Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога
материал на тему

«Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ»

Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация образовательного процесса», организую свою работу с детьми с учетом принципов интеграции образовательных областей и использую такие формы работы с детьми (подгрупповые, индивидуальные, игровые занятия, тренинги), методы (наглядные, словесно – логические, практические), которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В процессе своей деятельности активно использую современные образовательные технологии:

- здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, арттерапия, песочная терапия);

- социоигровые («Сказка терапия», «Игротерапия», тренинги на умения договариваться, «Психогимнастика»);

- личностно – ориентированные (игры «Посмотрите, я пришел», «Помоги себе сам»);

- информационно – коммуникационные технологии (интерактивные игры, направленные на коррекцию психических процессов, мультимедийные презентации).

Индивидуализация образовательного процесса, начинается с адаптации ребенка к детскому саду. Работа по адаптации строится исходя из конкретных трудностей детей (эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). В работе используются методы игровой деятельности, тактильный контакт и т.д

Например, для создания положительного эмоционального фона, стабилизации психоэмоционнального состояния, снижения уровня тревожности проводились адаптационные игры «Колючий ежик», «Мыльный пузырь», «Храбрые лягушата».

Для уменьшения тревожности, возбуждения вспышек отрицательных эмоций, проводятся игры с использованием брюшного дыхания «Бегемотики», «Легкое перышко», «Качаю рыбку на воде».

Ведется наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий.  

Проводятся консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

Было проведено анкетирование родителей, заполнены листы адаптации на каждого ребёнка.

Особое внимание обращалось на работу с детьми, выявленные на ПМПК детского сада. Сюда вошли дети имеющие проблемы в интеллектуальной сфере, проблемы поведенческого характера и дети, которым было рекомендовано сопровождение психолога (дети с ОВЗ).

Педагогам и родителям каждой категории детей даются индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с дошкольниками.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на каждого ребенка находящегося на адресном сопровождении была разработана программа коррекционных мероприятий.

С детьми имеющие проблемы интеллектуального характера, работа ведется по развитию психических процессов. Используются такие игры, как «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?», «Посмотри и запомни». «Времена года». Игры на развития пространственно-временных отношений «Продолжи ряд», «Понедельник, вторник, …», «Когда это бывает», «Закончи предложение», «Следопыт».

Для повышения мотивации к познавательной деятельности, для развития произвольного внимания используются игры с элементами песочной терапии «Сделай как я», «Геометрические фигуры», «Запомни и нарисуй».

Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками позволяет значительно обогатить коррекционно-развивавший процесс, стимулировать индивидуальную деятельность. Разнообразные мультимедийные презентации, игры направленные на развитие памяти, внимания, мышления «На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», Игры – раскраски.

Для развития пространственные представлений, конструктивного мышления, логики, воображение, сообразительность, использую в своей работе детские Судоку, игра «Танграм»

С детьми с проблемами поведенческого характера использовались игры и упражнения с элементами песочной терапии и арт-терапии, которые направленны на развитие эмоционально-волевой сферы.

В подготовительных группах в начале, и конце учебного года было проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников готовности к школе. По результатам диагностики была выстроена работа с использованием программы «Скоро в школу» В.Л. Шарохиной, адаптированной под детей нашего детского сада. Работа была направленна на развитие психических процессов и мелкой моторики рук, развитие произвольного поведения, мотивационной готовности к школе.  Также использую игры и упражнения, направленные на развитие эмоций и чувств детей, игры для установления контакта со сверстниками, развития навыков общения.

Для гармоничного развития правой и левой частей мозга, для умственного развития детей и раскрытию их талантов и способностей использовала упражнения с элементами кинезиологии.  Перекрестные движения рук вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

Таким образом, моя работа как педагога-психолога носит положительный характер и одобрена администрацией образовательного учреждения.

В перспективе: продолжить работу по тем же направлениям.

Более углубленно изучить работу по работе с детьми с ОВЗ.

Познакомить педагогов с технологиями и методиками, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога Педагог – психолог Панкратова Екатерина Михайловна МБДОУ № 58 «гнездышко» Железногорск 2016 г

Слайд 2

современные образовательные технологии: - здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, арттерапия , песочная терапия); - социоигровые («Сказка терапия», « Игротерапия », тренинги на умения договариваться, « Психогимнастика »); - личностно – ориентированные (игры «Посмотрите, я пришел», «Помоги себе сам»); - информационно – коммуникационные технологии (интерактивные игры, направленные на коррекцию психических процессов, мультимедийные презентации).

Слайд 3

Адаптация Тема недели «Посуда»

Слайд 5

Рисование «Полянка настроения » « Что нам подскажут пальчики

Слайд 6

Наблюдение на прогулке

Слайд 7

Рисование «На участке»

Слайд 8

Индивидуальная работа

Слайд 9

Игры с использованием песочной терапии

Слайд 10

Закрепление геометрических фигур

Слайд 11

Индивидуальная работа с использованием ИКТ

Слайд 12

Ознакомление с окружающем

Слайд 13

Судоку

Слайд 14

Игра « Танграм »

Слайд 15

дети с проблемами поведенческого характера Снятия эмоционального напряжения

Слайд 16

Рисунки на стене

Слайд 17

Подготовительные группы

Слайд 18

«Ухо – нос»

Слайд 19

«Квадратный круг»

Слайд 20

Гармонизация внутреннего состояния

Слайд 21

Перспектива: Продолжать работу по тем же направлениям. Более углубленно изучить работу по работе с детьми с ОВЗ. Познакомить педагогов с технологиями и методиками, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».

Слайд 22

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222».

Краткое описание здоровьесберегающего сопровождения образовательного процессав работе педагога- психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 222»....

Статья ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

В статье изложен подход  по использованию Гимнастики мозга в работе с детьми дошкольного возраста и педагогами ДОО....

Представление опыта работы на сетевом семинаре педагогов "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"

В ФГОС  ДО в пункте 1.4 принцип индивидуализации  считается , как один из ведущих методов образования.Развиваются эта  идея в русле “личностно-ориентированного подхода” к об...

Современные образовательные технологии в работе педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников

В статье изложены образовательные технологии и методы, применяемые педагогом-психологом ДОУ...

Проектная работа " Индивидуализация образовательного процесса в работе с педагогами ДОО"

Данный проект направлен на организацию эффективного педагогического поиска путей по совершенствованию качества образовательного процесса в ДОО...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...