Конспект непосредственно образовательной деятельности интегрированной ситуации «Путешествие в страну «Умников и умниц» (подготовительная к школе группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Горбачева Рена Георгиевна

Данная образовательная ситуация разработана для детей подготовительной к школе группы по теме «Путешествие в страну «Умников и умниц» организованна в виде  путешествия в сказочную страну с доминирующим направлением развитие речи воспитанников, направлена на формирование  интереса у детей к  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте через сюжетную линию. В течении НОД формируется дружеское взаимоотношение между детьми, умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Образовательная ситуация включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В процессе НОД стимулируются познавательно – речевая деятельность и социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-puteshestvie_vstranu_umnikov_i_umnits.docx686.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» г. Волгодонска

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 «Путешествие в страну «Умников и умниц»

(подготовительная к школе группа)

                                    Номинация 4.1 «Лучшая методическая разработка непосредственно образовательной

                                                                деятельности в условиях реализации требований ФГОС ДО»

                                    Автор: Горбачева Р.Г.

г. Волгодонск, 2016 г.


Аннотация: Данная образовательная ситуация разработана для детей подготовительной к школе группы по теме «Путешествие в страну «Умников и умниц» организованна в виде  путешествия в сказочную страну с доминирующим направлением развитие речи воспитанников, направлена на формирование  интереса у детей к  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте через сюжетную линию. В течении НОД формируется дружеское взаимоотношение между детьми, умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Образовательная ситуация включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В процессе НОД стимулируются познавательно – речевая деятельность и социально-коммуникативное развитие.

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умение производить звукобуквенный анализ, совершенствовать навыки чтения слов и предложений.

 Задачи:

  • образовательные: продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);
  • развивающие: развивать связную речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;
  • воспитательные: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми; воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели; воспитывать умения видеть и понимать, сопереживать и сочувствовать.
  • оздоровительные: создать положительный эмоциональный настрой, обеспечить здоровье сберегающую беспосадочную форму проведения НОД.

Методы и приёмы:

 Словесные приёмы: беседа, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание – поощрение. 

Игровой метод:  использование сюрпризных моментов.

Метод наглядного моделирования:   работа по схеме. 

ИКТ:  обращение сказочных героев.

Краткие сведения по содержанию НОД: В процессе НОД  стимулируются  познавательно – речевая  деятельность и социально-коммуникативное развитие. В процессе образовательной ситуации постоянно меняется вид деятельности детей с целью развития интереса к письменной речи. Методической основой занятия является использование педагогических технологий: игровой, наглядного моделирования, здоровьесберегающих, информационно – коммуникативных.

Планируемые результаты, новизна, практическая значимость:  НОД, организованная в виде  путешествия в сказочную страну с доминирующим направлением развитие речи воспитанников, направлена на развитие  интереса у детей к  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте через сюжетную линию.

В интеграции:

  • «Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других: подарить подарок, самооценка ).
  • «Физическое  развитие»: формирование потребности в двигательной активности, через здоровьесберегающие технологии (пальчиковая игра, физминутка, гимнастика для язычка ).
  •  «Познавательное развитие»: расширение кругозора детей.
  • « Речевое развитие» : формирование нравственных ценностей (забота о других: уступить место,  подарить подарок).

Современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающая образовательная технология;
  • Игровые технологии;  
  • Технология проблемного обучения;
  • Наглядное моделирование;
  • Технология интегрированного обучения (интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»);
  • Социо-игровая технология;

Правила поведения  воспитателя  совместно с детьми в процессе НОД

Правила для воспитателя

Правила для детей

1

Не делаем за ребенка то, что он может сделать сам.

В сложных спорах детей, когда детям трудно принять решение, помогаем разрешить ситуацию, ориентируя детей на необходимость быть толерантным к мнению других, уметь уступить или найти удовлетворяющее всех решение.

Поддерживаем все время.

Помогаем, когда ребенок просит, а вы видите, что помощь действительно нужна.

Вместо прямой, директивной помощи оказываем недирективную – через вопросы, предложения совершить выбор.

Не навязываем своего мнения, пусть оно даже верное и приведет к быстрому решению проблемы

В сложной ситуации предлагаем ребенку выбор из двух возможных (предметов, материалов, путей решения проблемы….). И пусть ребенок выберет сам.

Отступаем в сторону каждый раз, когда видим, что ребенок делает свою работу увлеченно, сосредоточенно.

Не «нависаем» над детьми, отпускаем, забываем на время их творческой деятельности о своей контролирующей функции.

