Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
материал (младшая группа) на тему
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 79.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата заполнения экспертного заключения:
« 30 » 03 2017 год.
Управление образования
муниципального образования городской округ «Охинский»
«Развитие двигательных умений
в процессе игровой деятельности
у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО»
Автор опыта:
Тыван Наталья Витальевна
воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи
Оха, 2017
Содержание
стр.
Заявка | 3 |
Информационная карта передового опыта для внесения в муниципальный «Банк педагогического опыта» | 4 |
Приложение № 1 Схема взаимодействия в игровой деятельности детей раннего возраста | 8 |
Приложение № 2 Алгоритм развития двигательных навыков и умений в процессе игровой деятельности с детьми 2 – 3 лет | 9 |
Приложение № 3 Перечень изготовленного и приобретенного оборудования для физического развития детей 2-3 лет. | 10 |
Приложение № 4 Перспективный план Подвижные игры в первой младшей группе для развития основных движений | 11 |
Приложение № 5 Протокол наблюдения на констатирующем этапе | 12 |
Приложение № 6 Таблица к протоколу наблюдения | 13 |
Приложение № 7 Диагностика освоения двигательных навыков по программе «От рождения до школы» на констатирующем этапе | 14 |
Приложение № 8 Конспект занятия по физическому развитию | 15 |
Приложение № 9 Сценарий физкультурного досуга | 17 |
Приложение № 10 Подвижная игра «Солнышко и дождик» | 21 |
Приложение № 11 Диагностика освоения двигательных навыков по программе «От рождения до школы» на итоговом этапе | 22 |
Приложение № 12 Протокол наблюдения на итоговом этапе | 23 |
Приложение № 13 Таблица к протоколу наблюдения на итоговом этапе | 24 |
Приложение № 14 Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности | 25 |
Начальнику
ИМО «МКУ «ЦСО» г. Охи
управления образования Воеводе О.И.
Заявка.
Просим внести в муниципальный «Банк педагогического опыта» информацию о педагогическом опыте воспитателя МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Буратино» г. Охи Тыван Натальи Витальевны
по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Данный педагогический опыт представлен на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на базе МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г. Охи, которое состоялось 06.04.2016 года (Информационное письмо № 2934 от 20.05.2016г.).
30.03.2017г.
Дата
Заведующий МБДОУ № 8 Е.К. Сухинина
Подпись
Заместитель заведующего по ВМР Э.М. Звягина
Подпись
Печать
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Тыван Наталья Витальевна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №8 «Буратино» Почтовый адрес образовательного учреждения: Сахалинская область, г. Оха, ул. Советская, дом 1 корпус «А» Телефон: 8(42437)35537 E-mail: buratino.8@mail.ru |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | Педагогический стаж - 3 года |
1. Тема инновационного(передового) педагогического опыта | «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | 1. Основные противоречия, решаемые в этом опыте: - дети хотят много двигаться, – но в раннем возрасте двигательные навыки у детей еще недостаточно сформированы; - наличие потребности у детей в активном движении – отсутствие у родителей желания организовывать активную двигательную деятельность детей дома и на прогулке; - дети 2-3 лет любят играть в подвижные игры – отсутствие знаний о подвижных играх, о правилах игры; - освоение детьми основными видами движения в игровой деятельности в ДОУ – неосведомленность родителей воспитанников раннего возраста в вопросах организации двигательной деятельности детей; - дети 2-3 лет любят играть в подвижные игры – не все родители уделяют достаточное внимание и время на игровую деятельность с детьми. 2. Новые средства обучения: разнообразные игры и игрушки, оборудование к подвижным играм, пособия и материалы для игровой деятельности. 3. Новые условия образовательной деятельности: развивающая предметно – пространственная игровая среда, способствующая развитию игровой деятельности; формирование компетентности родителей в вопросах формирования двигательной деятельности. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Отбор программного содержания осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского и основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по направлению «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Идея изменений заключается в применении разнообразной игровой деятельности детей 2-3 лет, так как игра – основной вид деятельности дошкольника, способствующей последовательному освоению двигательными навыками в соответствии с возрастом. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
- индивидуальная игра воспитателя с каждым ребенком, поступающим в группу; - постепенное вовлечение воспитанников в организованную подгрупповую и групповую игровую и познавательную деятельность, направленную на освоение элементарных математических представлений.
- индивидуальная игра воспитателя с каждым ребенком, поступающим в группу; - постепенное вовлечение воспитанников в организованную подгрупповую и групповую игровую деятельность, направленную на освоение того или иного двигательного навыка.
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
|
6. Результат изменений | В группе раннего возраста результат изменений двигательных навыков и умений можно увидеть в процессе педагогического наблюдения за игровой деятельностью детей. Положительная динамика развития двигательных умений и навыков у детей 2-3 лет определена при сравнительном анализе результатов педагогического наблюдения на итоговом этапе: высокий уровень – 35% средний уровень – 65% низкий уровень - 0 Прирост: показатели высоко уровня повысились на 35 %, среднего уровня – на 65 %, показатель низкого уровня снизился на 25 %, по сравнению с констатирующим этапом. |
7. Публикации | нет |
8.Описание инновационного педагогического опыта | Данный педагогический опыт направлен развитие двигательных навыков и умений детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности. Актуальность опыта заключается в том, что движения, освоенные ребенком в процессе основной образовательной деятельности, закрепляются в подвижных играх и другой игровой деятельности. П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры происходит не только упражнение в двигательных умениях, но и формирование новых качеств личности. Цель: способствовать развитию двигательных умений детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. Исходя из цели, определены следующие задачи.
Для решения поставленных задач, необходимо создание условий для развития игровой деятельности детей и формирование двигательных умений, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью. Технология опыта: Исследование было организовано в три этапа: Констатирующий этап (сентябрь–октябрь 2015г.) – были изучены литературные источники, проведено педагогическое исследование с помощью методов: наблюдение за двигательной деятельностью детей в воспитательно-образовательном процессе, педагогическая диагностика по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, анкетирование родителей. Обработаны и проанализированы первичные результаты исследования. На формирующем этапе (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.) проводилась практическая часть педагогического исследования с помощью эффективных форм игровой деятельности, методов, приемов и игровых упражнений. Организованна воспитательно -образовательная работа, направленная на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей в возрасте 2–3 лет. На заключительном этапе (март 2016 г.) подводились итоги, проведено заключительное педагогическое исследование с помощью методов: наблюдение за двигательной деятельностью детей в воспитательно-образовательном процессе, педагогическая диагностика по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, анкетирование родителей. Обработаны и проанализированы результаты исследования, формулировались выводы, оформлен тематический и практический материал. Данный опыт имеет:
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью, так как система мероприятий, направленная на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей раннего возраста, способствовала повышению уровня развития их двигательных умений. Важно намечать данную стратегию в развитии двигательных навыков и умений в процессе игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения двигательными умениями и навыками, общее состояние игры. |
9.Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений) | Основная ценность опыта работы в том, что в процессе игровой деятельности формируются двигательные навыки и умения. Это способствует формированию интереса к движению, физическим упражнениям и привычки здорового образа жизни. Этот опыт работы представлен на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на базе МБДОУ детский сад № 10 «Золушка», которое состоялось 06.04.2016 года в форме мультимедийной презентации и в МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи на методических мероприятиях и родительских собраниях. Опыт работы может быть адресован воспитателям, работающим в группах раннего возраста с детьми от 1 года 6 месяцев до 3 лет, так как имеет систему планирования, диагностическое обследование, алгоритм деятельности воспитателя над реализацией вопроса развития двигательных навыков малышей и методические рекомендации. |
10.Ф.И.О. эксперта, должность, место работы | Звягина Эльмира Мариусовна – заместитель заведующего по воспитательно – методической работе МБДОУ ЦРР - детский сад №8 «Буратино» г. Охи buratino.8@mail.ru |
Приложение №1
Схема взаимодействия в игровой деятельности детей раннего возраста
4
3
2
1
Приложение №2
Алгоритм
развития двигательных навыков и умений
в процессе игровой деятельности детей
2 - 3 лет
квартал | месяц | вид движения | подвижные игры и упражнения | ответственный |
I квартал | январь февраль март | Ходьба | «Пузырь» «Подними предмет» «Ножки по дорожке» | воспитатель Тыван Н.В. |
II квартал | апрель май июнь | Бег | «Догоню» «Догони мяч» «Воробушки и автомобиль» | воспитатель Тыван Н.В. |
III квартал | июль август сентябрь | Равновесие | «По тропинке» «Перешагивай» «Через ручеёк» | воспитатель Тыван Н.В. |
IV квартал | октябрь ноябрь декабрь | Прыжки | «Зайка серенький сидит» «Спрыгни в воду» «Поймай бабочку» | воспитатель Тыван Н.В. |
Приложение №3
Перечень
изготовленного и приобретенного оборудования
для физического развития детей 2-3 лет.
№ п/п | Наименование | Размер, см. | Количество, шт. |
1. | Флажки цветные | 20 | |
2. | Платочки цветные | 20х20 | 20 |
3. | Ленты цветные | 25 - 30 | 20 |
4. | Кегли | 21 | 12 |
5. | Кубики деревянные | 3 х 3х 3 | 40 |
6. | Кубики пластмассовые | 4 х 4х 4 | 40 |
7. | Мячи резиновые | Диаметр: 5 10 15 25 | 12 |
8. | Обручи | Диаметр 15 | 20 |
9. | Мешочки с песком | Длина 10 Ширина 8 | 20 |
10. | Погремушки | 20 | |
11. | Доска ребристая | Длина 200 Ширина 25 | 1 |
12. | Палки круглые | Диаметр 2,5 – 3,5 Длина 45 | 12 |
13. | Кольцеброс | 1 | |
14. | Массажные коврики | 5 |
Приложение №4
Перспективный план
Подвижные игры в первой младшей группе
для развития основных движений
Виды движений | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Ходьба | «К кукле в гости» | «Пойдем на прогулку» | «Ножки по дорожке» | «Пузырь» | «Поезд» | «Подними предмет» | «Ниточка, накручивайся» | «Кто тише?» | «Мамы и дети» |
Бег | «Догоню» | «Догони мяч» | «Воробушки и автомобиль» | «Птички летают» | «Карусель» | «Самолёты» | «Лохматый пес» | «Курочка и цыплята» | «Солнышко и дождик» |
Равновесие | «По тропинке» | «Пойдем за грибами» | «Перешагивай» | «Через препятствие» | «Снежные дорожки» | «Ходи по горушке» | «Через ручеёк» | «Не оступись, не упади» | «Погуляем в саду» |
Ползание Лазание | «Доползи до погремушки» | «Воротики» | «Не наступи на линию» | «Будь осторожен» | «Кошка и мышки» | «Через препятствия» | «К мишке (собачке) в гости | «Обезьянки» | «Паучки» |
Бросание и ловля | «Прокати мяч» | «Мяч в кругу» | «Попади в воротики» | «Лови мяч» | «Бросай мяч» | «Перебрось мяч одной (двумя) рукой» | «Целься вернее» | «Брось в кольцо» (в сетку) | «Кто дальше бросит» |
Прыжки | «Мой весёлый звонкий мяч» | «По ровненькой дорожке» | «Зайка серый умывается» | «Зайка беленький сидит» | «Допрыгни до ладошки» | «Спрыгни в воду» | «Поймай бабочку» | «Прыгни и достань» | «Птички в гнездышках» |
Приложение №5
Протокол наблюдения
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Место проведения: МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Буратино» 1младшая группа «Теремок».
Объект: двигательные умения детей в режиме дня
Цель: определить качество усвоения программного материала в режиме дня , на занятиях по развитию двигательных умений в игровой деятельности .
Состав групп: 20 человек.
Период наблюдения: констатирующий этап (октябрь 2015г.);
Продолжительность: с 7.30 до 19.00
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что у детей достаточно сформирован уровень знаний по развитию двигательных умений .
Ход наблюдения.
Необходимо фиксировать усвоение знание детей по развитию двигательных умений в следующих режимных моментах: утро, прогулки, 2 половина дня, вечер; в процессе проведения занятия, игровой деятельности.
Цель: дать оценку наблюдений за двигательными умениями, определив качественное соотношение содержания и характера наблюдаемых действий.
Критерии оценки наблюдаемых действий:
- Уметь ходить, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
- Уметь бегать, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
- Уметь ползать, лазать различным и удобным способом;
- Уметь разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
- Уметь прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места.
Высокий уровень – (3 балла) - означает правильное выполнение упражнения. Ребенок сам выполняет его.
Средний уровень – (2 балла) - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью взрослого.
Низкий уровень – (1 балл) - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
При определении уровня сформированности знаний детей 1 младшей группы по развитию двигательных умений условно примем:
За высокий уровень – 10 – 15 баллов
За средний уровень – 5 - 10 баллов
За низкий уровень – 1 – 5 баллов
Результаты наблюдения:
Высокий уровень – 0
Средний уровень – 14 ч. – 70%,
Низкий уровень – 6 ч. – 30%
Вывод: в ходе наблюдения предполагаемый результат подтвердился, практически все дети не освоили материал по развитию двигательных умений.
Приложение №6
Анализ уровня сформированности по развитию двигательных умений в процессе игровой деятельности на констатирующем этапе в процессе наблюдения.
№ | фамилия, имя ребенка | Критерии | ||||||
Ходьба | Бег, ползание, лазание | Действия с мячом | Прыжки | Овладение подвижными играми с правилами | Количество баллов | Вывод: | ||
1. | Д.В. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 | СРЕДНИЙ |
2. | Ж.А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | СРЕДНИЙ |
3. | К.С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
4. | Л.А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
5. | Л.Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | СРЕДНИЙ |
6. | М.Д. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | СРЕДНИЙ |
7. | Р.я | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
8. | .А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
9. | Л.С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
10. | З.А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
11. | У.Н. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | СРЕДНИЙ |
12. | Л.Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
13. | Т.С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
14. | С.Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
15. | З.А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | СРЕДНИЙ |
16. | Н.К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
17. | И.К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | СРЕДНИЙ |
18. | М.К | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | СРЕДНИЙ |
19. | П.М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | СРЕДНИЙ |
20. | К.В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НИЗКИЙ |
Вывод: высокий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | ||
средний | 12-60% | 8 – 40% | 9-45% | 11-55% | 18-90% | 14 – 70% | ||
низкий | 8-40% | 12- 60% | 11-55% | 9-45% | 20-10% | 6 – 30% |
Приложение №7
Диагностика освоения содержания по программе «От рождения до школы»
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Образовательная область «Физическое развитие» на начало учебного года
воспитанниками МБДОУ ЦРР – детский сад «Буратино» №8 (первая младшая группа)
за 2015 – 2016 учебный год
№ | фамилия, имя ребенка | Критерии | |||||
Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу | Овладение подвижными играми с правилами | Вывод: | ||
1. | Д.В. | с | с | с | с | с | с |
2. | Ж.А. | с | н | н | н | н | н |
3. | К.С. | с | с | с | с | н | с |
4. | Л.А. | в | с | с | с | с | с |
5. | Л.Г. | с | с | с | н | с | с |
6. | М.Д. | в | с | с | с | с | с |
7. | Р.В. | в | с | С | с | с | с |
8. | Б.А. | с | н | н | н | н | н |
9. | Л.С. | с | с | с | с | с | с |
10. | З.А. | в | с | с | с | с | с |
11. | У.Н. | с | н | н | н | с | н |
12. | Л.Н. | с | С | с | с | с | с |
13. | Т.С. | с | с | с | с | с | с |
14. | С.Л. | в | с | с | с | с | с |
15. | З.А. | с | с | с | с | с | с |
16. | У.Н. | с | н | н | н | н | н |
17. | И.К. | с | с | с | с | с | с |
18. | П.М. | с | с | с | с | н | с |
19. | К.В. | с | с | с | с | с | с |
20. | Р.А. | с | с | с | с | с | с |
Вывод: высокий | 5 – 25% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | |
средний | 15 – 75% | 16 – 80% | 16 – 80% | 15 – 75% | 15 – 75% | 15 – 75% | |
низкий | 0% | 4 – 20% | 4 – 20% | 5 – 25% | 5 – 25% | 5 – 25% |
Приложение №8
Конспект занятия по физическому развитию
в группе №3 «Теремок» 2015 -2016 г.
форма: сюжетная.
Сюжет: «Петрушка в гостях у ребят».
Задачи: «Учить ходить парами в определённом направлении, бросать мяч в даль от груди, упражнять в катании мяча, приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движения».
Пособия: погремушки по количеству детей, 2 длинные верёвки, мяча для каждого ребёнка.
№ | Ход занятия | Дозировка | Длительность | Методические рекомендации |
1. | Вводная часть: - ходьба по кругу - бег по кругу - ходьба по кругу | По 1-му кругу | 2 минуты | - Ходьба от зрительного ориентира (пирамидки) . - Дыхание через нос. |
2. | Общеразвивающие упражнения:
И.п. ноги узкой дорожкой, руки с погремушками внизу. Присесть, постучать погремушками об пол, выпрямиться. 2. «Громкие погремушки» И.п. лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, погремушки в обеих руках. Поднять руки вверх, погреметь погремушками, опустить руки вдоль туловища. 3. «Покажи погремушки» И.п. сидя ноги вытянуты, погремушки между ног, руками опереться сзади. Развести ноги в стороны – (вот погремушки), соединить ноги – (нет погремушки). 4. «Поскоки» с погремушками в чередовании с ходьбой. Ходьба – положить погремушки. | 4 раза 4-6 раз 4-6 раз 2 раза | Темп средний | Присесть низко Стараться руки держать прямыми (выше – выше) Шире разводить ноги Прыгать легче |
3. | Упражнения в основных видах движения.
Дети с мячами становятся в а шеренгу за линию (верёвку), ноги слегка расставить, мяч в обоих руках перед грудью. Дети бросают мяч вдаль, бегут за ним, возвращаются на место, по сигнал снова выполняют бросок.
Дети сидят против друг друга, ноги врозь, упираются в ступни напарника. Дети прокатывают мяч друг другу. | 2-3 раза 3-4 раза | Энергичным толчком мяч выбрасывается вдаль. Посильнее оттолкнуть мяч. | |
4. | Подвижная игра
На середине помещения раскладывают две длинные верёвки на расстоянии 20-25 см «ручеёк» . По сигналу дети идут к ручейку, перешагивают его, выходят на «поляну» играют – «собирают цветы». По сигналу домой, опять переступают через «ручеёк» и возвращаются на свои места. | 2-3 раза | 2 минуты | Создать эмоциональное настроение. |
5. | Заключительная часть.
| По 1-му кругу | 1 минута | Выровнять дыхание, успокоиться. |
Приложение №9
Сценарий физкультурного досуга
в 1 младшей группе №3 «Теремок»
«В гостях у сказки»
Подготовка: чтение детям русской народной сказки «Теремок»; игры детей с персонажами сказки (игрушки би-ба-бо); обучение детей на занятиях по физическому воспитанию подражательным движениям.
Оборудование: скамейки гимнастические – 2 шт., мячи по количеству детей, кубики пластмассовые 4-х цветов – по 10 шт. каждого, обручи - 4 шт., обруч пластмассовый - 1 шт., дуга гимнастическая – 1 шт.. крупный строительный материал ( для теремка), игрушки би-ба-бо (мышка, лягушка, зайчик, петушок, лиса, волк, медведь).
Воспитатель встречает детей у входа в зал и сообщает им, что сейчас они отправляются в страну сказок, в поле, где построен необычный домик – теремок (дети входят в зал колонной по одному обычным шагом).
Воспитатель (показывает детям мышку):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит
(дети идут мелкими шагами на носках).
У дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок, видит – стоит большой мешочек, а в нём зёрнышки все перепутаны. И решила мышка перебрать зернышки, разложить их по своим мешочкам»:
Проводится подвижная игра «Каждое зернышко в свой мешочек»:
дети подлезают под дугу, берут по одному кубику, снова подлезают под дугу, бегом несут кубики в определенный обруч ( обручи помечены определённым цветом).
Воспитатель (берёт лягушку и продолжает рассказ):
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит.
( Дети прыгают по залу как лягушка - сидя на корточках, руки на полу – отталкиваются ногами и делают прыжок вперёд, руки переставляют как можно дальше от себя).
Воспитатель продолжает:
… у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: я – мышка – норушка, а ты кто?
Лягушка: я – лягушка – квакушка.
Мышка: А ты что любишь делать?
Лягушка: Очень люблю комариков да жучков ловить.
Проводиться подвижная игра «Лягушка ловит жучков»: дети на корточках располагаются по кругу, воспитатель над головами детей проносит верёвочку, к которой привязан «жучок». Дети стараются подпрыгнуть и из положения сидя дотянуться до жучка.
Воспитатель (берёт петушка и продолжает):
Стоит в поле, теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю петушок спешит…
(Дети разбегаются врассыпную, как петушки, - высоко поднимая колени, руками похлопывая себя по бедрам)
….у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: я – мышка – норушка.
Лягушка: я – лягушка – квакушка, а ты кто?
Петушок я – петушок, золотой гребешок.
Пустите меня к себе жить.
И стали они втроём жить
Воспитатель берёт зайца:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю зайка бежит…
(Дети прыгают на обеих ногах с продвижением вперёд).
… у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: я – мышка – норушка.
Лягушка: я – лягушка – квакушка.
Петушок: я – петушок, золотой гребешок, а ты кто?
Заяц: я – зайка – попрыгайка. Давайте жить вместе.
И стали они жить вчетвером.
Появляется лисичка.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю лисичка бежит…
(дети на носочках бегут за воспитателем, который держит в руках игрушки – лисичку).
… у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: я – мышка – норушка.
Лягушка: я – лягушка – квакушка.
Петушок: я – петушок, золотой гребешок.
Заяц: я – зайка – попрыгайка. А что ты умеешь делать?
Лиса: Умею петушков и курочек стеречь.
Подвижная игра «Лисица, курочки и петушки: дети встают на гимнастические скамейки, затем спрыгивают с них и изображая петушков и курочек, ходят, клюют зернышки, кудахтают, кукарекают. По сигналу воспитателя «лиса!» снова встают на скамеечки. Лиса пытается кого-нибудь поймать.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, волк бежит…
(Дети бегут за воспитателем широким шагом, как волк).
…у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Мышка: я – мышка – норушка.
Лягушка: я – лягушка – квакушка.
Петушок: я – петушок, золотой гребешок.
Заяц: я – зайка – попрыгайка.
Лиса: я – лисичка – сестричка. А что ты умеешь делать?
Волк: я люблю с зайчиками в прятки, догонялки играть.
Лягушка: Поиграй с нами зайкой.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Воспитатель: наигрались волчок и зайчик и пошли в теремок отдыхать. (Появляется медведь).
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю мишка спешит,
… у дверей остановилась и стучит:
- кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Звери: я – мышка.
Я – лягушка – квакушка.
Я – зайка попрыгайка.
Я – лисичка сестричка.
Я серый волк. А что ты любишь делать?
Медведь: я люблю в лес ходить, дрова рубить.
(Дети выполняют движения – (рубят дрова), потом берут мячики и катают их по залу в разных направлениях обеими руками)
Воспитатель завершает досуг:
Так и стали они жить-поживать,
А вечерами любили они около теремка весело плясать.
Звучит музыка – русская народная, дети танцуют вместе с воспитателем. Затем под музыку уходят в группу.
Приложение №10
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Материал. Стулья. Повёрнутые спинкой вверх и изображающие домики (отмеченные на земле кружки). В ходе игры дети поют песню «Солнышко» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера).
Ход игры. Домики расположены полукругом, на некотором расстоянии один от другого. Дети вместе с воспитателем находятся в домиках (на корточках перед сиденьем). Все смотрят в окошко (в отверстие спинки стульчика). Выглянув в окошко, воспитатель говорит:
- Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову ребят поиграть.
Выходит на середину комнаты и зовет всех играющих. Малыши выбегают, взявшись за руки, образуют хоровод и поют песенку:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату. (Поют и ходят по кругу)
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ, (Притоптывают, стоя на месте
(мелодия повторяется, но без слов).
Топ-топ, топ-топ-топ.
Хлоп, хлоп, хлоп. (Прихлопывают в такт мелодии).
Хлоп, хлоп, хлоп.
Неожиданно для детей воспитатель говорит:
- Посмотрите, дождь идет, скорее домой!
Все спешат на свои места.
- Послушайте, как стучит дождик по крышам.
Воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сидению стульчика, изображает шум дождя. Сперва дождь сильный, потом он утихает и постепенно совсем прекращается.
- Сейчас посмотрю, как там на улице, и вас позову.
Воспитатель выходит из своего дома, делает вид, что смотрит на небо, и зовёт всех:
-Солнышко светит, нет дождя. Выходите погулять!
Теперь можно снова играть в хоровод или побегать свободно перед стульчиками, поплясать и т.д. Неожиданно для детей (но выждав некоторое время) снова даётся сигнал «дождик идёт»!, и все убегают по местам.
Игра повторяется несколько раз.
Правила игры. На сигнал «дождь идёт!» нужно бежать на место, на сигнал «солнышко светит!» - выйти на середину площадки. Выполнять движения согласно песне.
Указания к игре. Игра может проводиться и в помещении, и на воздухе. Вместо стульчиков можно полукругом на земле кружочки-домики (выложить из шишек или нарисовать).
В дальнейшем можно ввести правило: запомнить свое место и возвращаться только в свой дом. Воспитатель играет наравне с детьми, особенно вначале, когда игра нов и плохо знакомая детям.
Время от времени воспитатель, приучая детей к большой самостоятельности. Даёт лишь сигналы. Не выполняя движений. Можно вместо песни «Солнышка» спеть другую.
Приложение №11
Диагностика освоения содержания по программе «От рождения до школы»
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Образовательная область «Физическое развитие» на конец учебного года
воспитанниками МБДОУ ЦРР – детский сад «Буратино» №8 (первая младшая группа)
за 2015 – 2016 учебный год
№ | фамилия, имя ребенка | Критерии | |||||
Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу | Овладение подвижными играми с правилами | Вывод: | ||
1. | Д.В. | в | в | в | в | в | в |
2. | Ж.А. | с | с | с | с | с | с |
3. | К.С. | в | в | в | с | с | в |
4. | Л.А. | с | с | с | с | с | с |
5. | Л.Г. | в | в | с | в | в | в |
6. | М.Д. | с | с | с | с | с | с |
7. | Р.В. | в | с | с | с | с | с |
8. | Б.А. | с | с | с | с | с | с |
9. | Л.С. | в | с | в | в | в | в |
10. | З.А. | с | с | с | с | с | с |
11. | У.Н. | с | с | с | с | с | с |
12. | Л.Н. | в | в | с | в | в | в |
13. | Т.С. | с | с | с | с | с | с |
14. | С.А. | в | в | в | с | в | в |
15. | З.А. | с | с | с | с | с | с |
16. | У.Н. | с | с | с | с | с | с |
17. | И.К. | в | с | в | в | в | в |
18. | П.М. | с | с | с | с | с | с |
19. | К.В. | с | с | с | с | с | с |
20. | Р.А. | с | с | с | в | с | с |
Вывод: высокий | 8 – 40% | 5 – 25% | 5 – 25% | 6 – 30% | 6 – 30% | 7 – 35% | |
средний | 12 – 60% | 15 – 75% | 15 – 75% | 14 – 70% | 14 – 70% | 13 – 65% | |
низкий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Приложение №12
Протокол наблюдения
Тема: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Место проведения: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8 «Буратино» 1младшая группа «Теремок».
Объект: двигательные умения детей в режиме дня
Цель: определить качество усвоения программного материала в режиме дня, на занятиях по развитию двигательных умений в игровой деятельности.
Состав групп: 20 человек.
Период наблюдения: итоговый этап (май 2016г.);
Продолжительность: с 7.30 до 19.00
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что у детей достаточно сформирован уровень знаний по развитию двигательных умений.
Ход наблюдения.
Необходимо фиксировать усвоение знание детей по развитию двигательных умений в следующих режимных моментах: утро, прогулки, 2 половина дня, вечер; в процессе проведения занятия, игровой деятельности.
Цель: дать оценку наблюдений за двигательными умениями, определив качественное соотношение содержания и характера наблюдаемых действий.
Критерии оценки наблюдаемых действий:
- Уметь ходить, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
- Уметь бегать, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
- Уметь ползать, лазать различным и удобным способом;
- Уметь разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
- Уметь прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места.
Высокий уровень – (3 балла) - означает правильное выполнение упражнения. Ребенок сам выполняет его.
Средний уровень – (2 балла) - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью взрослого.
Низкий уровень – (1 балл) - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
При определении уровня сформированности знаний детей 1 младшей группы по развитию двигательных умений условно примем:
За высокий уровень – 10 – 15 баллов
За средний уровень – 5 - 10 баллов
За низкий уровень – 1 – 5 баллов
Результаты наблюдения:
Высокий уровень – 11 – 55%
Средний уровень – 9 – 45%,
Низкий уровень – 0
Вывод: в ходе наблюдения предполагаемый результат подтвердился, практически все дети освоили двигательные умения и навыки.
Приложение №13
Анализ уровня сформированности по развитию двигательных умений в процессе игровой деятельности на итоговом этапе в процессе наблюдения.
№ | фамилия, имя ребенка | Критерии | ||||||
Ходьба | Бег, ползание, лазание | Действия с мячом | Прыжки | Овладение подвижными играми с правилами | Количество баллов | Вывод: | ||
1. | Д.В. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | высокий |
2. | Ж.А. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | высокий |
3. | К.С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
4. | Л.А. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | высокий |
5. | Л.Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
6. | М.Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
7. | Р.Я | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | высокий |
8. | Ф.А. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | высокий |
9. | Л.С. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 12 | высокий |
10. | З.А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
11. | У.Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
12. | Л.Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
13. | Т.С. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | высокий |
14. | С.Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
15. | З.А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
16. | Н.К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
17. | И.К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
18. | М.К | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
19. | П.М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
20. | К.В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
Вывод: высокий | 5-25% | 3-15% | 2-10% | 1-5% | 0-0% | 11 -55% | ||
средний | 15-75% | 17-85% | 18-90% | 19-95% | 16-80% | 9-45% | ||
низкий | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 0-0% | 4-20% | 0-0% |
Приложение №14
Рекомендации
для родителей по развитию у детей раннего возраста
двигательных умений
в процессе игровой деятельности
- Ориентируйте только на положительные эмоции, радость не только от результата, а от самого процесса работы.
- Поощряйте стремление детей к игровой деятельности.
- Развивайте интерес к игре.
- Учите ребёнка добиваться поставленной цели.
- Опирайтесь на индивидуальное развитие ребёнка.
- Постепенно усложняйте физические нагрузки.
- Стремитесь каждую игру превратить в маленький праздник.
- Искренне радуйтесь вместе с ребёнком его успехом.
- Соблюдайте режим дня ребёнка.
- Старайтесь каждый день находиться на свежем воздухе.
- Старайтесь выходить на прогулку со спортивным инвентарём (мяч, скалка, велосипед, самокат).
Тыван Наталья Витальевна
МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности ...
Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"
Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"...
Обобщение педагогического опыта. "Формирование культуры поведения и толерантности в процессе игровой деятельности"
Вопросы воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.С моей то...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"
Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»
Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...
- Мне нравится (1)