Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
статья (младшая группа)
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паламарчук Вита Александровна
Воспитатель
ГБОУ ОШ №220
Калининского район Санкт-Петербурга
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.
Целью применения здоровьесберегающих технологий считаю:
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
Задачами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий являются:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников.
4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.
В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:
- выписке из медицинской карты ребенка,
- анкетирование родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи,
- анализе первичных навыков по основным видам движений.
Это позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- воздушные процедуры;
- пальчиковая гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- подвижные игры;
- ходьба по массажным дорожкам;
- закаливание;
- артикуляционная гимнастика.
Утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики.
Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус.
Используем разные виды гимнастики:
- игровую;
- сюжетную;
- ритмическую.
Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем "ежики". В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Ежедневно проводим гимнастику после сна.
Цель: поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
Для полноценного развития ребенка важное место занимает обеспечение рационального питания. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы.
Режим дня имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.
Общеразвивающие упражнения проводятся: с кубиками, набивными мешочками, флажками, с мячами, с гантелями.
Важное значение имеет пальчиковая гимнастика.
Цель:
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
2. Помогает развивать речь ребёнка.
3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
4. Развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
5 Снимает тревожность.
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
В 2020 году особое значение приобретают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в связи с Коронавирусной пандемией.
то такое «Коронавирус», как от него защититься, как с ним бороться в период пандемии?
В доступной форме необходимо объяснять детям, какие профилактические меры необходимо применять в период самоизоляции. Коронавирус – это легко передающаяся воздушно-капельным путем при чихании, кашле или путем прямого контакта инфекция, родственная гриппу.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками(из опыта работы воспитателя старшей группы)...