Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
статья (младшая группа)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста. Об учебном плане ДОУ, построенном в соответствии с нормативными документами. О реализации индивидуальных интересов детей в предметно -развивающей среде. О важности физкультурно-оздоровительных технологиях. О здоровом образе жизни детей на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avdeeva_n.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Авдеева Н.В., воспитатель
ОДО ГБОУ школа №544
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт- Петербурга,
отделение дошкольного образования.
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство-здоровье. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Целью применения здоровьесберегающих технологий считают:
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
Задачами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников.
4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.
В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:
- выписке из медицинской карты ребенка,
- анкетирование родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи,
- анализе первичных навыков по основным видам движений.
Это позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Для полноценного развития ребенка важное место занимает обеспечение рационального питания. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы.
Режим дня имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Учебный план в ДОУ построен в соответствии с нормативными документами различного уровня.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными.
Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю .Длительность занятия в младшей группе -15 мин. Одно из 3х физ.занятий проводится на открытом воздухе(при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии одежды, соответствующей погодным условиям.
Важную роль играет также предметно-пространственная среда, которая не только обеспечивает физическую активность детей, но является основой для их самостоятельной двигательной деятельности. При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.
Физкультурно-оздоровительные технологии имеют важное значение в физическом развитии и укреплении здоровья детей:
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- двигательный режим дошкольников,
-оздоровительный режим,
- динамические паузы (комплексы физ.минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д)
- подвижные и спортивные игры,
- утренняя гимнастика,
-контрастная дорожка,
-физкультурные занятия,
- спортивные развлечения, праздники,
- закаливание и т.д.
Организация двигательного режима основана на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками(из опыта работы воспитателя старшей группы)...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей....