«Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими дошкольниками» (из опыта работы)
статья (младшая группа)
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то мы достигнем высоких показателей и результатов по здоровьесбережению у детей с самых ранних лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими дошкольниками» (из опыта работы)
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка является приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то мы достигнем высоких показателей и результатов по здоровьесбережению у детей с самых ранних лет.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в детских садах является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
В работе с детьми раннего возраста в рамках здоровьесбережения можно выделить следующие цели и задачи:
- Учить различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
- Развивать представление о ценности здоровья; формировать желание не болеть, быть здоровым, дать первичные представления о том, что такое «здоровый образ жизни».
- Формировать первоначальные представления о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).
- Формировать представление о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким, выносливым и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.).
- Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
- Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу.
- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Формировать осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером.
- Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Здоровьесберегающие технологии — это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций. Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т.е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- игровой стретчинг (эффективный метод работы с детьми, который позволяет развить подвижность мышц тела. Он состоит из специальных упражнений)
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры и элементы спортивных игр;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки (динамические паузы);
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники;
- релаксация
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- динамическая гимнастика (бодрящая);
- ортопедическая гимнастика;
- проблемно-игровые технологии;
- коммуникативные игры;
- технологии музыкального воздействия;
- сказкотерапия;
- технология воздействия цветом;
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группе. Уголок «здоровья» оборудован детскими книжками-раскрасками, дидактическими играми («Азбука здоровья», «Поможем Мойдодыру», «Угадайка», «Что сначала, что потом», «Веселые человечки» и др.), пособиями, картотекой закаливающих процедур, прогулок, пальчиковой и дыхательной гимнастики и др.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются организованно образовательная деятельность, досуги, игры, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В познавательной деятельности у детей формируются представления о человеке как о живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов и окружающей среды на здоровье и образ жизни человека, о влиянии поведения человека на здоровье и образ жизни.
В ходе физического развития у детей развиваются физические и психические качества, потребность в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, воспитывается самостоятельность. В режимных моментах у детей формируются культурно-гигиенические навыки, умение ухаживать за полостью рта, пользоваться предметами личной гигиены.
При организации прогулок предусматривается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий-игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физкультурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, предметно-практическая деятельность.
Вся эта работа проводится совместно с семьями воспитанников. Для повышения представления о ЗОЖ у родителей и повышения их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей, проводятся семинары, консультации, совместные досуги с детьми: «Режимные моменты и ЗОЖ», «Растем здоровыми», «Игрушка с точки зрения здоровья ребенка», «Дни здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья» и др., также представлена полезная информация для родителей: «Профилактика сезонных простудных заболеваний и гриппа», «Как избежать солнечный удар», «Чтобы зубы всегда были здоровыми», «Формируем правильную осанку», «Здоровый рацион питания для дошкольника», «Правильно одеваем ребёнка по сезону».
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать для детей целостную психолого-педагогическую систему образования, оздоровления, базирующуюся на традициях и инновационных технологиях, которые будут способствовать полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребёнка. Именно физкультурно-оздоровительная работа призвана решать важнейшие задачи формирования физически развитой и творчески активной личности, ориентированной на успех и сохраняющей жизненный оптимизм.
Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в ДОУ укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
- Н.Е Веракса, Т.С Комарова, Э.М Дорофеева «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования.-М.,2019г.
- https://paidagogos.com/zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou-po-fgos.html
- https://vk.com/yavosp Группа «Я-воспитатель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультиурно-оздоровительную деятельность ДОУ" (из опыта работы)
Обобщение опыта работы по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. В приложениях представлены консультации для воспитателей и родителей,...
Внедрение информационно - коммуникативных технологий в практику работы со старшими дошкольниками (Из опыта работы)
В развитых странах компьютер давно вошел в школы и детские сады, сейчас начаты эксперименты по полному отказу от обучения детей письму, замене на компьютерную аналогию. Создаются электронные кни...
Технология нравственно - патриотического воспитания младших дошкольников. Из опыта работы.
quot;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей....