Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
статья (младшая группа)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональны систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональны систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цели и задачи здоровьесберегающих технологий:
- обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;
- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;
- создать условия для сохранения здоровья детей;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- поддержать здоровьесберегающую компетенцию дошкольника, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- воздушные процедуры;
- пальчиковая гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- подвижные игры;
- ходьба по массажным дорожкам;
- закаливание;
- артикуляционная гимнастика.
Утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики.
Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус.
Используем разные виды гимнастики:
- игровую;
- сюжетную;
- ритмическую.
Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем "ежики". В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Ежедневно проводим гимнастику после сна.
Цель: поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание. Такая гимнастика носит игровой характер. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.
Общеразвивающие упражнения проводятся: с кубиками, набивными мешочками, флажками, с мячами, с гантелями.
Важное значение имеет пальчиковая гимнастика.
Цель:
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
2. Помогает развивать речь ребёнка.
3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
4. Развивает психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
5 Снимает тревожность.
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами
В 2020 году особое значение приобретают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в связи с Коронавирусной пандемией.
Что такое «Коронавирус», как от него защититься, как с ним бороться в период пандемии?
В доступной форме необходимо объяснять детям, какие профилактические меры необходимо применять в период самоизоляции. Коронавирус – это легко передающаяся воздушно-капельным путем при чихании, кашле или путем прямого контакта инфекция, родственная гриппу.
Во время дежурства детского сада в период самоизоляции в нашей группе реализовала проект «Стоп коронавирус».
Задачи:
- Формировать умение семей общаться с педагогом и другими семьями дистанционно, что очень важно в период пандемии коронавируса.
- Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно–гигиенических мероприятий, формировать представления о причине заболевания коронавирусом.
- Продолжать формировать навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом.
- Прививать желание быть опрятным, аккуратным.
- Выяснить представления детей о вирусах, способах попадания их в организм, об их вреде для детей и элементарных способах борьбы с ними, охране здоровья.
- Активизировать связную речь и словотворчество. Вырабатывать четкие координированные действия (мелкая моторика – пальчиковая гимнастика) во взаимосвязи с речью.
- Учить детей слышать взрослого, отвечать на вопросы целым предложением.
- Учить решать проблемную ситуацию методом логического рассуждения, поясняя свои высказывания.
- Воспитывать милосердие, уважение к старшему поколению, желание их защитить и помочь в трудную минуту.
- Воспитывать уважение к людям, имеющим медицинские профессии.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Формирование у дошкольников основы валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье.
- Усвоение, переработка и применение детьми новых знаний и навыков.
- Формирование дружеских отношений в семье и коллективе.
- Укрепление взаимоотношений родители-дети-воспитатели, в период самоизоляции.
- Воспитание в душе детей чувств добра и милосердия, взаимопомощи к тем, кто в этом нуждается.
Информирование детей и родителей о профилактике коронавируса.
Рассказывала детям о профилактике коронавируса. Дети больше других рискуют заразиться, они часто близко взаимодействуют друг с другом и не являются эталоном в подержании чистоты. Объясняла детям, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица. Доводила до сведения детей и родителей, что у каждого в семье должно быть своё полотенце, напоминала, что нельзя делиться зубными щётками и другими предметами личной гигиены. Часто проветривала помещение. Объясняла родителям, что если ребёнку всё-таки нужно покинуть жилище, то ему нужно объяснить, что за пределами квартиры ни в коем случае нельзя прикасаться руками к лицу и к каким-либо предметам: дверным ручкам, поручням и перилам, стенам, кнопкам лифта и так далее. А после возвращения домой необходимо обработать руки дезинфицирующим средством, снять одежду, тщательно с мылом помыть руки и другие открытые участки кожи, особо обратив внимание на лицо, прополоскать рот, аккуратно и неглубоко промыть нос.
Особое внимание уделяла умению заботиться о чистоте рук.
Исследовательская игра «Чистые ручки».
Воспитатель предлагает детям представить, что на руках каждого человека есть микробы, которые мы не можем увидеть. Для демонстрации педагог посыпает руки тальком (мукой) и показывает, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки. Ребята самостоятельно делают умозаключения, что для профилактики различных заболеваний, в том числе гриппа и коронавируса, необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
Разучивала с детьми специальные стихи «умывалочки».
1. Посмотрите, друзья, мы сначала
Закатали рукава.
2.Включим кран - пошла вода.
3.Вода теплая пошла,
Подставляйся, рука.
Осторожно воду лей,
На себя не пролей.
4.В ладошки мыло возьмем,
Аккуратненько потрем.
Озорное мыло -
Может выскользнуть игриво.
5.Теперь клубочки намотаем -
Грязь с рук мы смываем.
6. Руки чистые, смотрите,
Кран закроем. Не спешите.
Мыть мы руки завершаем,
Воду "замочком" отжимаем.
7.Напоследок полотенцем
Каждый пальчик вытираем.
Так детишки поступают, правила все выполняют!
Работа с родителями:
• Консультации для родителей «Что такое коронавирус?», «Как правильно пользоваться маской?», «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье», «Здоровый образ семьи».
• Мир семейных увлечений: «Создание рисунков о здоровом образе жизни».
Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
• Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993.9
• Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005
• Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 3-5 лет. Детство-Пресс, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Основой технологий является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей....