспитателем; на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель; на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, проводимых воспитателем.
Продолжительность – около 5-10 мин.

Этап №4 включает игры на развитие внимания и памяти. Они развивают умение быстро сосредоточиться, активизируют память и наблюдательность. В игре «Художник» ребенок принимает на себя роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет
Упражнения используются как элементы занятий по развитию речи, проводимых
воспитателем, учителем- дефектологом. Продолжительность упражнений на занятиях – около 5-10 мин.

Этап №5 предполагает использование этюдов на выразительность жестов. Целью данного упражнения является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и корректности использования жестов С помощью языка выразительных движений можно показать свое настроение, эмоции, характер, профессию, занятие.
Пантомимика – это выразительные движения, язык тела. Проводятся  логопедом, воспитателем; музыкальным руководителем; педагогом-дефектологом.

Этап №6 включают ролевые игры с использованием костюмов, реквизита, масок и кукол. В процессе данного этапа развивается творческое воображение, а также другие качества: фантазия, коммуникативные навыки. Воспитанники вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

Методика активно используются как элемент занятий по развитию речи, проводимых воспитателем.

В нее входят следующие игры: игра «Жмурки» с использованием масок; игра «Организуем всеобщий театр».

Подводя итог, отметим, что воспитанники с задержками психического развития сталкиваются с проблемами эмоционального общения, не могут называть нейтральных эмоций, которые изображены на иллюстрациях. Это и обуславливает необходимость проведения с данной категорией детей коррекционно-педагогической работы по формированию общения в театрализованных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект по совместной изобразительной деятельности детей и их родителей в старшей группе детского сада Тема: «Вот моя рука – в ней моя семья».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 49 Колпинского районаСанкт-Петербурга.  Конспект  по совместной изобразительн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка  в лесу»Инте...

«Психологическое обследование дошкольников с ТНР, посещающих старшую группу детского сада»

Психологическое  обследование  дошкольников с ТНР является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей.  Его результаты рассматриваются в совокупности с другими ...

конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность.Тема Путешествие по сказкам.в средней группе детского сада

развитие речи детей имеет огромное значение,в последнее время родители стали меньше читать детям.Театрализованная деятельность помогает детя развиваться творчески,раскрепощаться застенчивым ималоактив...