Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3att_konspekt_ramazanovoy_ash.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по позновательно-речевому развитию детей
п.г.т. Федоровский Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(«Познание» и «Коммуникация»)
для проведения процедуры аттестации
на 1 квалификационную категорию
Тема: Передача «Удивительные животные».
Рамазанова Альфира Шамиловна
воспитатель
п.г.т. Федоровский, Сургутский район, ХМАО – Югра
2012 год
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», гимнастика для глаз «Крошка Енот», физминутка «Лисонька - лиса», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: аудиозапись (из мультипликационного фильма «Крошка Енот) сл.: М.Пляцковского, муз.: В.Шаинского, «Голоса леса» П.И.Чайковский, аудиосопровождение.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Удивительные истории» Л.Е.Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б Егорова.
Интернет ресурсы:
1. http://ds82.ru/doshkolnik/4480-.html
2. http://viki.rdf.ru/item/1497/
3. http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие?
Дети: Животные.
В: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны? В путь!
Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя:
- Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре).
Основная часть:
Беседа с просмотром презентации
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?
(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т.д.)
В.: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами).
(Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: где живут домашние животные? Где живут дикие животные?).
В.: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
- Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением:
В: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.
(Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.)
Беседа с использованием схем:
В.: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним, как называется жилище некоторых животных?
(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк- логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога и т.п.)
- Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.
(Педагог выставляет схему, обозначающую цвет.)
Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?
(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)
Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись).
В.: А сейчас – живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).
Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).
Составление рассказов по схемам:
В.: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. Эта схема подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров).
(Далее педагог выставляет еще одну схему.)
В.: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.
В.: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д.? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующая схема:
(Далее педагог выставляет еще схему.)
Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)
Физкультминутка «Лисонька-лиса» с музыкальным сопровождением (ТСО- аудиозапись)
В.: А сейчас мы отправимся в путешествие к лисице в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь,
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина)
(Педагог просит детей занять свои места)
Игра «Расскажи о себе»
В.: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, каждый из вас озвучит кадры, представит себя каким-либо животным и расскажет о себе с помощью схем.
(Каждый ребенок берет карточку с изображением животного)
Рассказывать о животных вы будете по двое: один – о диком, а второй – о домашнем сравним их.
Педагог задает по два вопроса:
- Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)
- Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
- В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
- Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)
- Это животное стало первым другом человека. (Собака)
- У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к схемам. Педагог спрашивает, кто из них начнет первым, предлагает использовать в речи следующую конструкцию высказывания: "У меня..., а у меня...".
Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни»: вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)
В: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты. Растущих вдоль забора. (2-3р.).
Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:
Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.
«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»– заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где ? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.
Игра «Наш театр» - рассказывание на заданную тему с игрушками театра би-ба-бо:
Педагог предлагает детям игрушки для театра би-ба-бо. Дети составляют творческие рассказы на заданную тему.
Заключительная часть:
(Выслушав рассказы детей, подводится итог)
Игра «Посмотри и скажи»
В.: Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране)
- не умеют строить себе жилье,
-самостоятельно добывать для себя пищу,
-защищаться от врагов.
И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
В.: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
В.: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).
- Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные», а вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.
Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город".Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элем...
"В гостях у сказки" (конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе детского сада по программе "Радуга")
Интегрированное итоговое занятие по математике в старшей группе по программе "Радуга". Конспект составлен и оформлен согласно правилам аттестации педагогов на 2014 год....
План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада на тему: «В поисках сюрприза».
План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...
Конспект образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада «Наша улица»
Содержание проекта: Проблема: «Как избежать опасностей на улице»Игровая мотивация: Поможем Маше понять, что такое «улица»?Цель: формирование осо...
План образовательной деятельности за январь в старшей группе детского сада по программе "Мир открытий" Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
ПЛАН - ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 7 Месяц: ЯнварьГруппа:...