«Психологическое обследование дошкольников с ТНР, посещающих старшую группу детского сада»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Психологическое обследование дошкольников с ТНР является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Для оценки психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится психологическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_psihologicheskoe_obsledovanie_rebenka_s_tnr.docx | 780.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6 г. Шебекино Белгородской области»
Мастер – класс на тему:
«Психологическое обследование дошкольников с ТНР,
посещающих старшую группу детского сада»
Подготовила
педагог- психолог
Голобородько Т.В.
Шебекино 2021
- Теоретическая часть
Психологическое обследование дошкольников с ТНР является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Для оценки психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится психологическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологического обследования является определение уровня речевого развития и состояния интеллекта детей с ТНР.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста.
Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Основные направления психологической диагностики
Начинаю я диагностическое обследование с анализа следующих моментов:
- внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
- контактность;
- проявление инициативы;
- усидчивость (или расторможенность)
- интерес к обследованию;
- работоспособность и темп.
Познавательная сфера
- Мышление.
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
- Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
- Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
- Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера
- Эмоциональный комфорт в детском саду.
- Личностная и волевая готовность к школе.
- Симптомы психосоматики.
- Повышенная тревожность.
- Проявления агрессивности.
- Страхи.
Коммуникативная сфера.
- Статус в группе.
- Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
На основании данных психологической диагностики составляю индивидуальную карту психологического развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы (Приложение 1).
В качестве источников диагностического инструментария использую научно-практические разработки психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 5-6 лет по методике Е.А. Стребелевой. ( Приложение 2);
Павлова Н.Н, РуденкоЛ.Г. Экспресс-диагностика в детском саду (Приложение 3).
По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
При этом использую такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ТНР.
- Практическая часть
Вашему вниманию представляю индивидуальную карту психологического развития, в которую я вписываю общие сведения о ребенке и о его уровне сформированности развития познавательных процессов. Также использую для психологического обследование детей 5-6 лет методику Е.А. Стребелевой. Для проведения обследования предлагаю следующие задания:
-Включение в ряд (методика А. А. Венгер);
-Коробка форм;
-Построй из палочек (лесенка);
- Сложи разрезную картинку;
- Сгруппируй картинки (по цвету и форме);
- Количественные представления и счет;
- Сравни (сюжетные картинки «Летом»);
-Найди время года;
- Нарисуй целое;
-Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»)
По результатам обследования данные заносятся в таблицу.
С интересом дети выполняют задания по экспресс-диагностики в детском саду Павлова Н.Н, РуденкоЛ.Г., с помощью этой диагностики выявляется личностная сфера ребенка, т.е. его самооценка; общая осведомленность, а также определяется уровень развития психических процессов. Все данные заносятся в таблицу.
Приложение 1
Индивидуальная карта психологического развития ребенка
____________2021г
Ф.И. ребенка______________________________группа_________________________
1. Общие сведения о ребенке_______________________________________________
Общее физическое развитие_________________________________________________
Состояние здоровья________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.Состав и особенности семьи_______________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Особенности жизни ребенка в семье_________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Особенности игровой деятельности__________________________________________
__________________________________________________________________________
4.Работоспособность________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Сформированность социально-бытовой ориентировки__________________________
__________________________________________________________________________
Общая и тонкая моторика____________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Познавательные процессы:
Сенсорное развитие_________________________________________________________
__________________________________________________________________________ Внимание_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Память____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Мышление________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Восприятие________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Речь______________________________________________________________________
Сформированность представления о пространственно- временных отношениях__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологическое заключение_______________________________________________ ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коррекционная работа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог- психолог Голобородько Т.В.
Приложение 2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ по методике Е.А. Стребелевой.
Для проведения обследования предлагаются следующие задания:
№ п/п | Наименование задания | ||
1 | Включение в ряд (методика А. А. Венгер) | ||
2 | Коробка форм | ||
3 | Построй из палочек (лесенка) | ||
4 | Сложи разрезную картинку (из четырех частей) | ||
5 | Сгруппируй картинки (по цвету и форме) | ||
6 | Количественные представления и счет | ||
7 | Сравни (сюжетные картинки «Летом») | ||
8 | Найди время года | ||
9 | Нарисуй целое | ||
10 | Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика > | о |
1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер).
Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.
Проведение обследования: взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и собирая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимание на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.
Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины), взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он
предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.
2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.
Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезями — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей
Проведение обследования: на стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.
Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.
Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ребенком, используя практическую ориентировку — целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка). Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.
4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 31, 32.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
5. СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ (по цвету и форме). Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).
Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники и прямоугольники четырех цветов — красные, синие, зеленые, желтые).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 33—56.
Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объекты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники — всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит положить ее правильно. Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот» (указывая жестом по очереди на все ряды).
Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания — группировку по форме. Взрослый говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребенку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяснить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот».
Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три вида помощи.
Первый вид помощи: взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре карточки.
Второй вид помощи: если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый молча передвигает их в соответствии с образцами. Так выкладывают восемь штук.
Третий вид помощи: взрослый вычленяет принцип группировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда — все желтые». И т. д.
Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т. е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задания (принцип группировки по цвету); умение работать по образцу; умение переключаться с одного принципа группировки на другой; умение словесно объяснить принцип группировки.
6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).
Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования.
Первый вариант: перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»
Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).
Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а остальные — синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводится обучение.
Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи.
7. СРАВНИ (сюжетные картинки «Летом»). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.
Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, недалеко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое растаяло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 57, 58.
Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, затем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рассказать о различиях.
Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание целостной ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?»
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; понимание ребенком ситуации и событий, изображенных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.
8. НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА. Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.
9. НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.
Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка — неваляшка (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).
Наглядный материал: набор № 1, рис. 63, 64.
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком части разрезной картинки с изображением неваляшки и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.
Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение нарисовать предмет по разрезной картинке; анализ рисунка; обучаемость, результат.
10. РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщатьсвой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).
Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта. На первой картинке — мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй — он умывается; на третьей — сидит на стуле и одевается; на четвертой — одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Наглядный материал: набор № 1, рис. 65—68.
Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».
Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый покалывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?» Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД.
- балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.
- балла — ребенок «принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.
- балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.
2. КОРОБКА ФОРМ.
- балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия плои; после обучения пользуется методом перебора вариантов.
- балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после научения пользуется методом целенаправленных проб.
- балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения.
3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.
- балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает палочки без учета образа; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.
- балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести конструкцию по памяти.
4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.
- балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
- балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.
- балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием.
5. СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ.
- балл — ребенок не принимает задание; не ориентируется в его условии (размахивает карточкой, бросает ее); в процессе обучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет; после оказания третьего вида помощи начинает ориентироваться на образец; вторую часть задания (группировку по форме) не выполняет.
- балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи; не может обобщить принцип группировки в речевом плане.
- балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; самостоятельно вычленяет принцип группировки.
6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.
- балл — ребенок действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак.
- балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает.
- балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек.
- балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в пределах пяти; выполняет счетные операции по представлению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти.
7. СРАВНИ.
- балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно; не может решать задачи в наглядно-образном плане; не воспринимает сюжет, изображенный на картинке.
- балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие; основной сюжет изображенного не понимает; не воспринимает ситуацию в динамике; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно.
- балла — ребенок принимает задание; самостоятельно может понять целостность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках.
8. НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.
- балл — ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.
- балла — ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета.
3 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета.
4 балла — ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; может объяснить выбор определенного времени года.
9. НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ.
- балл — ребенок не принимает задание; в условиях изучения действует неадекватно.
- балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может; после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, по получаются только элементы предмета (неваляшки).
- балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складывания картинки рисует предмет.
- балла — ребенок принимает задание; может нарисовать предмет по разрезной картинке; рисует с интересом.
10. РАССКАЖИ.
1 балл — ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.
- балла — ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.
- балла — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.
- балла — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.
Таблица
Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 5-6 лет
по методике Е.А. Стребелевой
Дата обследования «__» __2021 Группа __________________________
Ф.И. ребенка _____________________________________________________
Дата рождения _______________ Возраст ___ лет ________ месяцев
Контактность ______________________________________________________
№ | Наименование задания | Балл | Примечания |
1 | Включение в ряд (матрешка) | ||
2 | Коробка форм | ||
3 | Построй из палочек | ||
4 | Сложи разрезную картинку(4 части) | Зрит.ориент., практич.примерив., по образцу, по показу, не справ, отказ | |
5 | Сгруппируй картинки по цвету и форме | ||
6 | Количественные представления и счет | Прямой до __. Обратный с ___. Задачи в уме в пределах 3, 5, __. Логич.задачи | |
7 | Сравни (сюжетные картинки «Летом») | ||
8 | Представление о временах года | Весна, лето, осень, зима. Признаки. Смена времен года. Узнавание времен на картинках | |
9 | Нарисуй целое («Неваляшка») | ||
10 | Расскажи (серия сюжетных картинок) | ||
Всего баллов: | |||
Группа: |
Особенности поведения и развития: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог- психолог Голобородько Т.В.
Приложение 3
Экспресс-диагностика в детском саду (Павлова Н.Н, РуденкоЛ.Г.)
для детей 5-6 лет
1. Личностная сфера
Субтест 1. «Лесенка» (самооценка) (Приложение I) Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель[1]? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
- Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой
нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
• Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
В Протоколе указывается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье; а также отказ ребенка от выполнения задания.
2. Общая осведомленность
Субтест 2. «Нелепицы» (Приложение 2)
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, психолог может оказать ему помощь, задав следующие вопросы:
- Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?
- Где и как растет морковка, редиска? И т.п.
- Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
- Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью психолога (один-два вопроса) — 1 балл.
- Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.
В Протоколе фиксируется, все ли нелепые ситуации смог найти ребенок, и заданные психологом вопросы; в разделе «Примечания» фиксируются трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценивается словарный запас.
Субтест 3. «Времена года» (Приложение 3)
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
- Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
- Ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает картинки, — 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, какое время года вызывает затруднение. В разделе «Примечания» отмечается активный словарный запас, точность передачи признаков времен года.
3. Развитие психических процессов
Субтест 4. «Найди такую же картинку» (внимание)
(Приложение 4)
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают лист с рисунками. Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
В Протоколе отмечается правильность выбора («+» или «—»).
Субтест 5. «10 предметов» (память) (Приложение 5)
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
- Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, сколько предметов запомнил ребенок (предварительно ставятся «+» или «—»).
Субтест 6. «Найди "семью"» (мышление) (Приложения 6.1; 6.2)
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются пол ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (ведущий берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Критерии оценки
- Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи психолога переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
- Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь психолога — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, верно или неверно названы обобщающие слова («+» или «—»), а в Примечаниях — какая помощь психолога была использована.
Субтест 7. «Рыбка» (мышление)(Приложения 7.1, 7.2)
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 7 балла.
- Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания» отмечается знание геометрических фигур и цвета.
Субтест 8. «Рисунок человека» Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.
лова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования, в разделе «Примечания» делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.
Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)
(Приложение 8)
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
- Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
- Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.
В Протоколе фиксируется, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в Примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи.
С у б т е с т 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)
(Приложение 9)
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Процедура проведения. Ребенку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он сделал, чтобы сложить картинку.
Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)
(Приложение 10)
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, подсчитывается их количество. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций.
Оценка результатов
Высокий уровень — 16—20 баллов. Средний уровень — 10—15 баллов. Низкий уровень — 0—9 баллов
Субтест 1
Лесенка
Приложение 2
Субтест 2
Нелепицы
Приложение 3
Субтест 3
Времена года
Приложение 4
Субтест 4
Найди такую же картинку
Приложение 5
Субтест 5
10 предметов
Приложение 6.1
Субтест 6
Найди «семью»
Приложение 6.2
Субтест 6
Найди «семью»
Приложение 7.1
Субтест 7
Рыбка
Приложение 7.2
Субтест 7
Рыбка
Приложение 8
Субтест 9
Последовательные картинки
Приложение 9
Субтест 10
Разрезные картинки
Приложение 10
Субтест 11
На что это похоже?
