Аналитическая справка педагога ДОУ
консультация

НатальяБорисова

Образовательная деятельность в 2019 – 2022 учебных годах строилась на основе Образовательной программы МБДОУ детского сада № 11 г.Донецка, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и разработанной на основе  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Содержание программы соответствует  основным положения возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и сочетание ряда  современных парциальных программ и педагогических технологий  для реализации отдельных разделов программы.

Методами  получения результатов мониторинга послужили: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

 1. Здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. игровые технологии.

Проводилась планомерная, систематическая работа по следующим образовательным областям:

1) Социально-коммуникативное развитие;

2) Познавательное развитие;

3) Речевое развитие;

4) Художественно-эстетическое развитие;

5) Физическое развитие.

Для реализации направлений деятельности в группе было организовано взаимодействие всех участников воспитательно - образовательного процесса. Образовательный процесс   проводился в соответствии с  планом  работы и возрастом детей.   Развитие воспитанников осуществлялось в соответствии с задачами  программы  в регламентированной и свободной  деятельности.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов  их развития  и усвоения программы  в начале и в конце каждого учебного года проводилась диагностика образовательного  процесса (мониторинг  освоения образовательной программы).

По каждой области  исследования  указаны  соответствующие критерии . По каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале учебного года мониторинг проводился по 5 образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  с целью выявления  уровня развития  каждого ребенка , в конце года – с  целью сравнения  полученного  и желаемого результата. По результатам проведенного мониторинга составлялась справка, результаты обсуждались  на  педагогическом совете, совещаниях при заведующем.

Обследование средней группы показало достаточный уровень овладения результатами образовательной программой.  Данные проведённого мониторинга доказывают, что программный материал подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Низкий уровень усвоения образовательной программы сведен к минимуму. Знания детей прочные, они способны применять их в повседневной жизни.

из результата мониторинга по освоению программного материала по всем образовательным областям, дети старшей группы в основном показали высокий - средний уровни развития. В целом реализация  образовательных областей находится на достаточном уровне, однако, предпосылки к повышению уровня развития детей существуют.  Достижению таких результатов способствовало использование разнообразных форм работы, как с детьми, так и с родителями. Для развития детской самостоятельности и инициативности применялись приёмы индивидуального подхода, позволяющие обращать внимание на уровень умений у детей. 

Дети подготовительной группы проявляют собственную самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и недостатков. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками дети осознают своё социальное «Я» и понимают характер отношений к ним окружающих. Воспитанники усвоили этические мерки, принятые в обществе, способы общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности; учатся создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные  разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители, обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам, договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты; могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых замыслов. Дети уверенные, инициативные, эмоционально отзывчивые; у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда, получены   позитивные установки к основам безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Воспитанники сознательно относятся к собственному здоровью, знают, как доступными способами его укреплять, владеют техникой выполнения   общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдают правила в подвижных играх и контролируют их выполнение, достигают результата при выполнении физических упражнений. Могут уверенно ориентироваться в пространстве, воспринимают показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивают движения сверстников и замечают их ошибки. У детей хорошие показатели развития двигательных качеств и способностей: ловкости, общей выносливости, быстроты, гибкости, силы.

   На достаточном уровне владеют разговорной речью и учатся свободно общаться с близкими взрослыми и детьми; умеют привлекать к себе внимание  собеседника, интересуются высказываниями партнёра, отвечают на них словом, действиями; могут выражать мысли в форме полных и неполных простых предложений, коротких текстов; проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг; могут употреблять в высказываниях разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; стремятся говорить грамматически правильно.

     В итоге проведённого мониторингового обследования выяснено, что у детей к школе сформированы  познавательные интересы, большинство детей выговаривают все звуки родного языка, сформирован грамматический строй речи. Они умеют договариваться, находить выход из конфликтных ситуаций. Преобладает высокий уровень достижения результатов освоения образовательной программы дошкольного уровня.

В своей педагогической деятельности я реализую образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения

ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,

любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,

их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного

процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая

развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,

исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей

дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

 Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Программа «От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

 В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических

чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия —

великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Система деятельности педагога по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей культурно - исторических традиций Донского края.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре родного края. Я убеждены, что в содержании образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. Поэтому на протяжении последних 4 лет, большое значение я уделяю патриотическому воспитанию дошкольников.

Цель моей работы по этому направлению: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов, населяющих нашу страну и Донской край.

2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.

4. Формировать представления об истории Донского края и его жителях; познакомить с жизнью и трудом донских казаков;

5.Совершенствовать знания о своем родном поселке;

6. Активизировать и обогащать их словарь новыми словами;

7.Развивать связную, монологическую и диалогическую речь;

К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей работе использую разработанные авторские пособия, авторские дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.

Наш детский сад находится в городе, который хранит обычаи  и традиции казачества. 

На территории детского сада существует мини-музей, где представлены предметы быта казаков, исторические фотографии с изображением наших земляков в казачьем обмундировании.

На музыкальных занятиях слушаем казачьи песни, обращаем внимание детей на особенность их исполнения и колорит. Разучиваем народные танцы, игры.

На занятиях я часто использую презентации, где дети могут более подробно познакомиться  со Свято - Успенским Храмом станицы Гундоровской, познакомиться  с историей его возникновения, предметами быта казаков, с жилищными условиями, национальной одеждой с традиционными блюдами, праздниками и обрядами.

Уже традиционным стал для жителей нашего города фестиваль «Казачья душа», где ребята из моей группы, совместно с родителями, принимали участие в конкурсе изобразительного искусства «Гундоровский вернисаж».

Применение методов оценки индивидуального развития детей в соответствии с образовательной программой ДОО.

Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение.

 

Метод

Описание метода

Наблюдение

Использую данный метод как основной для сбора данных. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов

Беседа, интервью

Заранее разрабатываю план беседы, затем организую предметную среду для мотивации детей, разрабатываю открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы заношу в протокол беседы. С помощью интервью получаю актуальные сведения о представлениях ребенка.

Анализ продуктов деятельности.

Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, пересказы и пр. сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Провожу анализ не только продукта, но и процесса его создания: заинтересованность, доведения до конца, степень соответствия первоначальному замыслу

Диагностические ситуации

Использую при исследовании активности старших дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой и др.

 

Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Затем заполняю таблицы, созданные на каждого воспитанника. Анализирую полученные данные:

определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП;

- прослеживаю динамику развития, основываясь на результатах прошлой педагогической диагностики, сопоставляю с новыми данными;

Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность:

- планирую индивидуальную работу. Особое внимание уделяю тем детям, у которых отсутствует или замедлена динамика в развитии и освоении образовательной программы: обращаюсь за консультацией к другим специалистам (педагогу-психологу, инструктору по физ. воспитанию, учителю-логопеду) и на основе полученных рекомендаций составляю индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, учитывая его потребности, склонности и интересы;

- подбираю эффективные формы и методы работы: деятельность по подгруппам организую таким образом, что более подготовленные дети оказывают помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. В результате, они видят особенности выполнения деятельности других детей и стремятся за ними. При организации деятельности учитываю индивидуальные особенности детей, разный уровень их подготовки и предлагаю материал разного уровня сложности.

Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится  корректировка образовательной  деятельности.

Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников.

Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в дальнейшей работе педагогов.

Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Свою работу строю с учётом возрастных и психологических особенностей детей, а так же  с учётом состояния здоровья, показателей физического развития.

Наиболее эффективными формами взаимодействия в моей работе являются:

- утренняя гимнастика, аэробика;

- гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

 - занятия, прогулки, походы;

-  совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

-  спортивные праздники и развлечения;

-  коррекционные виды гимнастики (дыхательная, пальчиковая, гимнастика для глаз).

Организованной формой являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В физическом воспитании учитываю разные стороны его развития и включаю соответствующие методы и приемы работы, направленные на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и физической подготовки двигательной активности.

Максимально допустимая недельная нагрузка соответствует возрасту детей, нормам СанПиН и реализуемым программам.

Занятия по физической культуре провожу в соответствии с сеткой занятий 3 раза в неделю, одно из них на улице.

В теплое время года число занятий на свежем воздухе увеличиваю.

Во время проведения всех занятий по физкультуре исключаю возможности перегрузки детей, их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма.

Индивидуальные работы организую во всех возрастных группах и провожу в течение всего дня, в часы прогулок, учитывая рекомендации медицинской сестры.

Характеристика здоровьесберегающей деятельности воспитателя.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Мы добиваемся благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляем личностно – ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей.

Здоровьесберегающую деятельность я веду в зависимости от показателей здоровья детей, от программы, по которой я работаю, а также от условий группы.

Внедряю как стандартные, так и нестандартные методы и средства оздоровления детей:

- Ритмопластика;

- Динамические паузы;

- Подвижные и спортивные игры;

- Релаксация;

- Пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Дыхательная гимнастика;

- Бодрящая гимнастика.

Оздоровительно-профилактическая работа с детьми, для сохранения и укрепления их здоровья, ведется под наблюдением медицинской сестрой нашего дошкольного учреждения.

Свою  информационно – просветительскую  деятельность выражаю в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также знакомлю родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информирую о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребенка; привлекаю родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

     В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового  образа жизни у детей, мной  разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки – передвижки,  беседы, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы).

Эффективность здоровьесберегающих технологий воспитателем.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Здоровье сберегающие педагогические технологии я применяю в различных видах деятельности:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
  • Технологии обучения ЗОЖ.
  •  Коррекционные технологии.
  •  Работа с родителями по здоровье сберегающей деятельности.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждение утомляемости;
  • снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышение интереса детей к ходу занятия;
  • создание положительного эмоционального фона.  

 Физкультминутки сопровождаю стихотворным текстом, их длительность 2 минуты.

Дыхательная гимнастика:

  • улучшает работу внутренних органов;
  • активизирует мозговое кровообращение, повышает насыщение организма кислородом;
  • тренирует дыхательный аппарат;
  • осуществляет профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повышает защитные механизмы организма;
  • восстанавливает душевное равновесие, помогает успокоиться;
  • развивает речевое дыхание.

Провожу её в хорошо проветренной комнате и до приема пищи, ежедневно, длится 3-6 минут. 

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Использую такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно.

Гимнастика для глаз:

  • снятие напряжения;
  • предупреждение утомления;
  • тренировка глазных мышц;
  • укрепление глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. 

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.       Её цель заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Провожу 2 раза в неделю по 30 минут.

Игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.                                                                          

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наношу на фигурки из глины (доза ароматического вещества должна быть минимальна).

Подвижные игры – один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. В группе составлена иллюстрированная картотека для организации подвижных игр дошкольников. Материал составлен с учётом основных направлений физического развития и предназначен для формирования и закрепления двигательных навыков, развития физических качеств и общения в процессе игры.

Работа с родителями по здоровьесберегающей деятельности.

Объясняю родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Рассказываю о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка. Помогаю родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Знакомлю родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъясняю важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.

