Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.
материал
Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что - то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_podhodov_v_rabote_s_detmi_po_izucheniyu_pdd._-_kopiya.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.
Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что - то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Сегодня, в век инновационных и информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Ведь дети нового века совершенно другие! Они более эрудированные, активные, динамичные. И ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен. Рассмотрим те инновационные педагогические технологии, которые возможно использовать в детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
Сюжетно-ролевые игры Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
Настольно-Печатные игры. В игру, с использованием, макетов улицы или города – дети играют с удовольствием. Расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.
Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам и др.
Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. Так же игры объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(Информационно – коммуникативные технологии)
Позволяет, с помощью компьютерной техники, сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Для этого:
1. Создаются презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация
- группы дорожных знаков
- участники дорожного движения
- загадки по ПДД
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов.
2. Подбирается иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов по ПДД.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Помогает детям понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.
При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:
- подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения
- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос
- побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
- ставим конкретные вопросы: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Как переходить улицу?» и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В педагогической деятельности можно реализовать следующие проекты: «Путешествие на площадку ПДД с детьми младшего возраста», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проект можно включить игры, проблемные ситуации, где дети подготовительной группы делятся с ребятами младшей группы своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться возле проезжей части.
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
(ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)
Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению.
В данной технологии используем метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?
- Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?
- Что будет, если у велосипеда убрать руль?
- Что произойдет, если убрать шлагбаум?
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
С помощью данных технологий ребёнок начинает осознанно относится к здоровью и жизни человека, накапливает знания о здоровье и развитии умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретает умения самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Что актуально при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге.
В своей работе, по обучению ПДД, можно использовать следующие формы организации:
- физкультурные занятия
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
- физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В работе можно использовать такие формы организации исследовательской деятельности, как:
- беседы
- наблюдения
- «погружение» в звуки транспорта, города
- использование художественного слова
- дидактические и развивающие игры
- игровые ситуации
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
МНЕМОТЕХНИКА
Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.
Начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
- Осуществление, так называемого перекодирования информации.
- После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания
Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы. При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила.
Взаимодействие с родителями
Чтобы работа была более эффективной, осуществляю целенаправленное взаимодействие с родителями. и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями использую:
Информационно - аналитические формы:
- опросы,
- анкетирование
Познавательные формы:
- родительские собрания,
- круглые столы,
- консультации,
- беседы
Досуговые формы:
- конкурсы,
- викторины,
- развлечения,
- досуги по ПДД с участием детей и родителей, инспекторов ГИБДД
Наглядно - информационные:
- оформление буклетов,
- выпуск газет,
- фотовыставки,
- демонстрация видео фрагментов организации занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что данная работа позволяет увидеть широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий в инновационное обучение детей дошкольного возраста, а также установить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых моментов, видеозаписей и т.д. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии и многие другие, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Пусть движутся потоками машины, Водители спокойствие хранят Ведь правила движения едины- Для взрослых пешеходов и ребят.
Используемые источники:
- Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.
- Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М.-б07с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС"
Данная работа включает в себя создание условий и внедрения современных, инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомления дошкольников с правилами дорожного движени...
«Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС»
Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС...
"Использование инновационных технологии в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Описание опыта работы ДОУ"Использование инновационных технологии вработе с детьми по изучению ПДДв условия реализации ФГОС"...
Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...
Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...
«Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ в ДОУ» (из опыта работы) выступление
Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность доверенных нам детей.Сегодня в современном мире никто не за...
Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО
Использование инновационных технологий в работе с детьмипо изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО...