Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_tablitsa.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Федонюк Любовь Анатольевна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область г. Оха, ул. Дзержинского,25/2 Телефон: 8(42437)35548 E-mail: atljyar.25@mail.ru |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 40 |
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта | «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Актуальность заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Этому же способствует модернизация дошкольного образования, происходящая сегодня. ФГОС ДО нацеливает педагогов на переход от традиционной установки к творческой работе педагога с детьми в новых условиях открытого общества, таких как: ответственность, толерантность, инициативность, самостоятельность и др. Развитие творческой личности становится приоритетной целью образования в современном обществе. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Поэтому я считаю, что без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность, толерантное отношение к людям других национальностей. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Проблемой нравственного воспитания с изучением народных обрядов и праздников занимались О.Л. Князева, М.Д. Маханева отражены принципы народности, которые предлагается комплексно использовать в разных видах искусства. Также воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е.И.Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др. Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников и взрослых оказывают положительное влияние на усвоение детьми нравственных норм. Способствует воспитанию толерантности к людям других национальностей. Работа, представляет ценность тем, что, участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Во ФГОС ДО говорится, что к концу дошкольного периода воспитанник должен обладать развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности. Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместных мероприятиях; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Поэтому считаю, что знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за свою многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов других образовательных учреждений при организации образовательной деятельности. Внешние условия: - наличие атрибутов (костюмы, маски, различные потешки, заклички, музыкальные инструменты и т.д.); - наличие иллюстративного материала; Внутренние условия: - взаимодействие с родителями; -взаимодействие со специалистами образовательного учреждения (музыкальный работник, инструктор по физической культуре; учитель-логопед); - постоянный профессиональный рост воспитателя и его методического мастерства. |
6. Результат изменений | Проведенная диагностика на начало учебного года показала следующие результаты: высокий уровень – 10%; средний уровень – 40%; низкий уровень – 50%. Проведенная повторная диагностика на конец учебного года показала следующие результаты: высокий уровень – 50%; средний уровень – 50%; низкий уровень – 0%. Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с детьми работа имела позитивный результат. Было проведено 3 родительских собрания: Мастер – класс «Изготовление веточки вербы» В течение года проводились различные праздники, развлечения, выставки работ детей и родителей. Эффективность проводимых мероприятий для родителей оценивалась по такому критерию, как участие родителей в мероприятиях ДОУ, которая увеличивалась постепенно. Их непосредственное участие в различных конкурсах и проектах детского сада. |
7. Публикации | 2018г. получила свидетельство о публикации методической разработке на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно - обрядовыми праздниками» -Всероссийский образовательный центр «Лучшее решение»; 2018г. Презентация «Масленица» -научно –практический журнал «Совушка». |
Описание педагогического опыта | Цель воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ. Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели: -изучение авторских программ, инноваций; - планирование работы с детьми; - создание предметно–развивающей среды в группе; - знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками; - активное использование возможностей музыкального воспитания детей. Работа с родителями осуществлялась через: - родительские собрания; -консультации; -беседы; -изготовление костюмов и атрибутов к праздникам. Совместная работа педагога и детей Педагогика сотрудничества взрослых и детей; Проведение занятий, организация театрализованных игр; Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д. Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками: 1. Беседы. 2. Занятия на основе метода интеграции. 3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток. 4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства. 5.Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду. 6. Дидактические игры. 7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки. 8.Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен (на календарно-обрядовые праздники) 9. Использование народных игр, в том числе хороводов. В работе используются различные методы и приемы: 1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий). 2.Словесный(беседа, использование художественного слова, пояснения). 3.Практический(самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен). 4. Частично-поисковый. 5.Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия). 6. Сотворчество. 7. Мотивационный (убеждение, поощрение). Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство воздействия на детей, так как русские народные праздники имеют нравственную направленность. Подготовка и участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт этического поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует: - подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе всех видов продуктивной деятельности, физкультурных, музыкальных занятиях, а также вне; - содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения; - подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей; - максимальное вовлечение всех детей в народном празднике; - включение в программу праздника подвижных игр, хороводов, танцев, разученных с небольшими подгруппами детей или со всей группой, выступления взрослых в качестве героев представления; - праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от содержания самого праздника; - после праздника в последующие дни по желанию детей повторялись песни, хороводы, игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Это позволило закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления; - фиксация наиболее запомнившихся моментов праздника в продуктивной деятельности (рисование, раскрашивание); - дети принимали посильное участие в подготовке народных праздников и развлечений, это является важным условием воспитания нравственного и толерантного поведения; - все народные праздники и развлечения доставляли детям радость, создавали веселое настроение; развивали инициативу и самостоятельность; воспитывали такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к окружающим; - праздники обогащали жизнь детей радостными переживаниями; в ходе народных праздников и развлечений, дети больше проявляли творческую активность, удовлетворялась их любознательность, а познавательные процессы получали новые стимулы для развития. |
Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений) | Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого пространства с сетью интегративных связей. От качества проведенной работы, от простоты и доступности различного материала, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и познавательной развитие, одним словом, его будущее, его адаптация в школе и обществе в целом. |
Ф.И.О.эксперта, должность, место работы | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе - Щелканова Елена Александровна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область г. Оха, ул. Дзержинского, 25/2 Телефон: 8(42437)35548 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).
Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А.С. ПУШКИНА»
Педагогический проект «Знакомство старших дошкольников с творчеством А.С.Пушкина» позволит педагогам организовать деятельность детей в соответствии с задачами проекта....
информационная карта проекта "Вода - источник жизни" для детей старшего дошкольного возраста.
Дети в недостаточной степени имеют представления о возможна ли жизнь на Земле без воды? Кому нужна вода?...
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»
Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....