Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_tablitsa.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Федонюк Любовь Анатольевна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область

г. Оха, ул. Дзержинского,25/2

Телефон: 8(42437)35548

E-mail: atljyar.25@mail.ru

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

40

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми  праздниками»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

    Актуальность заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Этому же способствует модернизация дошкольного образования, происходящая сегодня. ФГОС ДО нацеливает педагогов на переход от традиционной установки к творческой работе педагога с детьми в новых условиях открытого общества, таких как: ответственность, толерантность, инициативность, самостоятельность и др.

Развитие творческой личности становится приоритетной целью образования в современном обществе. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Поэтому я считаю, что без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность, толерантное отношение к людям других национальностей.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Проблемой нравственного воспитания с изучением народных обрядов и праздников  занимались  О.Л. Князева, М.Д. Маханева отражены принципы народности, которые предлагается комплексно использовать в разных видах искусства. Также воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е.И.Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др. Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников и взрослых оказывают положительное влияние на усвоение детьми нравственных норм. Способствует воспитанию толерантности к людям других национальностей.

Работа, представляет  ценность тем, что, участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Во ФГОС ДО говорится, что к концу дошкольного периода воспитанник должен обладать развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности. Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместных мероприятиях; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Поэтому считаю, что знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за свою многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов других образовательных учреждений при организации образовательной деятельности.

Внешние условия:

- наличие атрибутов (костюмы, маски, различные потешки, заклички, музыкальные инструменты и т.д.);

- наличие иллюстративного материала;

Внутренние условия:

- взаимодействие с родителями;

-взаимодействие со специалистами образовательного учреждения (музыкальный работник, инструктор по физической культуре; учитель-логопед);

- постоянный профессиональный рост воспитателя и его методического мастерства.

6. Результат изменений

       Проведенная диагностика на начало учебного года  показала следующие результаты:

высокий уровень – 10%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень   – 50%.  

Проведенная повторная диагностика на конец учебного года показала следующие результаты: высокий уровень – 50%;

средний уровень – 50%;

низкий уровень   – 0%.  

Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с детьми работа имела позитивный результат.

Было проведено 3 родительских собрания:
1- организационное, на котором родители познакомились с результатами обследования, с перспективным планом работы.
2- собрание было проведено в декабре в виде семинара-практикума «Знакомимся с народными праздниками».

Мастер – класс «Изготовление веточки вербы»
3- собрание – заключительное итоговое. Явка на родительские собрания – 100%.

В течение года проводились различные праздники, развлечения, выставки работ детей и родителей.

Эффективность проводимых мероприятий для родителей оценивалась по такому критерию, как участие родителей в мероприятиях ДОУ, которая увеличивалась постепенно. Их непосредственное участие в различных конкурсах и проектах детского сада.

7. Публикации

2018г. получила свидетельство о публикации методической  разработке на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно - обрядовыми праздниками» -Всероссийский образовательный центр «Лучшее решение»;

2018г. Презентация  «Масленица» -научно –практический журнал «Совушка».

Описание педагогического опыта

Цель воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:

-изучение авторских программ, инноваций;

- планирование работы с детьми;

- создание предметно–развивающей среды в группе;

- знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;

- активное использование возможностей музыкального воспитания детей.

Работа с родителями осуществлялась через:

- родительские собрания;

-консультации;

-беседы;

-изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.

Совместная работа педагога и детей

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.

5.Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

8.Заучивание считалок, закличек,

прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен (на календарно-обрядовые праздники)

9. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2.Словесный(беседа, использование художественного слова, пояснения).

3.Практический(самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

4. Частично-поисковый.

5.Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

6. Сотворчество.

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство воздействия на детей, так как русские народные праздники имеют нравственную направленность.

Подготовка и участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт этического поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует:

- подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе всех видов продуктивной деятельности, физкультурных, музыкальных занятиях, а также вне;

- содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

- максимальное вовлечение всех детей в народном празднике;

- включение в программу праздника подвижных игр, хороводов, танцев, разученных с небольшими подгруппами детей или со всей группой, выступления взрослых в качестве героев представления;

- праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от содержания самого праздника;

- после праздника в последующие дни по желанию детей повторялись песни, хороводы, игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Это позволило закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

- фиксация наиболее запомнившихся моментов праздника в продуктивной деятельности (рисование, раскрашивание);

- дети принимали посильное участие в подготовке народных праздников и развлечений, это является важным условием воспитания нравственного и толерантного поведения;

- все народные праздники и развлечения доставляли детям радость, создавали веселое настроение; развивали инициативу и самостоятельность; воспитывали такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к окружающим;

- праздники обогащали жизнь детей радостными переживаниями; в ходе народных праздников и развлечений, дети больше проявляли творческую активность, удовлетворялась их любознательность, а познавательные процессы получали новые стимулы для развития.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого пространства с сетью интегративных связей. От качества проведенной работы, от простоты и доступности различного материала, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и познавательной развитие, одним словом, его будущее, его адаптация в школе и обществе в целом.

Ф.И.О.эксперта, должность, место работы

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе - Щелканова Елена Александровна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область

г. Оха,  ул. Дзержинского, 25/2

Телефон: 8(42437)35548


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А.С. ПУШКИНА»

 Педагогический проект «Знакомство старших дошкольников с творчеством А.С.Пушкина» позволит педагогам организовать деятельность детей  в соответствии с задачами проекта....

информационная карта проекта "Вода - источник жизни" для детей старшего дошкольного возраста.

Дети в недостаточной степени имеют представления о  возможна ли жизнь на Земле без воды? Кому нужна вода?...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....