Годовой план работы учителя-логопеда на 2020- 2021 учебный год.
материал (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

Г одовой план работы

учителя-логопеда 

на 2020- 2021 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_raboty_2020_-2021.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Г О Д О В О Й   П Л А Н

коррекционно-логопедической работы

учителя-логопеда Харитоновой О.А

на 2020- 2021 учебный год.

п/п

Направление работы

Содержание работы

Сроки

  1.

Организационная работа.

  1. Создание условий для логопедического обследования детей, отбор диагностического материала.
  2. Пополнение логопедического кабинета учреждения дидактическими играми и пособиями.
  3. Оформление стендов наглядной агитации с целью пропаганды педагогических знаний и ознакомления родителей с ходом коррекционной работы.

До 03.09.2020 г.

В течение года

         Ежемесячно

  2.

Диагностико- коррекционная работа.

  1. Обследование детей логопедической группы, заполнение речевых карт.
  2. Организация мини - заседания по итогам диагностики с целью анализа недостатков речевого развития и выбора средств коррекционного воздействия на каждого воспитанника группы (с участием педагогов и специалистов, работающих в группе).
  3. Проведение фронтальных подгрупповых занятий по   формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; формированию фонетико-фонематической стороны речи; обучению элементам грамоты.
  4. Проведение индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции дефектов звукопроизношения и развитию всех сторон речи.
  5. Ведение необходимой документации:

 тетради занятий воспитателя по заданию логопеда,

домашних тетрадей детей.

  1. Обследование детей (средняя группа).

  - консультирование родителей  о переводе в логопедическую группу, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений;

 - обработка и анализ полученных результатов;

- написание характеристик на детей;

- подготовка документов для прохождения детьми ТПМПК.

Сентябрь.

Октябрь, май

Согласно перспективному тематическому плану

Ежедневно

2 раза в неделю.

Март

  3.

Методическая работа.

  1. Посещение занятий воспитателей логопедической группы с целью контроля над выполнением полученных ими рекомендаций.
  2. Участие в проведении педагогических советов учреждения (доклады, консультации, анализ работы).

  1. Выступление на педсовете на тему: «Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приемов».

Ежеквартально

Согласно годовому плану

учреждения

Апрель

  4.

Консультативная работа.

1.Сбор анамнестических сведений об истории развития детей логопедической группы.  

  1. 2..Групповые родительские собрания по темам:

  • «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»
  • «Подведение итогов работы за первое полугодие: анализ трудностей.»
  •  «Итоги коррекционно-логопедической работы за 2020-2021 учебный год. Рекомендации на лето.

3.Проведение подгрупповых и индивидуальных консультаций для родителей по темам:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Речевые игры дома.
  • Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.

Сентябрь

Сентябрь

Январь

Май

Понедельник

17.00-17.30.

Пятница 8.00-8.30

Четверг   8.00 – 8.50.

5.

Научно-теоретическая подготовка и повышение квалификации

  1. Самообразование по теме:

 Тема: «Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ методами мнемотехники».

  1. Участие в заседаниях РМО учителей-логопедов.
  2. Изучение новой методической литературы.
  3. Участие в вебинарах, обмен опытом в соц. сетях  и др.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

     

Дыхательная гимнастика.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

         Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

 Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

  «Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

 Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

 «Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

 Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

 «Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

 Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

 «Буря в стакане»

 Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

 «Футболисты»

 Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

 «Снежинка», «Листочек»

 Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 «Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

 На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

 «Кораблики»

 Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

««Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

 Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т. .к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

 

                                                              ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО

Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

В речи взрослых людей иногда встречаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как
  • пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к со держанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.

 

Важно придерживаться следующих правил:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно  ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми         словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР зависит не только от слаженности в работе учителя – логопеда и воспитателей (проведение ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей). Но и от совместной работы логопеда с родителями, которая во многом определяет общий успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием. Поэтому логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки, еженедельные дни открытых дверей для родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.

Задания состоят из основных разделов:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

- задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

- лексико-грамматические задания (направленные на обогащение пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).

- задания по развитию связной речи (построение простых и сложных распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).

- развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу, работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок, рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов).

- закрепление навыков грамоты, ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

    Следовательно, родителям необходимо создать в семье благоприятные условия для проведения целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.

   Итак, только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда на логопедическом пункте...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 г.

Годовой план не статичен по своему характеру  и является открытым для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей педагогов, родите...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч. год

Годовой план  работы  учителя-логопеда на 2019-2020 уч. год...

Годовой план работы Методических объединений на 2020-2021 учебный год

Годовой план работы Методических объединений в СП "Детский сад "Янтарик"на 2020-2021 учебный год...

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте 2020-2021 учебный год

Данный годовой план представлен по работе учителя-логопеда на логопункте ДОУ за 2021-2022 уч.год...