Проектная работа " Индивидуализация образовательного процесса в работе с педагогами ДОО"
проект
Данный проект направлен на организацию эффективного педагогического поиска путей по совершенствованию качества образовательного процесса в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_iro_n.troitsk.docx | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО ИНСТИТУТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Индивидуализация образовательного процесса в работе с педагогами ДОО
Разработчик проекта Романова Э.
Старший воспитатель МАДОУ детский сад с. Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Руководитель проекта
Кучумова А.В. старший преподаватель
кафедры дошкольного и начального образования
Актуальность проекта. В настоящее время в системе образования растет актуальность повышения квалификации и профессионализма педагога, его профессиональной компетенции в связи повышением требований к условиям и результатам образовательного процесса в образовательных комплексах. Индивидуализации дошкольного образования заключается в создании такого взаимодействия педагога с ребенком, при котором открываются педагогические возможности для появления индивидуальной траектории развития воспитанника, учитывая его интересы, мотивы, способности, возрастные и психологические особенности и возможности. Можно отметить, что профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка.
Вид (тип) проекта: практико-ориентированный
Цель проекта: организация эффективного педагогического поиска путей по совершенствованию качества образовательного процесса в ДОО посредством индивидуализации обучения, воспитания и развития воспитанников.
Задачи проекта:
- Создать научно-методические, кадровые и материально-технические условия для индивидуализации образовательного пространства в ДОО.
- Организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по индивидуальному обучению, воспитанию и развитию дошкольников.
- Организация практико-значимых аспектов по организации индивидуально-личностного развития детей дошкольного возраста.
- Разработка методической Модели в рамках реализации индивидуализации образовательного процесса в ДОО.
Участник проекта: заведующий, старший воспитатель, педагоги ДОО.
Ожидаемые результаты проекта:
- Анализ условий в ДОО с целью индивидуализации образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования.
- Разработка методической Модели индивидуализации образовательного процесса ДОО.
- Изучение, обобщение педагогического опыта работы по вопросам проектирования образовательного пространства в ДОО с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
- Практическая значимость разработки методических ресурсов по реализации управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по индивидуализации образовательного процесса.
Ресурсы проекта:
- кадровые: повышение профессиональной компетентности педагогов по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитанника.
- методические: разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- создание методической Модели индивидуализации образовательного процесса в ДОО.
- материально-технические: организация и оборудование предметно-пространственной развивающей среда ДОО в рамках индивидуализации образовательного процесса в соответствии требованиям ФГОС ДО.
Описание содержание проекта
В соответствии с ФГОС ДО (п.1.4.2.) одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
Индивидуализация достигается за счет планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому воспитаннику возможность добиться успеха.
Для этого требуется всесторонняя информация о развитии дошкольника, включая здоровье, уровень физического, эмоционального и других областей развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.
Индивидуализация образовательного процесса базируется на следующих принципах:
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей - законных представителей), педагогов и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
- Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудничество с родителями, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом для индивидуализации развития ребенка. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей. ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, удовлетворению их особых потребностей, оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки в случае необходимости.
- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогами содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации образования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования и парциальных программ.
Индивидуализация образовательного процесса требует поиска новых эффективных способов повышения профессиональной компетентности педагогов и предполагает знание новых образовательных технологий, а также умение использовать важнейшие методы индивидуализации обучения: метод наблюдения и педагогического реагирования, метод тщательного отбора материалов, гибкость в ходе осуществления педагогической деятельности и др.
Средствами организации индивидуальной траектории детей являются индивидуальные образовательные программы, планы, маршруты, проекты педагогов, которые обеспечивают сопровождение образовательной деятельности и благодаря которым каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей.
Напрямую с индивидуализацией образовательного процесса связаны модернизация и целенаправленное повышение качества всей системы дошкольной образования. В свою очередь, качество образования зависит от компетентности педагогов, их всесторонней подготовки.
Из анализа полученных результатов мониторинга качества образования в нашем дошкольном учреждении позволило выявить некоторые проблемы в индивидуализации образовательного процесса и затруднения в этом направлении у педагогов.
Были выявлены следующие проблемы:
- недостаточность теоретических знаний педагогов об особенностях принципов и подходов индивидуализации дошкольного образования.
- недостаточность практических умений для разработки, организации и реализации индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
- неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты индивидуализации образовательного процесса.
- недостаточность знаний об организации условий для стимулирования самостоятельности ребенка и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной деятельности
В связи с этим возникла необходимость разработать проект индивидуализации образовательного процесса в ДОО и обратить внимание на методическое сопровождение педагогов в рамках проекта. В соответствии с результатами, выявленными посредством мониторинга, а также в соответствии с требованиями ФГОС ДО, были определены цель и задачи проекта.
Цели и задачи проекта направлены на:
- реализацию индивидуально-личностного подхода при взаимодействии педагога с детьми дошкольного возраста.
- реализацию принципа вариативности дошкольного образования.