Помним, что мы здесь для того, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным и независимым.

Помним, что мы здесь для того, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным и независимым.

«В затруднении содержится возможность» и т.д.

2

«Каждый имеет право на ошибку»

3

«Ошибаться – не страшно»

4

«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее и т.д.»

5

«Я имею право чего-то не знать, не уметь»

6

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

7

«Я могу!»

«Я сумею!»

8

«Я хороший, умный, сильный!!!» и т.д.

9

«Я заслуживаю уважения!»

10

«Меня принимают и любят таким, какой я есть»

План проведения  НОД:

I.Вводная часть:

  1. Этап - вхождение в игровую ситуацию.
  • Знакомство. Упражнение - приветствие  
  • Релаксация  «Мое настроение».
  1. Этап –   мотивационно – побудительный этап , 1 минута
  • Проблемная ситуация – обращение Вани из сказки «Гуси-лебеди» с просьбой о помощи.

II. Основная часть: Актуализация.  

  1. Этап   - проживание ситуации и постижение её изнутри.
  • Отправление в страну  «Умников и умниц»;
  • Согласие помочь  Ване;

   2. Этап - выстраивание своего отношения к происходящему, проживание ситуации.

  • Выполнение заданий предложенных Царицей –Грамоты.

III.Заключительная часть:

  • Возвращение Вани домой.
  1. Этап - анализа ситуации и рефлексия.
  • Итог занятия, самооценка.

Предварительная работа: чтение  русских народных сказок , дидактические игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности.[a]

Оборудование: дидактические игры « Отгадай слово», «Сколько слогов в слове», «Составь предложение», простые карандаши, касса букв, ноутбук, телефон.

Длительность НОД: 25 минут.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Вводная часть:   – организационный этап,  психологический настрой на предстоящую деятельность(2мин.)

  • Создать атмосферу эмоционально-психологической   раскрепощенности.

  • Организовать дошкольников и настроить  на занятие.

  • Создать условия для включения каждого дошкольника в деятельность.

  • Использовать  упражнения на концентрацию внимания,  и  сплочение коллектива. 

 

  Приветствие гостей.

Воспитатель: Ребята,  какие вы любите сказки ?

 Предлагаю вам отправиться в сказку……

- Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.

Воспитатель: Ребята, в какой мы оказались? Назовите главных героев сказки. О чем эта сказка? Какие права детей нарушены в ней?

 - Добрый день!

Дети:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

(предполагаемые ответы детей)

Рассматривание коллажа  из сказки 

« Гуси лебеди».

(предполагаемые ответы детей)

 .

 

Организационно – педагогические условия: музыка, пространственная среда.

Ритуальные приветствия

Игровые технологии  

Коллективная работа

Воспроизводят:

слова игры-приветствия.

Мотив доброжелательных отношений – хочется дружить со сверстниками и воспитателями.

Психологическая готовность:

1 Перекличка.

2.Атмосфера  доверия, радостного ожидания.

3.Слышать и

слушать друг друга, взаимодействовать.

Педагогическая готовность

Дети готовы к общению, инициативности на занятии.

Вводная часть: Мотивационно – побудительный этап (3мин.)

  • Создать проблемную ситуацию, требующую разрешения.

  • Организовать направленное внимание.

  •  Развивать ассоциативное мышление.

  Голосовое письмо от Вани:

-Ребята, здравствуйте! Меня задержала  у себя Царица- Грамоты. Она пригласила меня поиграть в речевые игры, но я отказался, потому что я не знаю как в них играть  На что Царица- Грамоты рассердилась и приказала меня закрыть в своей башне. Не знаю ,кто может мне помочь?

Введение в тему

 занятия с помощью

обращения к детям с экрана.

Дети смотрят видео-обращение,

слушают художественное слово.

(предполагаемые ответы детей)

Технология интегрированного обучения (информационно -коммуникативная технология).

Прием переключения внимания, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. 

Технология проблемного обучения;

Познавательный мотив –Экран. Звуковое  сообщение.

Сюрпризный момент

( появление на экране Царицы-Грамоты)

1. Мотивация к

 совместным действиям.

2.Умение понимать образный язык.

3.Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Основная часть: Актуализация, проживание ситуации и постижение её изнутри  (5мин.)

Формировать представления о предстоящей деятельности, ее задачах.

Формировать навыки правильного речевого дыхания.

Повысить умственную работоспособность детей.

Создать проблемную ситуацию, требующую разрешения

Воспитатель: Ребята, что же  будем делать?

– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? 
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо 
(дети выполняют движения язычком 3-4 раза). 

-А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

Рассуждения детей

  (предполагаемые ответы детей)

предполагаемые ответы детей (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков). 

 

Коллективная работа.  

Здоровьесберегающая образовательная технология

Игровая технология  

Ситуативная беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения.

Метод стимулирования (похвала, одобрение),

Коллективно-распределенная деятельность.

Игровые технологии  

Внутренняя мотивация на деятельность

Подведение детей к проблемной ситуации.  

 

Упражнять в умении передавать характер музыки в образных и танцевальных движениях.

Объяснение, рассказывание.

Подведение детей к проблемной ситуации.  

 

Воспитатель: Ребята, а как же нам попасть в страну «Умников и умниц»

На экране появляется «Царица-Грамоты»:

 -Вижу, вижу прибыли вы в мою страну, Кто вы такие? Откуда вы? С чем пожаловали? Если вы хотите, чтобы я отпустила Ваню, вам придется  выполнить все задания, которые я вам приготовила для него? Что вы думаете по этому поводу?

Тогда приступайте к выполнению заданий! Удачи вам!

(предполагаемые ответы детей и самостоятельный выбор отправления)

Отправление в страну «Умников и умниц»

( предполагаемые ответы детей)

Индивидуальная работа.

Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

 

Основная часть(13мин.)

- Формирование умения детей действовать самостоятельно.

- Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со

взрослыми и сверстниками.

- Воспитание нравственных качеств.

- Развитие умения решать интеллектуальные задачи.

- Расширение и активизация словарного запаса.

 

Воспитатель:

-Сколько слов в 1 предложении?

-Обратите внимание на подсказки: какое слово известно?

Составьте предложение с опорой на подсказку.

Рассмотрите картинку и  назовите слова со звуком «К».

Воспитатель: 

-Ребята, давайте с вами перед выполнением задания выполним пальчиковую игру.

Воспитатель:

-Посмотрите внимательно: нужно под каждой картинкой закрасить столько кружков, сколько слов в предложении.

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

Выполнение заданий детьми.

1задание: Дидактическая игра «Составь предложение»

Пальчиковая игра «Где обедал воробей»

 2задание: Сколько слогов в слове?

Физкультминутка

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

3задание: Дидактическая игра «Расшифруй слово»

 

  Метод стимулирования (похвала, одобрение),

Метод контроля и самоконтроля. 

Метод самоконтроля и взаимопроверки.

 Ребёнок задаёт вопрос. Активно участвует в продуктивной деятельности. Проявляет самостоятельность.

Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим

сверстникам.

Эмоционально реагирует.

 Проявляет волевое усилие

Заключительная часть: Рефлексия (2мин.)

Завершение  путешествия, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Царица - Грамоты :

 -Ребята, так как вы справились со всеми заданиями, я держу своё обещание и отпускаю Ваню домой.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Можем ли мы это сделать?

Рефлексия: Что вам больше всего понравилось делать? Что было трудно делать?

Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Ребята, ваша доброта, ваши знания и старания сотворили чудо.

Какое  доброе дело мы сделали?

А как мы смогли это сделать?

Воспитатель: Перед вами лежат красные и синие смайлики, если путешествие было для вас интересным, то выберите красный смайлик,  если нет- синий. Пусть смайлики напоминают вам о нашем совместном путешествии.

 Голосовое сообщение от Вани (слова благодарности за помощь)

- Повертелись, покружились и в детский сад мы вернулись.

 

Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы своего эмоционального состояния и т.д.

  Индивидуальная работа.

Технология интегрированного обучения (СКР)

Выражает свое отношение к занятию.

 сможет

  • оценивать свои действия, настроение;
  • осмыслить результат  занятия

 метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования (похвала, одобрение),  

Церемония благодарности.

 

Хорошее настроение.

 

Рефлексивные умения.

Осознание себя как участника творческого процесса.

Сформированность

элементарных навыков самооценки.

Выражение благодарности.

 

Ребенок владеет элементарным самоконтролем, умеет находить свои ошибки и исправлять их.

Список используемой литературы:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Ушакова О.С.  Развитие речи детей 5—7 лет  2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Сфера, 2012. — 272 с. — (Развиваем речь).
  3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  4. https://ok.ru/naglyadnye
  5. Социальная сеть работников  образования  nsportal.ru

[a]а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду, тема «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)

Работа предназначена для обогащения профессиональных знаний педагогов по образовательной области "Труд"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...