Деятельность воспитателя по изменению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО и реализуемой образовательной программой.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья. Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство распределяю так, чтобы свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, давали бы простор изобретательности, открытиям. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей. При построении развивающей среды закладываю возможность её изменения, в интерьере стараюсь использовать определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности. Для гармоничного развития ребёнка в группе оборудован уголок «Уединения», в котором ребёнок может побыть один, понаблюдать за другими детьми, успокоиться. Разнообразный материал, имеющийся в уголке (шумелки, шуршалки, пищалки, звенелки, лёгкие мешочки с поролоном), даёт возможность выплеснуть эмоции. Для того, чтобы скорректировать работу на день, проследить, как изменяется настроение детей, используют панно «Моё настроение» и «Моё желание». В мастерских найдётся материал для различных видов деятельности. Работая с уменьшенными копиями настоящих инструментов – молотков, гвоздей, пилок, щипцов), дети приобщаются к жизни взрослых, формируют свои трудовые навыки. Природный уголок своеобразен тем, что в нём есть дидактическое дерево, которое дети украшают в соответствии с сезонными изменениями. Есть в нём и различные растения. Ухаживание за растениями формирует у ребёнка осознанное бережное отношение к миру природы, развивается любознательность. Совместное изготовление поделок из природного материала, оформление панно, создание коллажей способствуют наиболее полному восприятию окружающего мира. Уголок изобразительной деятельности содержит разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности(глина, солёное тесто, ракушки, палочки, листья и т.д.). Из детских работ оформляем картинную галерею, выставки. Видя свои работы, у детей исчезает неуверенность, повышается самооценка. Сюжетно – ролевые уголки содержат лёгкий, мобильный материал: пластиковые полочки, ширмы и предметы – заместители(коробки, дощечки, куски ткани, коврики, пружинки, пробки, проволока, верёвка). Все ценности, значимые для детей, хранятся в специальной шкатулке. Это позволяет разнообразить игровые действия, сюжетную линию и творчество. Игра «Морские глубины» может появиться на фоне синего коврика, коллекции ракушек и морских обитателей, соединённые пластиковые бутылки зелёного цвета превратились в водоросли. В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т.д. Оборудование: лупы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подбираю детскую литературу, операционные карты, алгоритмы проведения опытов. Литературный уголок, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют и домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Здесь мы можем почитать детям их любимые сказки и рассказы, а так же организовать в литературном уголке выставку произведений того или иного автора, провести литературные викторины, конкурсы. Уголок безопасного дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к с/р играм, деятельности для закрепления знаний ПДД. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка и жилет полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит магнитная доска с разметкой улиц и дорог.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит с символикой нашей страны. В нем находятся элементы государственной символики: портрет президента РФ, флаг РФ, флаг Ростовской области, герб страны и области.                                                                          

В группе созданы максимальные условия для речевого развития детей:

- подобраны картинки для группировки и обобщения по разным лексическим темам: овощи, фрукты, животные, растения, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, профессии и др.

-  созданы картотека с играми на развитие общей моторики, пальчиковыми и словесными играми, картотеки артикуляционной гимнастики.

-  создана библиотека книг для чтения и просмотра картинок.

-  сделаны тренажёры для воспитания правильного дыхания (снежинки, листочки, тучки с капельками и др.).

Центр театрализации. В нем дети могут воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению.  Также в нем есть оснащение для разыгрывания сценок (настольный кукольный театр). Игрушки персонажи (шапки-маски, уголок ряженья, перчаточные куклы), ширма.

Спортивный уголок, где происходит обогащение двигательного опыта детей, развивается интерес к подвижным играм и укрепление здоровья детей.  Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. В центре есть: оборудование для общеразвивающих упражнений: флажки, мячи, кубики, погремушки, коврики и дорожки массажные, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс, кегли, мишени (ящики, корзины, мешочки для метания, верёвка-шнур, шарики пластмассовые). Все пособия и оборудование находятся в свободном доступе: на полках, контейнерах.

Таким образом, задействуя всё пространство групповой комнаты, дети получают огромный простор для выражения своих интересов и потребностей, а в совместной со взрослыми деятельности у ребёнка формируются образцы поведения и общения, повышается психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка педагога-психолога /ДОУ за 2012-2013 учебный год

Аналитическая справка педагога-психолога детского сада комбинированного вида....

Аналитическая справка педагога по развивающей предметно-пространственной среде подготовительной группы

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»Дата проведения: 28.04.2017 года Характеристика группы: группу посещают 28 детей. Из них с I...

Аналитическая справка педагога ДОУ

Образовательная деятельность в 2014-2017 учебных  годах строилась на основе Образовательной программы МБДОУ детского сада № 18, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и разработанной на осн...

Образец аналитической справки педагога по состоянию развивающей предметно-пространственной среды

Аналитическая справка по развивающей предметно-пространственной среде физкультурного зала составлена на основе  требований ФГОС ДО, рекомендации ФИРО  и методического пособия для специа...

аналитическая справка педагога

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2020–2021 учебный год (средняя группа)....

Аналитическая справка педагога Хрульковой Е.В.

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения программы воспитанниками в межаттестационный период педагога Хрульковой Е.В....

Аналитическая справка педагога-психолога за 2022-2023 учебный год

Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2022 -2023 учебный год....