- обновление и обогащение развивающую предметно-пространственной среды ДОО с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В процессе разработке проекта были предусмотрены риски и пути преодоления рисков.
Риски: недостаточная готовность педагогов в участие проекта;
- минимализм игрового оборудования, пособий дидактических материалов для обогащения и разнообразия развивающей предметно-пространственной среды по индивидуализации образовательного пространства;
- неготовность родителей (законных представителей) к принятию участия в проекте.
Пути преодоления рисков:
- поддержка каждого педагога в решении проблем проектирования РППС и организации образовательного процесса на основе индивидуализации;
- создание системы мотивирование и поощрения активной деятельности педагогов и родителей;
- разработка методических мероприятий с целью вовлечения педагогов к реализации задач проекта;
- разработка научно-методического обеспечения проекта;
- материально-техническое обеспечение проекта;
- привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи.
- взаимодействие с социальными партнерами по совершенствованию качества образовательного процесса на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование родителей (законных представителей).
- Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам индивидуализации образовательного процесса.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по данному направлению.
- Проведение диагностических наблюдений по освоению воспитанниками ООП.
Проект состоит из 3 этапов и рассчитан на учебный год.
I этап. Организационный
II этап. Внедренческий
III этап. Аналитико-обобщающий
Этапы проекта | Содержание проекта |
I этап. Организационный Цель: Создание условий для проектирования в ДОО образовательного процесса на основе индивидуализации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. | - Создание рабочей группы по реализации проекта. - Анализ соответствия условий ДОО требованиям ФГОС ДО. - Разработка пакета документов, регламентирующих индивидуализацию образовательного процесса в ДОО. - Разработка и утверждение плана-графика повышения педагогов профессиональной компетентности по индивидуализации образовательного процесса. - Пополнение базы методических пособий и литературы ДОО по индивидуально-личностному развитию дошкольников. - Оснащение дошкольной образовательной организации средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым и дидактическим оборудованием, способствующим индивидуализации дошкольного образования. |
Методическое сопровождение | |
Разработка и проведение методических заданий и тестов по темам: - «Формы работы с детьми в рамках технологии личностно-ориентированного обучения» - «Проектирование развивающей образовательной среды в группе, способствующей самостоятельности дошкольника в выборе деятельности». | |
Разработка и принятие управленческих решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-технической базы в ДОО (приобретение материалов и оборудования, подготовка рекреаций и помещений ДОО под различные развивающие центры, зоны релаксации, сенсорные уголки, уголки уединения и пр.). | |
Разработка методических кейсов, консультаций и презентаций для педагогов: - «Портфолио воспитанника как средство индивидуализации его развития» - «Реализация образовательного потенциала группы с учетом возрастных особенностей воспитанников средствами игровых технологий»; - «Планирование педагогической деятельности в рамках индивидуализацией образовательного процесса»; - «Особенности разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника»; - «Организация среды развития ребенка с учетом возрастных особенностей». | |
Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по индивидуализации образовательного процесса (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты). | |
Этапы проекта | Содержание проекта |
II этап. Внедренческий Цель: реализация управленческих мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование развивающего образовательного пространства ДОО для каждого воспитанника. | - Реализация плана методических мероприятий. - Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий. - Закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов по индивидуализации образовательного процесса. - Вовлечение в проект родителей |
Методическое сопровождение | |
Организационно -деятельностная игра (ОДИ): «Моделирование предметно-пространственной среды группы с учетом гендерного воспитания». Проблемно-проектировочный семинар: «Методы индивидуализации образовательного процесса в ДОО»; Методический коллоквиум «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде». | |
Консультации-презентации «Организация в группе индивидуально-ориентированных предметно-пространственных Центров» «Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе для индивидуального развития каждого ребенка» «Взаимодействие педагогов группы и специалистов ДОО по реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника». Фотовыставки «Моя семья», «Любимые игрушки и игры детей», «Всей семьей мы отдыхаем», «Я люблю театр», «Наши дни рождения в детском саду»; | |
Семинары-практикумы: «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников» «Планирование образовательной деятельности на основе индивидуально-личностного подхода» «Современные педагогические технологии, направленные на индивидуализацию образовательного процесса в ДОО» | |
Конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда группы и индивидуализация образовательного процесса» | |
Мастер-класс «Эффективные формы и методы работы с дошкольниками, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности» | |
«Открытые» мероприятия с детьми Просмотр «открытых» образовательных мероприятий с детьми Самоанализ мероприятий, обратная связь. | |
Работа с родителями Консультации: «Особенности развитие ребенка в соответствии с его возрастными и психофизиологическими особенностями». «Значение игр для мальчиков и девочек»; «Развиваем инициативу и самостоятельность дошкольника» «Как организовать и оборудовать игровой уголок для ребенка в домашних условиях» «Обеспечение эмоциональное благополучие ребенка в кругу семьи» | |
Организация самообследования и взаимопосещение педагогов по индивидуализации образовательного процесса в группе. | |
Размещение информации на сайте ДОО, отражающей деятельность учреждения по организации индивидуального развития воспитанников | |
Педагогический совет «Индивидуализация образовательного процесса ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» | |
Этапы проекта | Содержание проекта |
III этап. Аналитико-обобщающий Цель: проведение мониторинга и обобщение опыта работы по индивидуализации образовательного процесса в ДОО. | Подведение итогов работы над проектом: - анкетирование родителей, - анкетирование воспитателей; - представление продуктов проекта. Анализ мониторинговых мероприятий. Обобщение опыта работы перед педагогическим сообществом. |
Методическое сопровождение | |
Анализ результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. | |
Оценка соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств по индивидуализации образовательного процесса требованиям ФГОС ДО. | |
Представление опыта: - аналитический отчет старшего воспитателя «Организация методического сопровождения по индивидуализации образовательного процесса в дошкольном учреждении» - презентации «Методическая Модель индивидуализации образовательного процесса в ДОО» - показ-панорама «Матрица базовых компонентов профессиональной компетентности педагогов» | |
Итоговое мероприятие: «Круглый стол»: «Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в рамках индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО». |
Список литературы
- Багдасаров Р., Блескина Т., Бочаров А. Образовательные пространства детского сада /Р. Багдасаров, Т. Блескина, А. Бочаров – М.: Образовательные проекты, 2019. – 61 с.
- Галеева Н.Л., Акатьева В.Ю. Проектное управление развитием профессиональной компетенции педагогов ДОО /Н.Л. Галеева, В.Ю. Акатьева //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021.-№5 – С.26-32.
- Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации / Полякова М.Н.–М.: Центр педагогического образования, 2018. – 65 с.
- Юдина Е.Г.. Индивидуализация образования в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М.; Просвещение, 2019. – 86 с.
- Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды с позиции индивидуальности образования / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание – 2015 -№4. – С. 18 - 24.
Приложение 1
Методическая Модель
индивидуализации образовательного процесса в ДОО
№ | Структура Модели | Содержание |
1. | Система методического сопровождения педагогов | - формы методических мероприятий: семинары-практикумы, теоретические, проблемные аналитические семинары, мастер-класс, тренинги, консультаций и др.; - разработка методических информационно-цифровых материалов, обеспечивающих разнообразную деятельность по теме; - управленческие решения по внедрению инновационных технологий способствующие достижению планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО (здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, проектных, игровых), технологии «портфолио» для педагогов и воспитанников. |
2. | Организация психологически комфортной и личностно-развивающей профессиональной среды
| - создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений; - переход от командно-административной системы управления к системе профессионального сотрудничества; - поддержка каждого педагога в самореализации и саморазвитии; - повышение мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования и повышения престижности труда в образовательном учреждении; - поддержка инициативы и творчества педагогов посредством организации конкурсов и проведения методических мероприятий; - дифференцированный подход к оценке качества образовательной деятельности педагогов через систему контроля на основе индивидуализации; - обеспечение методической помощи к обобщению и распространению опыта педагогов по данной теме с целью повышения их профессионального роста. |
3. | Индивидуализация образовательного процесса для воспитанников | - обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала каждой возрастной группы предметно-развивающей среды материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка, охраны и укрепления здоровья воспитанников; - внедрения новых форм и методов взаимодействия педагогов с детьми в индивидуализации образовательного процесса; - организация всех видов детской деятельности с учетом ФГОС ДО воспитанников: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской; - создание условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников посредством предметно-пространственной развивающей среды; - обеспечение доступности образовательной среды для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. |
4. | Взаимодействие с семьями воспитанников
| Сотрудничество с родителями через: - образовательные мероприятия; - развлечений и досугов; - мастер-классов; - проектов; - консультаций; - анкетирование, опросников. |
6. | Мониторинг деятельности | проведение комплекса мониторинговых мероприятий: - проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных проблем педагогов; - управление проведением диагностических наблюдений по освоению воспитанниками ООП; - изучение и анализ результатов мониторинга, - оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям по индивидуализации образования; - оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в Интернете; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. |
7. | Обобщение и распространение опыта работы | Повышение имиджа дошкольного учреждения посредством обобщения и транслирования накопленного опыта среди педагогического сообщества на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. |
Приложение 2
Матрица базовых компонентов
профессиональной компетенции педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР
Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...
Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога
«Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ»Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация образовательного процесса», организую свою работу с детьм...
Представление опыта работы на сетевом семинаре педагогов "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"
В ФГОС ДО в пункте 1.4 принцип индивидуализации считается , как один из ведущих методов образования.Развиваются эта идея в русле “личностно-ориентированного подхода” к об...
Сообщение из опыта работы «Условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса»
В сообщении из опыта работы «Условия для осуществленияиндивидуализации образовательного процесса» раскрывается понятие индивидуализация, основные принципы, направленные на развитие индивид...
Опыт работы «Индивидуализация образовательного процесса как педагогическая технология»
Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных о...
План работы проблемной группы «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
Планирование деятельности проблемной группы на год...
- Мне нравится (1)