"В страну Умников и Умниц"
проект (подготовительная группа)
Инновационная деятельность на овладения элементарными математическими представлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_stranu_umnikov_i_umnits_proekt.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс инновационных занятий/уроков
«От образовательных трендов – к качеству образования и воспитания»
в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата»
Номинация «Занятие»
Тема: «В страну Умников и Умниц»
Автор: воспитатель
Столбова Елена Геннадьевна
МАДОУ «Детский сад № 7» г. Тобольска
2022 г.
Технологическая карта НОД
«В страну Умников и Умниц»
Тема: «В страну Умников и Умниц»
Возрастная группа: 6-7 лет.
Интегрирующие дисциплины (интегратор и вспомогательная дисциплина): «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное».
Место занятия в изучаемой теме: Инновационная деятельность на овладения элементарными математическими представлениями.
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями в процессе опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
-Познакомить детей с действиями, используемыми для сравнения результатов измерения жидкости;
-Закрепить умение детей сравнивать группы предметов; осваивать знаково-цифровые формы соотношения двух чисел.
2. Развивающие задачи:
-Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-Развивать активную речь (речь - доказательство, речь - аргументация) детей в процессе сравнения результатов измерения количество жидкости;
-Развивать мелкую моторику;
-Обогащать словарь детей: фрагмент, микстура, условная мерка;
-Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к экспериментированию;
-Способствовать проявлению положительных эмоций, чувства любви к живой природе;
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в познавательной, опытно-экспериментальной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально - отзывчивый | чувство ритма в движении под музыку; проявление эмоционального отношения к живой природе. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных знаний по РЭМП по опытно исследовательской деятельности в самостоятельной повседневной жизни. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ресурсы: мультимедийное оборудование, ватман (карта), карточки и листочки для цифр, картинка «Сравнение - количество предметов», два стакана с меркой, банка с водой, картинки-фрагменты, карандаши, фломастеры, ножницы, салфетки.
Ход занятия:
Этап занятия | Содержание и деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты | Формируемые УУД |
1 этап Организационный Сюрпризный момент | Задаёт положительный эмоциональный настрой В круг широкий вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем! Стук в дверь. Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность Извините, я посмотрю, кто там. Знайка: Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Зловред приготовил мне испытание, нужно отправиться в страну Умников и Умниц , только одному мне не справиться. Может вы мне поможете? У меня есть карта (показывает карту), чтобы не заблудиться. Давайте посмотрим, что изображено на карте. На каждой остановке нас ждут интересные испытания. Если мы правильно все выполним, Зловред будет нам отправлять часть картинки - фрагмент, из которых в конце нашего путешествия мы сможем сложить картинку и узнаем, кто его лучший друг. Направляет детей на правильное решение. Вы готовы к путешествию? Посмотрите внимательно на карту, как вы думаете, куда нам нужно отправиться сначала? | Выполняют движения в соответствии со словами Дети обсуждают увиденное Дети высказывают свое мнение Дети обсуждают возможные варианты. | Дети настроены на общение Проявляют интерес к предстоящей деятельности | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация Занимательная задачка | Первая остановка называется город «Цифер». Как вы думаете, что нас там ждет? Постановка проблемы. Перед вами карточки, впишите пропущенные цифры. Способствует индивидуальной работе Справились! Молодцы! Все старались, получайте фрагмент картинки! | Высказывают предположения. Ребенок выбирает способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или в паре. Решают проблемную ситуацию. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу. | Умение делать вывод и его аргументировать Освоение знаково - цифровой формы чисел. | Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности |
Отправляемся дальше, следующая остановка город «Соображения». На этой станции мы будем сравнивать количество предметов, поставьте нужный знак: больше, меньше, равно. Постановка проблемы, способствующая групповой работе детей Вот вам фрагмент картинки!
Отправляемся дальше. Это остановка город «Занимательные задачки». За гусыней шли гуськом 6 гусят, Один отстал, сколько осталось с гусыней гусят? Потом отстало еще два гусёнка, сколько осталось? Забеспокоилась гусыня, стала собирать гусят. Всех собрала. Сколько гусят пошли за гусыней гуськом? Поощряет детей за внимательность и правильные ответы Молодцы! Вот вам фрагмент картинки. | Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы. Внимательно слушают, выставляют фишки. | Обогащение опыта совместной работы. Закрепление умения сравнивать группы предметов. Знание порядкового счета. Получение положительных эмоций от полученного результата. | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | |
Стимулирует интерес детей. Следующая остановка город «Чисел» Обращает внимание на необходимость соблюдать последовательность цифр, иначе не получится. У каждого на столе листочек с какими-то точками, что же это? Кажется, я догадалась, здесь есть цифры и если их соединить, начиная с цифры 1 и дальше, то получится рисунок. Давайте попробуем расшифровать эти рисунки. Какие чудесные рисунки у нас получились, но по-моему, какой то цифры опять не хватает, когда у нас будет время мы ее тоже напишем. Молодцы, справились с испытанием, вот вам фрагмент картинки! | Работают на индивидуальных листочках. Радуются полученному результату. | Освоение знаково -цифровой формы. умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | |
Музыкальная разминка с музыкальным сопровождением | Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, эмоционально помогает расслабиться Вы любите танцевать? Танцуем под музыку. По окончании музыки – внимательно слушайте задание. Встретились спинками, ладошками, коленками, мизинчиками, щечками, лбами. Хвалит детей Отдохнули? Вот вам Зловред отправил еще фрагмент картинки, вы молодцы, как танцевали и внимательно слушали задания. | Выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность, сочетают музыку и движения. | Умение слушать, выполнять задания. Имеют чувство ритма. Развивают пластику Закрепляет умение ориентироваться в пространстве. Реализована потребность детей в общении. | Эмоциональность - отзывчивость |
Опытно экспериментальная Деятельность -проблемная ситуация | Вовлекает детей в опытно - экспериментальную деятельность. Ребята, а вы любите эксперименты? Создает проблемную ситуацию. У Зловреда заболели зубы. Пришел доктор и налил ему «микстуры» из банки, сказал, что еще раз нужно ему налить столько же. На столе стоят два стакана, в одном налита микстура. Из общей (банки) емкости с «микстурой», при помощи ложки во второй стакан для Зловреда наливает чуть-чуть? Столько? (Этого мало) меньше нельзя это не поможет ему выздороветь. Наливает много, переливает. Столько? (Это много) Создает условия для эмоциональной отзывчивости. Больше нельзя это вредно. Обращает внимание детей на то, что Зловреду нужно столько же микстуры, сколько давал ему доктор. Как определить столько же микстуры, как доктор налил Зловреду? Правильно, нельзя наливать меньше или больше. Должно быть одинаково. Первый стакан будет у нас условной меркой, мы отметим фломастером уровень микстуры фломастером, а наливать нам поможет ложка. Приступайте к самостоятельной работе. Включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время деятельности; предоставляет материалы; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Просит объяснить детей, как они определили столько же? Если дети затрудняются, помогает сделать вывод. Что значит столько же? Столько же, это значит одинаково, ни больше и не меньше. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально или в паре по желанию. Опытным путем определяют количество «микстуры» для Зловреда . Высказывают свои предположения. Делают умозаключение. Высказывают свои предположения. Делают умозаключение. | Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности; Умение подбирать необходимые материалы для работы; Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
3 этап Итог деятельности | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); Вот молодцы! И с этим заданием отлично справились. Зловред отправил вам еще один фрагмент. Посмотрите, на нашей карте не осталось неизведанных мест, значит, наше путешествие подошло к завершению. Давайте вспомним, где мы побывали, что делали? Что вам было трудно выполнить, а что легко? | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Складывание разрезной картинки | Приглашает к складыванию картинки из фрагментов. Ребята, мы совсем забыли про фрагменты картинки. Нам нужно ее собрать. Что мы узнаем, если правильно соберем? | Складывают картинку Ответы детей. | Проявляют эмоциональное отношение к результату. | Эмоциональность - отзывчивость |
Пояснительная записка.
Конспект занятия (НОД) предназначен для детей 6-7 лет.
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями в процессе опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
-Познакомить детей с действиями, используемыми для сравнения результатов измерения жидкости;
-Закрепить умение детей сравнивать группы предметов; осваивать знаково-цифровые формы соотношения двух чисел.
2. Развивающие задачи:
-Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-Развивать активную речь (речь - доказательство, речь - аргументация) детей в процессе сравнения результатов измерения количество жидкости;
-Развивать мелкую моторику;
-Обогащать словарь детей: фрагмент, микстура, условная мерка;
-Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес к экспериментированию;
-Способствовать проявлению положительных эмоций, чувства любви к живой природе;
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
НОД направлена на использование разнообразных приёмов, что способствует формированию у детей новых знаний и умений в продуктивной деятельности.
На занятии используются следующие образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, игровая технология, ИКТ.
По содержанию НОД (занятие) является интегрированным т.к. включает в себя несколько познавательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Занятие имеет определённую структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием. Сюрпризный момент и игры создают положительный эмоциональный настрой. Дети активны в познавательной деятельности, ориентируются в пространстве; удерживают в памяти нужное условие, умеют внимательно слушать, задавать вопросы и отвечать на них. В ходе всей НОД создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка.
Все поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Список используемой литературы:
1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С. Е. Ярославль. Академия развития 2009г.
2. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет. А. В. Белошистая
3. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
4. Лебеденко Е. Н.Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
5. Математика – это интересно. З. А. Михайлова 6. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
7. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И. Н. Чеплашкина. Санкт-Петербург 2008г.
8. Развивающие игры для дошкольников. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Ярослав
9. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г. 10. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Умников и Умниц
Комплексное занятие ФЭМП с окружающим миром.Средняя группа....
Совместная организованная образовательная деятельность Страна «Умников и умниц»
1. Королева страны «Умников и умниц» приглашает детей в гости....
"Путешествие в страну умников и умниц".
Программное содержание: упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах пяти, раскладывать их в возрастающей последовательности.Расширять представления детей о сезонных изменениях в жизни животных.За...
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированной ситуации «Путешествие в страну «Умников и умниц» (подготовительная к школе группа)
Конспект содержит д/игры по развитию речи и обучению грамоте, детей подготовительной к школе группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированной ситуации «Путешествие в страну «Умников и умниц» (подготовительная к школе группа)
Данная образовательная ситуация разработана для детей подготовительной к школе группы по теме «Путешествие в страну «Умников и умниц» организованна в виде путешествия в сказочную страну с домини...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Рябинка» по математике. «Путешествие в страну «Умников и умниц»
Игра - путешествие в страну "Умников и умниц" Составление и решение задач, состав числа с помощью палочек Кюизенера, классификация фигур, используя юлоки Дьенеша....
Путешествие в страну умников и умниц
Отчет о празднике...