Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
консультация

Носова Екатерина Владимировна

Консультация для воспитателей

«Формирование предпосылок финансовой грамотности

у дошкольников»

Актуальность темы.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Нормативные документы.

В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155;

Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская

Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»/ Г. Н. Бирина(Модульный образовательный курс  направлен  на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников : товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).

«Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак.

«Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.

«Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева. и др.

Понятие «финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это особое качество человека,

которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении личными финансами, учете доходов и расходов, оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением

Финансовая грамотность— это совокупность знаний,

навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий.

Направления работы.

Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:

«Потребности».

«Труд и профессии».

«Продукт труда. Деньги».

«Семейный бюджет».

5) «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в

различных жизненных ситуациях».

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Формы организации детской деятельности:

Дидактические игры с экономическим содержанием

Просмотр и обсуждение мультфильмов

Беседа

Отгадывание загадок

Чтение и обсуждение (анализ) сказки

Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок

Упражнения в тетради экономических заданий

Изобразительная деятельность

Ситуативный разговор

Игровые упражнения

Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием

Решение экономических задач

Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Виртуальная экскурсия

Моделирование

Ситуационные задачи

Образовательная деятельность

Решение кроссвордов

Изготовление лэпбука

Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vosp.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование предпосылок финансовой грамотности

у дошкольников»

Актуальность темы.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, является то, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Нормативные документы.

В последнее время появился ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность по данному направлению:

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155;

Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р;

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

Также в настоящее время по данному направлению разработан ряд дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5–7 лет» / Министерство образования и науки РФ, ЦБ РФ.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская

Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»/ Г. Н. Бирина(Модульный образовательный курс  направлен  на освоение экономических понятий в рамках дополнительного образования дошкольников : товар, деньги, потребности, труд, семейный бюджет).

«Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак.

«Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.

«Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцева. и др.

Понятие «финансовая грамотность».

Финансовая грамотность – это особое качество человека,

которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении личными финансами, учете доходов и расходов, оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением

Финансовая грамотность— это совокупность знаний,

навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

В работе с дошкольниками целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование основ финансовой грамотности заключается в поэтапном введении дошкольников в мир экономических категорий.

Направления работы.

Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:

«Потребности».

«Труд и профессии».

«Продукт труда. Деньги».

«Семейный бюджет».

5) «Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в

различных жизненных ситуациях».

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Формы организации детской деятельности:

Дидактические игры с экономическим содержанием

Просмотр и обсуждение мультфильмов

Беседа

Отгадывание загадок

Чтение и обсуждение (анализ) сказки

Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок

Упражнения в тетради экономических заданий

Изобразительная деятельность

Ситуативный разговор

Игровые упражнения

Сюжетно – ролевая игра с экономическим содержанием

Решение экономических задач

Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Виртуальная экскурсия

Моделирование

Ситуационные задачи

Образовательная деятельность

Решение кроссвордов

Изготовление лэпбука

Обсуждение и решение проблемных ситуаций

Главный критерий отбора дидактического и методического материала по теме – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование предпосылок финансовой грамотности – это актуальное направление современной системы дошкольного образования, которому необходимо уделить достаточно внимания, организуя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Представление опыта работы по теме: "Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников"

В статье кратко, тезисно можно познакомиться с мероприятиями в ДОУ, направленными на формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников....

Методическая статья «Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников»

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной кул...

Консультация для родителей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»

Консультация для родителей«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников

Нередко в нашей жизни возникают такие ситуации, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (игрушки, одежду, гаджеты и т. п.), когда безжалостно портятся, ломаются и выкидываются вещи. Задача вз...

Представление опыта работы по теме: "Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников"

В статье представлен опыт работы по данной теме, алгоритм которого можно взять за основу в построении личного опыта работы....