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Старшая группа
Дата____________________ Группа________________________
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения__________________________ Возраст______________________________________
Вопросы для беседы
1. Как тебя зовут? Назови свое имя, отчество, фамилию ____________________________________
2. Сколько тебе лет? ____________ Когда ты родился?______________________________________
3. С кем вместе ты живет? Назови членов твоей семьи______________________________________
4. Как зовут маму? _____________________________________________________________________
Кем и где она работает?_________________________________________________________________
5. Как зовут папу?_____________________________________________________________________
Кем и где он работает? _________________________________________________________________
6. Назови свой домашний адрес. Где ты живешь?___________________________________________
7. Кем ты хочет быть, когда вырастешь? __________________________________________________
8. Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________
9. Какие части суток ты знаешь?___________________________________________________________
Субтесты | Протокол | Оценка | Примечания | |||||||||||||
1. Лесенка | реб. | мама | папа | восп.1 | восп.2 | |||||||||||
2. Нелепицы (обшая | ||||||||||||||||
3. Времена года (общая осведомленность) | ||||||||||||||||
4. Найди такую же | ||||||||||||||||
5. 10 предметов (память) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
6. Найди «семью» | посуда | одежда | трансп. | овощи | фрукты | мебель | ||||||||||
7. Рыбка (мышление) | ||||||||||||||||
8. Рисунок человека | ||||||||||||||||
9. Последовательные | ||||||||||||||||
10. Разрезные картинки | ||||||||||||||||
11. На что это похоже? | 1)__________________________ 2)_________________________ | |||||||||||||||
Сумма балов |
Рекомендации
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Психолог__________________Подпись__________________________
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Старшая группа
Дата:_______________ Группа_____________
Воспитатели______________________________________
_________________________________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Субтесты | Общий Бал (субтест2-11) | ||||||||||
1. Лесен ка | 2. Нелепицы | 3. Времена года | 4. Найди такую же картинку | 5. 10 предметов | 6. Найди «семью» | 7. Рыбка | 8. Рисунок человека | 9. Послед. картинки | 10. Разрезные картинки | 11. На что это похоже? | |||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 |
Список литературы
1.Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. [Текст] / Л.А.Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А.Горбачева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, - 288 с.
2.Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
3.Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под редакцией Е.А. Стребелевой.- М.« Просвещение», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета логопеда для родителей детей с ОНР, посещающих коррекционную группу детского сада
Анкета логопеда для родителей детей с ТНР, посещающих коррекционную группу детского сада...
Опыт работы на тему: «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».
Опыт работы на тему: «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада»....
Методические рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.
Памятка для родителей: Вместе правильно составляем предложения.Памятка для родителей: Формируем грамматические категории и активизируем словарь.Памятка для родителей: Формируем навык зв...
Буклеты-памятки для родителей детей, посещающих речевую группу детского сада.
Буклеты - рекомендации для родителей, дети которых посещают речевую группу детского сада....
Собственная методическая разработка психологического занятия для детей с родителями старшей группы детского сада по произведениям С.Я. Маршака
Тема: «По произведениям С.Я.Маршака»Цель:Развитие интереса к художественной литературе и чтению.Задачи:Развитие навыков вербального и невербального общения.Снятие телесного и эмоциональног...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МЛАДШУЮ ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА
Данный материал включает в себя диагностические методики, которые оценивают уровни когитивного, психомоторного, речевого, психосоциального развития у детей 3 лет....
Театрализованная деятельность для дошкольников с ЗПР в старшей группе детского сада.
Значимости театральной деятельности для детей с ЗПР в старшей группе детского сада: Развитие эмоциональной стороны личности детей с ЗПР в процессе тесного знакомства с эмоциями, настроениями персонаже...