Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Севцова Наталья Александровна

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturu_rossii_nevozmozhno.docx882.41 КБ

Предварительный просмотр:

Углубленное    знакомство с  народными  промыслами детьми  старшего дошкольного возраста. ( Гжель).

Культуру России невозможно

Представить без народного искусства,

Которое раскрывает истоки духовной

Жизни русского народа, наглядно

Демонстрирует его эстетическую

Ценность, художественный вкус

И является частью его истории.

В.А.Сухомлинский

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря  которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь. В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Предметы декоративно-прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от натуралистичности, излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему. Знакомясь с разнообразными изделиями народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к создателям этих необыкновенных вещей.

  1. Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Мотивы и образы народного искусства неразрывно связаны со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.
  2. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народ, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
  3. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовоольствие.
  4. Детский рисунок, готовое изделие могут служить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.
  5. Изучая народно-прикладное творчество дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.
  6. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей: он пополняется названиями предметов (ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.), материалов, из которого они изготовлены, элементов росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды) и т.д.
  7. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказок. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, технологии изготовления, что способствует развитию грамотной связной речи.
  8. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого, гжельского узора требует, чтобы из основных цветов получали различные оттенки и другую цветовую палитру. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.
  9. Разнообразить изобразительную деятельность детей можно, организуя ее не только в группе, но и других помещениях детского сада (в музыкальном зале, холлах). Ежегодно в зимнее время на территории детского сада руками сотрудников и родителей создается сказочный снежный городок. Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубокому и эмоциональному восприятию произведений декоративного искусства, а следовательно, и народных традиций.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, традициях – это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить и передать нашим детям.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта, игрушек. Поэтому я поставила перед собой цель познакомить детей с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, воспитывать любовь к прекрасному. А самое главное через народное творчество воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ. Почему именно народно-прикладное искусство? Может это сугубо мое личное мнение, но, по-моему, народные промыслы, существовавшие веками, сейчас просто на просто умирают. Совсем недавно был закрыт Гусь-Хрустальный завод. Не актуальна стала Дымковская игрушка. Зато посмотрите во что играют наши дети – биониклы, трансформеры и т.п.

В этом году я взяла три направления: Гжель, Дымковская игрушка, Хохломская роспись.

Хочу представить Вам небольшой отчет о моей работе по теме Гжель.

Какими бы художественными достоинствами не обладали образцы, но их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, как раскроет он перед ними образную, красочную сторону. Поэтому на занятиях я использую музыку, песни, стихи.

Русская жемчужина

Нас чаруешь ты

Синяя фантазия – море красоты.

После эмоционального настроя беседа.

- Понравились Вам эти предметы? Что понравилось?

- Кто знает, как называется эта роспись?

Дальше рассматривание предметов вживую.

Для этого нужно отобрать подлинные народные образцы.

Затем рассказываю историю промысла.

Следующий этап предлагаю – А давайте мы с вами сделаем выставку предметов Гжели.

Далее идет работа с родителями. Не просто принести, а сделать презентацию. (Название, для чего используется, какой рисунок украшает, как появился в вашей семье). Здесь и работа с родителями и развитие речи.

Много было интересных историй. Были и такие семьи, которые специально купили для нашей выставки. Вот очень интересная тарелочка, на выставку не отдали нам, но принесли показать и рассказали историю. Досталась от прадеда. Вручили за добросовестный труд, в канун празднования Октябрьской революции. Прадед участник Великой Отечественной Войны.

На этом слайде наша выставка. Дети рассматривают. Делятся впечатлениями.

Наряду с этим на занятиях мы изучали роспись и учились рисовать.

Задаю вопросы – Кого называют мастером своего дела?

А можно людей, которые создали такие сказочные узоры назвать мастерами. А что нужно чтобы стать мастером?

Сначала мы учились рисовать кончиком кисти бордюры, затем капельку с использованием оттенков. Мазок, розу с оттенком голубого и наконец, сказочную птицу. Заключительное занятие: нужно применить все знания и расписать какой-то предмет. Выбирали сами и предмет и что хотят нарисовать.

Вот работы: я считаю, что для детей логопедической группы совсем неплохо.

Параллельно работа велась и другими педагогами. В частности музыкальным руководителем Натальей Николаевной. У нас есть чудесные костюмы под гжель. Сейчас вы увидите отрывок танца, где наши девочки в этих костюмах. Танец «Гжель».

Музыка скромной

Российской природы

Кружит и водит

Свои хороводы

В снежном узоре

Сплетаются краски

И волшебство к нам

Приходит из сказки.

Марина Шапиро

За столом сидели

Бабушка и дед,

Пили чай из Гжели

Часто,

Много лет.

Чайник, чашки, кружки

Согревали нас,

Милые зверюшки

Радовали глаз.

Но пришел с подружкой

Внук к себе домой.

Ходики с кукушкой,

Скатерть с бахромой,

Может, и дичают

Где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю

Для нее налил.

Сколько б ни летели

Миллионы дней,

Мы без нашей Гжели

Словно без корней.

Белизны и сини

Нежные цветы,

Это все Россия –

Мама, папа, ты

P1000049.JPGP1020723.JPG

Выставка  организована  детьми  и  родителями.

P1000063.JPG

P1020730.JPG

Творчество моих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Применение игровых технологий в решении коррекционных задач при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами.

В данной методической разработке показано, как педагогами используются различные игровые технологии в решении коррекционных задач по знакомству  детей старшего дошкольного возраста с ТНР с русски...

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам Нижегородского края»

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума...